Духи животных, тотемы, животные-проводники и охота




Мир лесов, рек и озер является домом для диких животных, которых человек использует ради своего выживания. В монгольском языке животные называ­ются амитпан — «имеющие душу ами», потому что подобно людям они имеют душу живого тела ами, которая отвечает за его тепло и дыхание. Души ами, принадлежавшие животным, перевоплощаются в жи­вотных того же вида, так что олень возвращается об­ратно как олененок, тюлени возвращаются как тюле­ни, а медведи совершают реинкарнацию в медведей. Так как животные имеют душу, считается, что они подобно людям имеют также личность, язык и даже определенные психические способности.

Духом-господином над всеми животными, на кото­рых можно охотиться, является Баян Ахаа («богатый старший брат»). Охотники обращаются к нему с просьбами послать удачу в их поисках. Среди диких зверей самое высокое положение занимают сибирс­кий тигр, ирбис (снежный леопард) и медведь. Буря­ты зовут тигра Анда Барс (тигр — лучший друг) и посылают ему молитвы о хорошей охоте. Во многих сибирских племенах хозяином зверей считается мед­ведь, являющийся также отдаленным предком людей. В таких племенах существуют специальные церемо­нии воздания почестей медведю, убитому во время охоты.


Так как животные считаются имеющими души, ко­торые обладают способностью к перевоплощению, су­ществует множество правил, описывающих, как надо убить зверя таким образом, чтобы не обидеть его душу. В противном случае она может разозлиться и отка­заться вернуться на охотничьи территории племени и даже убедить остальных духов животных уйти в дру­гие места. Когда охотник или рыболов убивает боль­шое животное или ловит большую рыбу, он может оп­лакать их смерть, чтобы успокоить душу этих животных. Также охотники извиняются перед своей добычей за то, что пришлось ее убить, говоря, что им понадобилось их мясо и шкура для собственного выживания. До­машних животных убивают также с уважением. Голо­ву не отрубают, потому что считается, что перерезание горла повреждает душу ами. Голова, шея, легкие и сер­дце, которые имеют коллективное название зулд, явля­ются местом обитания души ами и должны быть отде­лены от остального тела как единое целое. Когда животное убивают во время жертвоприношения, его шкуру и зулд вешают на шестах, направленных в небо. Также после того, как съеден убитый на охоте медведь, его череп, а иногда целый скелет вешают на шест или кладут на специальный помост в лесу.

Уважение, испытываемое к духам животных, дик­тует определенные правила ведения охоты. Прежде всего, входя в лес, человек должен вести себя почти­тельно: не смеяться, не бегать и не кричать, а двигать­ся аккуратно и незаметно, подобно лесному зверю. Бросать ветки в деревья считается оскорблением Баян Ахаа и лесных духов и поэтому является табу (ну-гелгпеи). Также запрещено мочиться и бросать кам­ни в источники воды. Убивать животных можно толь­ко ради еды или меха, и делать это надо быстро и гуманным образом. Пойманная дичь должна быть раз­делена между всеми, причем ее нельзя запасать впрок. Тушу необходимо разделывать особым образом (ес-той). Следуя этим правилам, люди могут быть уве-


рены, что убитая дичь опять вернется на их террито­рии, а с духами животных сохранятся хорошие отно­шения.

Реки, озера, источники и океан являются местом обитания водных духов, а также путем, по которому духи совершают путешествия между мирами. Осо­бенными водяными птицами считается полярная га­гара и ныряющие утки. Во многих сибирских племе­нах существует легенда, согласно которой вначале Земля была полностью покрыта водой, а потом эти птицы стали нырять и поднимать с морского дна ку­сочки ила, который они складывали друг на друга, пока не появилась земля. Привычка постоянно ны­рять дала повод считать полярную гагару совершен­но особой водной птицей. Вода, как считается, полна духов, и полярная гагара, единственная из всех птиц, может вступать в контакт с живущими в воде душа­ми. В песнях сибирских и монгольских шаманов ча­сто имитируется крик этой птицы. Среди рыб самой могущественной считается щука, и ее изображения часто используются при проведении шаманских ри­туалов во многих племенах, от самоедов на западе до тунгусов на востоке Сибири. Животное, которое мо­жет встретиться человеку в природе, иногда оказыва­ется шаманом, принявшим звериный облик во время путешествия его духа для выполнения определенной задачи. Шаманы могут превращаться в птиц, млеко­питающих, рептилий и даже рыб. В некоторых исто­риях рассказывается о том, как охотник убил какого-то зверя и в это время умер шаман, душа которого во время выполнения ритуала приняла облик именно этого зверя. Иногда принимать образ животных мо­гут также духи предков и даже души обычных лю­дей. Монголы племени дагур говорят, что дикобраз, змея, лиса, ласка, паук и фазан — животные, в кото­рые с особенно большой вероятностью может превра­титься путешествующая душа шамана. Большинство этих животных обычно не употребляется в пищу.


Некоторые животные являются тотемами, или сим­волическими предками племен или кланов. Самыми известными из них считается Голубой Волк и Крас­ный Олень, мифические предки монголов. Буряты также считают своим предком быка. Орел во всей Сибири признается как тотем и как предок, а в Мон­голии его также ассоциируют с шаманской традици­ей. У якутов каждый клан имеет в качестве тотема своего собственного зверя или птицу. Имя этого жи­вотного считается табу, и в обычной речи его упоми­нают под другими именами. Возможно, отсутствие в монгольском языке специального слова, которым на­зывают медведя, связано с тем, что он считается пред­ком почти всех сибирских народов. Также среди мно­гих монгольских кланов табу является имя волка.

Духи животных являются советчиками и учителя­ми для шаманов. Согласно якутской традиции, как только шаман в первый раз вступает в контакт с ду­хом его шаманской линии, тот знакомит его с живот­ным силы, которое станет советчиком этого шамана. Это животное носит название «животное-двойник» или «животное-мать». Со времени первой встречи шаман не только учится у своего зверя, но и прини­мает его форму во время путешествий души. По мере роста мощи шамана список его «животных-двойни­ков» увеличивается. В его одежде обычно можно най­ти целые шкуры или куски меха животных этих ви­дов. Они считаются домами для духов онгон, которыми фактически и являются животные силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: