Традиционная монгольская космология




Вселенную монголы представляли как круг, при­чем не только в пространственных измерениях, но и во времени. Все в мире находится в циклическом дви­жении. В качестве примеров можно привести ежед­невный путь солнца, смену времен года, а также цикл существования всех живых духов, раз за разом воз­вращающихся на землю для новой жизни. Круг де­лится на четыре части осями четырех направлений, или сторон света, а ось, проходящая через его центр, направляется через Отца-Небо в Верхний мир и че­рез Мать-Землю в Нижний мир. На эту схему накла­дывается образ Вселенной, таким, как он предстает в шаманских путешествиях. В этих путешествиях ша­ман может подняться по «дереву мира» или полететь в Верхний мир, или спуститься по реке духов ко вхо­ду в Нижний мир, находящемуся на севере, или про­сто найти туннель в земле, по которому также можно спуститься вниз.

Четыре направления

В системе монгольских представлений о мире фун­даментальное место занимает знание о четырех на­правлениях. Если шаман окажется не в состоянии установить свою точную ориентацию по отношению к четырем сторонам света, он по меньшей мере будет чувствовать себя больным. Названия четырех направ­лений переводятся как «вперед», «назад», «влево» и «вправо». В древние времена направлением «вперед» считался восток, однако затем по неизвестным причи­нам оно изменилось на южное и таким сохранилось до наших дней.

Когда монгольский шаман представляет себе об­раз мира, его взгляд всегда направлен с севера на юг. Поэтому слово, обозначающее юг, совпадает со сло­вом «вперед», а север в монгольском языке называет­ся «назад». Правая (западная) сторона мира в мон-


гольской космологии имеет мужской род и является домом благожелательных небесных духов (тенгер). Восточная, левая сторона мира имеет женский род, а живущие па этой стороне небесные духи, согласно ве­рованиям монголов, приносят болезни и разлад.

Юрта и священный круг

Юрта, или гир, является традиционным жилищем монголов. Каркас ее составляет решетка из деревян­ных шестов, расходящаяся кругом от находящегося сверху кольца (mono). Отверстие, которое образует наверху это кольцо, предназначено для вывода дыма от костра. В Америке такие же жилища, называемые здесь хуган, традиционно использовались индейским племенем навахо. Многие сибирские племена, в том числе и монгольские, также живут в типи (вигвамах), которые носили здесь название уурт. При этом тра­диционная ориентация юрт или типи и связанная с ними символика совпадали у большинства населяю­щих алтайский регион народностей.

Конструкция юрты создана таким образом, чтобы ее можно было легко собрать или разобрать, что име­ло важное значение для монгольских племен, кото­рые вели преимущественно кочевой образ жизни. Однако независимо от того, где юрта была поставле­на, она всегда рассматривалась как центр вселенной, и более того, как некий микрокосм внутри себя са­мой. Фактически она является картой мира, в кото­рой небесный свод представлен сферообразной фор­мой внутренней поверхности ее крыши. Вход в юрту всегда находится в южном направлении и является ее передней стороной. Северная сторона юрты, распо­ложенная за костром и носящая название хоимор, считается в ней самым почетным местом. Здесь на стол кладутся священные предметы — жилища ду­хов онгон и прочие религиозные атрибуты. Место для сидения, расположенное рядом с хоимор, считается также почетным, и его обычно занимают старики, вож-


Хакасский шаман

ди, шаманы или другие уважаемые гости. Правая, за­падная сторона юрты — это мужская половина. На этой стороне сидят все мужчины и хранятся принад­лежащие им инструменты, седла, луки и ружья. Ле­вая, восточная половина предназначена для женщин, и в ней содержится кухонная утварь, колыбель и про­чие женские принадлежности. Так как южная сторо­на юрты считается наименее почетной, младшие чле­ны семьи обычно сидят в южной части левой и правой половин.

Перемещение в юрте производится «по направле­нию движения солнца» — по часовой стрелке. В этом направлении днем перемещается пятно солнечного све­та, попадающее через отверстие для выпуска дыма, на­ходящееся в центре крыши. Всегда, когда находящий­ся в юрте человек хочет куда-либо перейти, он должен двигаться по часовой стрелке. То же самое направление


движения обязательно для шаманских танцев и куль­товых ритуалов.

Центр юрты считается самым священным местом во всем мире — гал голомт, место огня. Здесь обита­ет Голомто, дочь Отца-Неба, и к этому месту надо относиться с максимальным почтением. Так же, как юрта является центром мира, гал голомт представля­ет собой центр Вселенной, которую представляет со­бой сама юрта. Вертикальная ось, которую образует столб поднимающегося из гал голомт дыма, представ­ляет собой также Древо Мира. По нему шаман через врата, которыми является тоно, кольцо для выпуска дыма, может подняться в Верхний мир. В некоторых шаманских ритуалах, например, при инициации ша­мана в Бурятии, в центре юрты действительно уста­навливается дерево (тору), поднимающееся из гал голомт и выходящее через отверстие для дыма. В экстатическом трансе шаман поднимается по этому дереву, совершая путешествие в Верхний мир. В дру­гих традициях, где такое дерево не ставится, шаман путешествует в другие миры, проходя через отвер­стие для дыма после того, как его дух примет образ птицы.

Таким образом, юрта в шаманских практиках си­бирских племен играет ту же роль, что и магическое колесо у американских индейцев, являясь представ­лением как священного круга, ориентированного по четырем сторонам света, так и Вселенной в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: