родного русского языка в 7 классе»




ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ НА УРОКАХ РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

Приступая к изучению нашей словесности,

мы хотели бы обратиться назад и взглянуть

с любопытством и благоговением

на ее старинные памятники…

А.С.Пушкин «О русской словесности»

 

 

В русском языке и в русской классической литературе нашла отражение духовная сущность русского народа. Этот богатый материал мы используем на уроках русского языка и русской литературы для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Крупнейшей фигурой в нашей духовной культуре стал Александр Сергеевич Пушкин. Это имя входит в наше сознание с малых лет и остается с нами на всю жизнь.

Гением русской словесности называют великого писателя девятнадцатого столетия. Протоиерей Артемий Владимиров отмечает: «Все тот же человек, небольшого росточка, с темно-русыми кудрями, проницательным живым взором, характерной внешностью, в черном цилиндре, во фраке... Ходит он быстро, никогда не расстается со своей тростью, чуть-чуть подволакивает ногу из-за мучительной болезни аневризмы и завораживает внимание, лишь только отверзает уста. Конечно, это А.С. Пушкин — гений русской словесности, тот, кто любя Россию, мыслил о ее прошлом и грядущем почти что прозорливо. Вот почему из - под его сюртука вышли многие самобытные не только литераторы, историки, но и религиозные философы. В известном смысле мы все его сродники, хотя, конечно, не в полной мере достойные такого родства».

Обращение к текстам А.С.Пушкина на уроках русского языка и литературы позволяет успешно решать задачи обучения и одновременно вызывать у ребят интерес к читаемому и изучаемому материалу, позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Тексты А.С. Пушкина приобщают учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитывают бережное и вдумчивое отношение к слову.

На уроках родного русского языка на этапе актуализации знаний обращаемся к такому структурному элементу учебного занятия, как лингвистическая разминка. Это важный этап урока, который позволяет активизировать внимание учащихся, помогает настроиться на рабочий лад и подготовить учащихся к изучению темы урока. Поэтому задание разминки можно варьировать в соответствии с изучаемым материалом. Этот этап урока в какой-то степени мотивирует ребят, пробуждая интерес к изучаемому предмету, ведь каждый учащийся должен видеть конечную цель своей работы и идти к ней. Лингвистические разминки обычно проводятся в начале урока, по времени этот этап урока занимает около пяти минут.

Представленный материал разминок для уроков родного русского языка 7 класса посвящен исключительно Пушкину. Это произведения самого А.С.Пушкина или произведения о великом писателе. Какие бы перемены не происходили в области преподавания гуманитарных дисциплин, но великий русский писатель никогда не может быть исключен из нашего духовного сознания и из нашей художественной культуры.

В таблице представлен материал к урокам родного русского языка (в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету) для проведения лингвистических разминок в 7 классе.

 

Таблица «Материал для проведения языковых разминок на уроках

родного русского языка в 7 классе»

  Тема урока Материал языковой разминки Задание
  Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка. Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность. (А.С.Пушкин) Запишите высказывание великого поэта о русском языке. Приведите примеры (объяснения), доказывающие истинность слов А.С.Пушкина.
  Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох. 1 часть. Наш язык всё время развивается. Изменения происходят незаметно, но непрерывно. Вспомним «Капитанскую дочку». Прощаясь с женой и дочерью, Иван Кузьмич Миронов говорит: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да колиуспеешь, надень на Машу сарафан». Что за заботливость о нарядах дочери в предсмертный час? Современник Пушкина понимал, что речь шла о спасении жизни. 2 часть. Сарафан носили крестьянки, и комендант, зная, что Пугачёв казнит дворян, советует жене одеть Машу крестьянкою. (В.Одинцова) Прослушайте размышления о произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». С ним вы познакомитесь в следующем учебном году. Как вы думаете, о каком спасении могла идти речь? Как Маше в этом мог помочь сарафан? (ответы детей) Современнику Пушкина все было понятно, в отличие от вас. Какие слова из предложенного для разминки текста рисуют тогдашнюю русскую жизнь? (ответы детей)  
  Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Приезд Троекурова и приём, ему оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия. (А.С.Пушкин «Дубровский») Назовите произведение и автора. Значение всех ли слов понятно? (Околоток - окружающая местность, соседние места, окрестность, округа). Значение каких слов нам понятно, но удивляет форма употребления? (тамошние, оному).Измените данный фрагмент, чтобы его содержание было понятно вашему современнику.
  Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте Под сенью огромного клёна среди густых кустов сирени стоит маленький деревянный флигелёк. В светёлкеэтого домика жила Арина Родионовна. Сюда приходил Пушкин отдохнуть, послушать чудесные сказки няни. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки, лавки, веретено. Русская печь с лежанкой. На полке медный самовар, дорожный погребец. На комоде – заветный ларец няни. (С.Гейченко) Перед вами описание домика любимой няни А.Пушкина. Найдите устаревшие слова и соотнесите их с предложенными определениями. * Небольшая комната, обычно в верхней части жилья. * Большой ящик с крышкой и с замком для хранения вещей, ценностей. * Приспособление для ручного прядения пряжи. * Длинный выступ ”у печки, у стены” для лежания. * Дорожный сундучок с напитками и съестными припасами. * Искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей. Зачем автор фрагмента, с которым мы работали, использует так много устаревших слов? (ответы детей)
  Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи Пушкин оберегал чистоту русской речи, выступал против излишнего засорения русского языка иностранными словами, призывал избегать иноязычных специальных терминов. Он одобряет только те заимствования, которые не стесняют свободу развития родного языка. Он не выступал против тех заимствований, которые обогащают язык, вносят в него новые и жизненно необходимые речевые средства. Заимствованные слова в русском языке можно определить по наличию отдельных букв или буквосочетаний. Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой. Вспомните содержание сказки и подумайте, что это было за слово? (Флот)
  Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами *И долго с бурными волнАми Боролся опытный гребец. *Воротись, дурачина, ты к рыбке: Поклонись ей, выпроси уж Избу. *Мы, старики, уж нынче не танцуем, МузЫки гром не призывает нас. (А.С.Пушкин)   Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин ошибался? Можно ли исправить текст? (ответы уч-ся) Одной из особенностей русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Сейчас мы так не говорим, но так говорили раньше. Такое ударение сохранилось в художественных произведениях. Произносить такие слова нужно в соответствии с нормой XIX века. Иначе мы потеряем ритм и гармонию творений поэта.

 

Занимательность, содержательность, разные формы заданий помогают детям лучше усвоить новый материал и вызывают интерес к русскому языку, в том числе языку литературному, создателем которого является Александр Сергеевич Пушкин.

 

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Винокур Г.О. Словарь языка Пушкина. –М.: Просвещение, 2015.

2. Карпушин С.В. Уроки словесности. Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-8 классов. М. «Интеллект – Центр», 2003

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Издательство: Мир и Образование, 2015.

4. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. М.Издательство «Правда», 1981.

5. Интернет-ресурсы: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=199904401

6. Интернет-ресурсы:https://scicenter.online/kultura-rechi-stilistika-scicenter/rechevoy-etiket-170912.html

7. Интернет-ресурсы: https://bstudy.net/732425/literatura/pushkin_russkom_yazyke_kulture_rechi

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: