Биография М. И. Тугана-Барановского




Кооперативная концепция М. И. Туган-Барановского (1865-1919)

 

 

Сидорец Евгения Олеговна

Факультет Социальных технологий

Специальность Психология

 

 

Москва 2010

 


Содержание

 

Введение

Биография М.И. Тугана-Барановского

Взгляды на социализм

Теория распределения М. И. Тугана-Барановского

Теория предельной полезности М.И.Туган-Барановского

Взгляды М. И. Туган-Барановского на роль и место кооперации

Теория промышленных циклов

Заключение

Список литературы


Введение

Кооперативы - массовые организации. В недрах кооперативного движения как движения общественного давно уже начала вырабатываться и, наконец, сложилась своеобразная идеология — идеология защиты интересов прежде всего людей физического и умственного труда, мелких собственников, относительно небогатых потребителей товаров и услуг. Эти кооператоры, а также ученые-экономисты и философы, социальные реформаторы, некоторые религиозные и государственные деятели всегда стремились четко определить кооперативный идеал.

Кооперативный идеал составляет в теории высшую и конечную цель совместной деятельности кооператоров и является разновидностью, вариантом социального идеала.

Кооперация рассматривается как новая система хозяйства, в которой царят не вещи, а люди, причем люди нравственные, движимые возвышенными целями - достижение свободы личности, построение совершенного общества. Такой идеал полностью никогда не будет достигнут, но в приближении к нему некоторая часть кооператоров видит смысл своего движения.

Идеал есть верховная ценность, писал Туган-Барановский, из нее исходят низшие ценности. Кооперативные ценности, а отчасти и кооперативные принципы представляют собой некую модель такого идеала. Значит, кооперативные ценности - это ценности не экономической, материальной сферы, а духовного, этического свойства. Они являются ориентиром для кооператоров и играют для них свою вдохновляющую роль.

В последней четверти XX века кооператоры разных стран активно обсуждали вопрос об основных ценностях кооперации. В ходе обсуждения были высказаны предложения признать в качестве кооперативных ценностей самопомощь членов кооперативов, борьбу за ликвидацию прибыли как главного мотива кооперативной деятельности, благо членов и их участие в делах кооперативов и др.

В конечном счете мировая кооперативная общественность провозгласила основные моральные, этические ценности кооперации: взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Заканчивается ХХ век, принесший человечеству многочисленные испытания, век, с одной стороны, возвеличивший человеческий разум, а с другой - показавший все несовершенство социального и политического устройства мира: две мировые войны, социальные революции, в том числе три из них в России, не только сохранившийся, но и расширяющийся голод на планете, болезни и эпидемии, бесчисленные природные катаклизмы, во многом вызванные бездумной деятельностью людей на земле, ведущей планету к негативным и губительным, более того, необратимым экологическим последствиям.

И в то же время ХХ в. отмечен в истории человечества величайшими научными свершениями и прежде всего в естественных науках, новыми географическими открытиями, новыми шедеврами в области литературы и искусства. При этом история свидетельствует: основные события глобального масштаба были непосредственно связаны с нашей страной и нашим народом.

Экономическая наука России переживала небывалый подъем. Одним из самых ярких ученых-экономистов того времени был профессор М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Вместе со своими учениками и последователями он внес крупный вклад в развитие макроэкономических исследований, создав теории рынка, накопления, циклов, кризисов, конъюнктуры; разработав первоосновы экономического прогнозирования. Перу М.И.Туган-Барановского принадлежат уникальные труды по истории социалистических учений, теории кооперации, истории промышленного капитализма в России. Его научное и публицистическое наследие не потеряло актуальности, оставаясь востребованным и в наши дни, о чем свидетельствует библиография его трудов и аналитических материалов о них, публиковавшихся в разных странах в течение всего XX столетия. Поражает точность предвидения ученого: многие положения его учения можно использовать для решения социально-экономических проблем в современных условиях. Более того, они оказались понятыми только благодаря тем изменениям, которые происходят в настоящее время в экономике и в обществе в целом. Это, например, представления о многообразии форм собственности и организации сельскохозяйственного производства. На протяжении всей истории мирового кооперативного движения вопросы развития сельскохозяйственного кооперативного движения являлись объектом пристального внимания со стороны теоретиков кооперативной мысли и практиков кооперативного движения.

 


Биография М. И. Тугана-Барановского

В общественно-политической и научной жизни страны в 1890-х гг. видное место принадлежит экономисту, историку, известному "легальному марксисту" и критику народничества - М. И. Туган-Барановскому. Потомственный дворянин, ведший свой род от татарских ханов (Туган) и польских шляхтичей (Барановских) родился 8 января 1865 г. в Харьковской губернии.

Михаил Иванович был признанным теоретиком кооперации. По его мнению, наличие социалистического общества еще не гарантирует само по себе от превращения его в тоталитарное. Чтобы этого не случилось, необходимы наличие центробежных сил в виде свободы "кооперации", понимаемой им буквально (как сотрудничество), и местного самоуправления. Кооперация, построенная на свободной самоорганизации, представлялась ему прообразом общества, в приближении к которому он видел смысл человеческой истории.

И он не жалел сил для участия в развитии отечественной кооперации. В 1908 г. Туган-Барановского избирают товарищем председателя, а в 1914 г. - председателем Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. Под его руководством оно стало вскоре одним из самых влиятельных учреждений отечественной кооперации. В 1909 г. создал и возглавил журнал "Вестник кооперации", который по признанию современников, являлся лучшим "из подобных изданий не только в России, но и за рубежом"[1]. Он был также основателем и редактором совершенно уникального для того времени сборника "Новые идеи в экономике", помещавшего статьи видных русских и западных экономистов. Михаил Иванович стоял у истоков образования кооперативных институтов в Москве и Киеве. Кроме того, его привлекали к чтению экономических дисциплин на кооперативных курсах в Народном университете им. А. Л. Шанявского. М. И. Туган-Барановский участвовал в разработке кооперативного законодательства. По этому вопросу он отстаивал свои позиции на I Всероссийском съезде деятелей по делам мелкого кредита и сельскохозяйственной кооперации в Петербурге в 1912 г.

Важное место в поисках развития сельского хозяйства России в трудах М.И. Туган-Барановского принадлежит исследованию кооперативного движения. Его он связывал с решением проблемы общественного идеала и социализма, дал теоретическую концепцию понимания кооперации.

Самый острый для страны вопрос - аграрный - побуждает его в апреле 1917 г. возглавить аграрный комитет при Вольном экономическом обществе, задачей которого становится разработка программы разрешения данного вопроса. В 1917 г. на Всероссийском кооперативном съезде он был избран в Совет кооперативных съездов. Его избрали членом ученого совета в 1918 г., когда в Москве был основан кооперативный институт.

Увлеченный с юных лет марксизмом и находясь в то же время под впечатлением теории предельной полезности Менгера, Михаил Иванович прошел сложный мировоззренческий путь, который можно оценивать по-разному. Советские критики его научных взглядов квалифицировали их как исключительно противоречивые, а в целом определяли эволюцию его взглядов как путь в лагерь так называемых легальных марксистов. Противники марксизма и советского строя, такие как Б. Д. Бруцкус, причисляли его к "горячим апологетам социализма"[2].

М.И. Туган-Барановский относился критически к марксизму по ряду принципиальных вопросов, поэтому можно сказать, что его социализм был не совсем марксистский, если не сказать больше - вовсе даже не марксистский. Но он отстаивал "свой" социализм, и развитие кооперации связывал именно с социалистическим будущим России.

Теоретические взгляды на кооперацию наш герой обобщил в книге "Социальные основы кооперации". В ней, пожалуй, впервые в России им были разделены понятия кооперативного движения и кооперации как хозяйственного предприятия. Идеалы кооперативного движения - это социалистическая коммуна, новый человек. Реальный же кооператив вполне уживается в капиталистическом хозяйстве, возникает ради экономической выгоды.

Главный определяющий признак кооператива, его основное отличие от капиталистического предприятия - отсутствие прибыли как цели функционирования. Кооперативное предприятие создается не для получения прибыли на вложенный капитал, а для "увеличения, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшения их расходов на потребительские нужды"[3]. Это наиболее характерная черта любого кооператива. Но каждый класс создает кооперативы специфического типа со своими целями, формами, методами. Существует пролетарская, крестьянская, мелкобуржуазная кооперация. Каждому типу кооператива М. И. Туган-Барановский посвящает раздел книги. В условиях капиталистической экономики для крестьянского хозяйства кооперация необходима, ибо позволяет ему пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства. Крестьянские товарищества, объединенные в союзы, становятся конкурентоспособными с крупнейшими капиталистическими предприятиями. Сельскохозяйственная кооперация не нарушает самостоятельности мелкого крестьянского хозяйства, а наоборот, укрепляет его, повышает его производительность. Однако она привносит в крестьянское хозяйство и новое: оно утрачивает свой индивидуалистический характер, изолированность, становится частью сложной кооперативной системы. Отдельные формы кооперативов внедряются в производственные процессы, регулируют внутреннюю жизнь крестьянского хозяйства.

Таким образом, крестьянская кооперация не только поднимает экономический уровень крестьянского хозяйства, но и глубоко его преобразует, воспитывает нового крестьянина, приучает его к самостоятельности, повышает его культурный уровень, общественную активность. Крестьянское хозяйство, хотя и остается индивидуальным, но в то же время становится общественно регулируемым, и в этом заключается его новый тип, который создается кооперацией.

М. И. Туган-Барановский первым из российских экономистов ввел вопрос о кооперативном идеале в русло теоретического исследования. В его концепции социализма, в которой превалировали нравственно-этические приоритеты, кооперация служила той средой, где торжествует коллективистское начало. Задачей социализма, по мнению Михаила Ивановича, является сочетание коллективного и индивидуального, личного и общественного начал. Производственному коллективизму, основанному на индивидуализме (цель - получение прибыли), он противопоставлял организацию потребительского общества, в котором коллективизм выражал установки солидаризма. Кооперация мыслилась им как основание социализма, его организационное начало и идеал, прообраз высшей ценности будущего. Экономические аргументы М. И. Туган-Барановского подводили к выводу о нежизнеспособности производственной кооперации в силу законов промышленного капитализма. Более адаптированными к индустриальному развитию являлись потребительские кооперативы, использовавшие наемный труд и просчитывавшие свою выгоду.

Война и революция не снизили его интереса к поиску общественного идеала, к проблемам кооперации. Более того, социальный катаклизм обострил этот интерес, и он нашел отражение в появившихся в тот период работах: "Социализм как положительное учение", "О кооперативном идеале", "Русская земельная реформа и кооперация", в которых он формулировал реалистическую программу хозяйственного развития страны. В работе "Земельная реформа и кооперация" он излагает цельную концепцию развертывания начавшейся в России, по его словам, "земельной революции".

Кооперация, по своей природе неразрывно связанная с демократией, коллективизмом, культурой, не только объединяет крестьян с целью повышения экономической эффективности их хозяйствования, но и помогает им осознать себя членами одного класса, подняться на качественно новую ступень самосознания, содействует созданию у них общности мировоззрения с рабочими. "Вот почему только под знаком кооперации русская революция может отстоять свои завоевания", - заключает свои рассуждения ученый[4]. Отметим, что под кооперацией М. И. Туган-Барановский в данном случае имеет в виду, конечно, не коллективизацию, а различные формы объединения усилий, кооперирования единоличных хозяйств. Коллективные хозяйства как массовое явление он предполагал только уже в самом социалистическом обществе.

О степени влияния Туган-Барановского можно судить хотя бы по письму эсера Н. С. Звонкова из Москвы в Красноярск от 31 декабря 1914 г.: "Провожу почти все время в университете Шанявского на курсах по кооперации... Народу нас 140, причем около сотни съехалось из разных концов матушки России, из глуши многие, с запросами, с рассказами, многие с верой в кооперацию такой же, какую разогревают в слушателях такие ораторы, как Туган-Барановский или Прокопович, которые положительно утверждают, что кооперация, выпочковываясь (как любит выражаться Туган-Барановский) из капиталистической организации, несет в себе дух совершенно противоположный... Им представляется новый мирный путь к социализму через кооперацию".

В 1917 г. наш герой получил от Центральной Рады портфель генерального секретаря финансов Украины. Разработанная им программа финансовой политики отталкивалась от идеи автономии Украины с отказом от сепаратизма. Поэтому он примкнул к партии социалистов-федералистов. После краха Центральной Рады М. И. Туган-Барановский уехал в Москву и вернулся к преподаванию, научной работе и кооперативным делам. Затем занимался тем же вновь на Украине. Будучи человеком многогранным, он был избран профессором и деканом юридического факультета Киевского университета. Михаил Иванович стал одним из основателей и действительных членов украинской Академии наук. Многогранная личность академика позволила стать председателем социально-экономического отделения Академии наук, руководителем Центрального кооперативного украинского комитета, Научного общества экономистов, редактором журнала "Украинская кооперация", сотрудником в разных газетах экономического профиля; также активно участвовал он в организации Кооперативного института.

В начале 1919 г. Михаил Иванович перенес два приступа стенокардии, когда поехал на конференцию в Париж руководителем украинской делегации по экономической части, после третьего приступа скончался 21 января 1919 г. в вагоне поезда близ Одессы.

Взгляды на социализм

 

Особый вклад в изучение кооперации был сделан М.И. Туган-Барановским, полагавшим, что принадлежность кооператива к той или иной экономической формации определяло характер деятельности кооперативного предприятия. Согласно их концепции, сущность кооперативного движения, основанного на социалистических идеалах, заключалась в борьбе с предприятиями капиталистического типа. Однако, М.И. Туган-Барановский, обобщив российский кооперативный опыт, ошибочно указал на принцип политического нейтралитета, составлявший, по его мнению, основу деятельности кооперативной организации. Его считают сторонником «кооперативного социализма», «этического социализма» и народником с их «русским социализмом». Эти оценки, однако, безосновательны. Его книга «Социальные основы кооперации» (1916 г.) была признана в кооперативных кругах одной из лучших по этому вопросу, выдержала три переиздания на родине.

В этой книге, пожалуй, впервые в России разделены понятия кооперативного движения и кооперации как хозяйственного предприятия. Идеалы кооперативного движения - это социалистическая община, коммуна, новый человек. Реальный же кооператив вполне укладывается в ткань современности, уживается в капиталистическом хозяйстве, возникает ради экономической выгоды.

Главный определяющий признак кооператива, его основное отличие от капиталистического предприятия - отсутствие прибыли как цели функционирования. Кооперативное предприятие создается не для получения прибыли на вложенный капитал, а для «увеличения, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшения их расходов на потребительские нужды». Это наиболее характерная черта любого кооператива. Но каждый класс создает кооперативы специфического типа со своими целями, формами, методами. Существует пролетарская, крестьянская, мелкобуржуазная кооперация. Каждому типу Туган-Барановский посвящает раздел книги.

В условиях капиталистической экономики для крестьянского хозяйства кооперация необходима, ибо позволяет ему пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства. Крестьянские товарищества, объединенные в союзы, становятся конкурентоспособными с крупнейшими капиталистическими предприятиями. Сельскохозяйственная кооперация не нарушает самостоятельности мелкого крестьянского хозяйства, а наоборот, укрепляет его, повышает его производительность. Однако кооперация привносит в крестьянское хозяйство и новое: оно утрачивает свой индивидуалистический характер, изолированность, становится частью сложной кооперативной системы. Отдельные формы кооперативов внедряются в производственные процессы, регулируют внутреннюю жизнь крестьянского хозяйства. Таким образом, крестьянская кооперация не только поднимает экономический уровень крестьянского хозяйства, но и глубоко его преобразует, воспитывает нового крестьянина, приучает его к самостоятельности, повышает его культурный уровень, общественную активность. Крестьянское хозяйство, хотя и остается индивидуальным, но в то же время становится общественно урегулированным, и в этом заключается новый тип крестьянского хозяйства, который создается кооперацией.

Так, в некоторых формах кооперации ученый усматривал капиталистические отношения. Этика имеющаяся в трактовке многих экономических процессов, в частности, проблем социализма, но не в ущерб экономическому и историческому анализу. Ученый подчеркивает, что «кооператив есть хозяйственное предприятие, как и всякое другое. Кооператив обращается, прежде всего, к хозяйственному интересу человека, и в этом существенное сходство кооператива со всеми другими хозяйственными организациями капиталистической системы. В этом же и его огромная сила». Далее экономист отмечает: «Кооператив не только есть капиталистическое предприятие, но именно в борьбе с капиталом и заключается самая сущность кооперативного движения. В своем капиталистическом теле кооператив скрывает душу, враждебную капиталу. Кооперативы служат интересам не капиталистов, а тех, кто страдает от капитализма. Кооперация есть одна из форм самозащиты трудящихся классов от натиска капитала». По мнению Туган-Барановского, «кооперация отнюдь не является социальным миром, а социальной борьбой, столь же принципиальной и идущей до конца, как и политическая борьба. Но кооперация борется не насилием, не оружием и не баррикадами, а мирным строительством нового общественного строя. Кооперация есть, конечно, борьба, но борьба мирными средствами».

В предисловии к работе «Основы политической экономии» он пишет: «Посвящая свою книгу Кене, Госсен и Марксу, я хотел бы отдать должное тем идейным влияниям, которым она обязана своим возникновением». В его исследованиях рефреном проходит социальный аспект: социальное распределение, социальные основы кооперации, социальная эксплуатация. Социализм, по его оценке - это уничтожение социальной эксплуатации. «Человек при капитализме - средство достижения цели, при социализме она - высшая ценность, - отмечает Туган-Барановский. Ученый различает кооперацию и коллективизм, причем считает это различие принципиальным. В его понимании эта разница заключается в следующем: «Кооперация представляет собою более высокий социальный тип, чем коллективизм, ибо коллективизм является организацией, основанной на принудительной власти большинства над меньшинством, между тем как кооперация является типом вполне свободного хозяйственного и общественного союза. Дальнейшее развитие будет заключаться в постепенном вытеснении в общественном строе более грубого и насильственного начала коллективизма более высоким и свободным началом кооперации» [5].

В его подходе к исследованию экономических процессов прослеживается влияние Кенэ и Маркса. Ф. Кенэ в своей «экономической таблицы» первым исследовал общественное хозяйство как единое целое, классы - как действенные силы этого единого целого. К. Маркс в своей теории воспроизведения вспоминает «экономическую таблицу», но, по мнению Туган-Барановского, не использует ее для любых общих выводов. Маркс присоединяется в вопросе теории рынка к ошибочных взглядов Сисмонди (недопотребление - бедность - Авт.): Не потребления людей, а накопление капитала является стимулом капиталистического хозяйства. В труде Туган-Барановского исследуется все народное хозяйство; социальные отношения класс капиталистов - класс наемных рабочих, а не отношения капиталистическая фирма - наемный работник.

«Только на основе этого метода Кенэ и Маркса - метода рассмотрения целого общественного хозяйства - возможный научный анализ процесса накопления капитала и законов реализации общественного продукта», - пишет ученый.

Социальный аспект является основой его толкование капитала. «Не деньги, а капитал царит в этом мире - это своеобразные социальные отношения, которые в основе своей имеют сосредоточение средств производства в руках немногих людей, тогда как огромное большинство населения лишена этих средств. А необходимость денежного обмена, по сути, вытекает из неорганизованности, непланомирного общественного производства, присущих капиталистическому хозяйству », отмечает он. [6]

Бурный рост капиталистических отношений в стране породил острые дискуссии о выборе пути развития. Работы ученых в области политической экономии содержали в себе всю специфику и все противоречия своего времени. Эта наука развивалась и изменялась вместе с эволюцией общества. Российская действительность ставила перед экономической наукой актуальные проблемы. В России капитализм развивался при сохранении многочисленных феодальных пережитков. Вместе с тем наиболее глубоко мыслящие исследователи при анализе растущего монополистического производства не могли не видеть очень важной его стороны — колоссальных преимуществ крупного хозяйства с точки зрения возможностей технического оснащения и организации производства. Общественный прогресс многими учеными, в том числе и идеологами концепции «устойчивости крестьянского хозяйства», неразрывно связывался с развитием науки, техники и применением их достижений в производстве. В связи с этим экономисты-аграрники занимались активным поиском путей обеспечения техникой и мелкого семейного хозяйства. Отсюда — повышенный интерес к крестьянской кооперации.

Сельскохозяйственная кооперация является необходимым спутником крестьянского трудового хозяйства. Эту чрезвычайно важную роль кооперации в крестьянском хозяйстве М.И. Туган-Барановский объясняет тем, что «благодаря кооперации крестьянин получает возможность пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства». Кредитные товарищества, общества по закупке, сбыту и переработке — все это организации, во главе которых стоят мелкие хозяева, но в то же время общества эти являются сравнительно крупными хозяйственными организациями. Объединенные же в союзы общества эти становятся не только крупными, но и очень крупными предприятиями.

Сравнивая позиции крестьянского и капиталистического хозяйств в сфере обмена, МИ. Туган-Барановский приходит к выводу о преимуществах кооперации. Кооперация глубоко изменяет позицию крестьянского хозяйства: благодаря кооперации крестьянин получает возможность пользоваться кредитом почти на таких же (а иногда и лучших) условиях, как и крупный сельский хозяин, продавать свои продукты почти по такой же высокой и покупать нужные ему продукты почти по такой же низкой цене, как и крупный хозяин или даже благодаря союзам обгоняет в этом отношении изолированных крупных хозяев.

М.И. Туган-Барановский считает, что с принципиальной стороны сельскохозяйственная кооперация отнюдь не превращает мелкого крестьянского производства в какую-либо иную форму.

В область чисто сельскохозяйственного производства в точном смысле слова кооперация почти не проникает или, если и проникает, то лишь окольным путем, со стороны. Переработка молока в масло, винограда в вино, зерна в муку, что исполняет кооперация, не является в строгом смысле слова сельскохозяйственным производством, областью которого, по мнению экономиста, являются только биологические процессы. Ученый специально останавливается на этом вопросе: «Объединенное кооперативными организациями хозяйство крестьянина остается мелким в том смысле, что основной ячейкой кооперативной ткани, как бы эта последняя ни была разветвлена, прочна и сложна, все же остается отдельное крестьянское хозяйство, во главе которого стоит самостоятельный хозяин, на свой страх и риск ведущий это хозяйство. Самостоятельности крестьянского хозяйства кооперация не только не угрожает, но, увеличивая успешность этого хозяйства и повышая его технический уровень, делает крестьянское хозяйство более устойчивым. Поэтому нужно самым решительным образом отвергнуть идею, будто кооперация ведет к концентрации крестьянского производства. Нет, как бы ни была развита сеть кооперативных организаций, все же в основе ее остается индивидуальный производитель-крестьянин».

М.И. Туган-Барановский признает, что крестьянская кооперация ни малейшим образом не разрушает крестьянского хозяйства и не превращает его из индивидуального в коллективное. Какое бы широкое распространение ни получила в крестьянской среде кооперация и как бы ни развивалась вглубь, она не может ослабить крестьянского хозяйства. Наоборот, кооперация имеет тенденцию укреплять крестьянское хозяйство, ибо развитие различных форм кооперативной самопомощи приводит к тому, что стоящая в центре их крестьянская ячейка получает новые источники силы.

В то же время кооперация вносит новую струю в жизнь крестьянского хозяйства: она уничтожает ту изолированность мелких хозяев друг от друга, которая являлась характернейшей чертой экономики крестьянского хозяйства прежнего времени. Хозяйство крестьянина в целом утрачивает свой прежний индивидуалистический характер. Его внутренняя природа, пишет М.И. Туган-Барановский, становится более сложной. При соприкосновении с рынком личное хозяйство поглощается хозяйством кооперации, обширного коллектива, к которому он принадлежит.

М.И. Туган-Барановский отмечает глубокое влияние некоторых видов кооперации на строй крестьянского хозяйства. При этом сам процесс крестьянского производства подчиняется контролю организованной крестьянской группы. Сюда относятся, прежде всего, различные формы товариществ по переработке. В качестве примера выступает маслодельная кооперация. Поскольку качество масла зависит от качества молока, то маслодельный кооператив вынужден контролировать производство молока. Этой цели служат товарищества для приобретения лучших производителей, ибо лишь таким путем можно улучшать породу молочного скота. Не меньшее значение имеют контрольные товарищества, которые контролируют способы кормления скота, доения коров, хранения молока и вообще всю постановку молочного хозяйства. Для выполнения контроля товарищества имеют особые аппараты, посредством которых определяются составные вещества молока, а сам контроль осуществляют лица с аграрным образованием, могущие быть руководителями крестьянина во всех случаях его хозяйственной жизни.

Производство молока осуществляется отдельным хозяином при помощи средств производства, находящихся в его индивидуальной собственности. Однако, подчеркивает М.Т. Туган-Барановский, это индивидуальное производство контролируется и регулируется общественной группой.

Обобщив исторический опыт развития сельскохозяйственной кооперации в странах Западной Европы и России, М.И. Туган-Барановский пришел к выводу, что в основе кооперации лежат такие принципы, как добровольность, самодеятельность, самостоятельность, демократизм: «... Сила кооперативов заключается в их полной добровольности, в совершенной свободе каждого члена принимать или не принимать в них участие. Кооператив является такой хозяйственной организацией, которая возникает совершенно свободно, без какого бы то ни было принуждения. Кооператив есть организованная самопомощь, и в этом его специфическая сила», «... кооперация есть самодеятельность населения, а отнюдь не опека и руководство сверху», «... кооператив является по самому своему существу демократическим учреждением». И если данные принципы организации кооперативного предприятия нарушаются, то они лишаются своей сущности. Это уже, по мнению Туган-Барановского, не кооператив в подлинном смысле этого слова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: