Я его слепила из того, что было,




Классификация восприятий

Восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов, на основе этого существует следующая классификация восприятий: зрительные, слуховые, осязательные,кинестезические, обонятельные, вкусовые.

Другой вид классификации восприятий основан на формах существования материи: восприятие пространства, времени и движения, восприятие человека человеком.

Восприятие пространства – это восприятие объемности и удаленности, восприятие глубины, светотеней, величины и формы. Остановимся на таких понятиях как иллюзия и галлюцинация.

Иллюзия – это искаженное восприятие. Примеры.

Галлюцинация. Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след ранее бывших восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинация – это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а, заткнув уши, слышать.

 

Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности реальных явлений. Уверена, что вы не раз сетовали на время: почему оно иногда быстро бежит, а иногда так нудно тянется. На самом деле время «не бежит» и «не тянется», а меняется наша «оценка времени». Если события интересные – то время быстротечно, если однообразные – то время тянется (ожидание, скучная лекция). Существует зависимость восприятия времени от типа темперамента. Субъективное время для холерика и сангвиника течет быстрее, чем для флегматика и меланхолика.

Следует остановиться на пожирателях вашего времени – хронофагах. Они способны растащить ваше время по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Уважайте время. Не важно чье – свое или чужое. В любом случае оно невосполнимо.

Эталоны в оценке времени: секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы, века. Особенность времени – его необратимость. Время – направленная величина и необходимо определить отправную точку, откуда идет отчет, отсюда настоящее, прошлое и будущее.

Восприятие движения. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком–то фоне, вызывает последовательные возбуждения разных клеток сетчатки. Существует гипотеза, что мозг истолковывает движение глаз, как показатель движения предмета. Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности (кино - 24 кадра в секунду или луна бежит, а на самом деле движется фон).

Восприятие человека человеком. Психологическая иллюзия. Мы часто воспринимаем человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он нам хочет казаться или таким, каким мы его хотим видеть.

Я его слепила из того, что было,

А потом, что было, то и полюбила.

Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное восприятие направляется обстоятельствами.

Преднамеренное восприятие – это наблюдение (то есть мы ставим перед собой определенные цели). Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности. Надо уметь сравнивать и сопоставлять, подмечать характерные и малозаметные особенности. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.

 

3. Восприятия человека человеком – это психологическое познание людьми сущности других людей в условиях непосредственного общения.
Особенности восприятия человека человеком Восприятие определяет не только общую характеристику человека, но и место человека в жизни анализируемого. В голове у человека при анализе складывается определенный образ, на который он опирается. Молодым людям, например, характерно излишне идеализировать объект, особенно если они в него влюблены. Подростки в большей степени используют зрительный образ, то есть они запоминают общие пропорции объекта и расположение основных частей тела. Только со временем наблюдается формирование глобального и адекватного восприятия, когда образ становится более четким и дифференцированным. Важное значение играет ракурс, при котором люди общаются друг с другом. Например, разница в росте между людьми может восприниматься как фактор, влияющий на восприятия людей друг другом. Важным также является установление зрительного контакта. Если он непрерывен, то позволяет установить более качественные связи людей друг с другом. С помощью зрительного контакта люди производит активные «нащупывающие движения» глазами, то есть разглядывает своего оппонента, отражают его зрительный образ на сетчатке. Возрастом восприятие человека человеком с возрастом меняется. Так, в ходе развития ребенка имеет место восприятие других людей, а также формирование его как члена семьи. Ребенок анализирует психические качества людей, с которыми общается, особый интерес у него вызывает психика взрослых. Именно поэтому у ребенка наблюдается потребность в общении, познании и труде. Он специфически реагирует на ухаживающих за ними взрослых, что свидетельствует о том, что он выделяет их из общего круга людей, окружающих его. М. Ю. Кистяковская указывает, что ребенок уже в возрасте от 3 до 6 месяцев способен избирательно относиться как взрослым. Он начинает отделять свою мать от окружающих уже в 3 месяца, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Когда ребенок оказывается в яслях, в детском саду, то резко увеличивается круг лиц, с которыми он связан, поэтому возникает необходимость дифференцировать их, отличать своих от чужих. В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные связи с теми, с кем возникает речевой контакт. При этом он анализирует не только слова, но и позу, жесты, выражение лица, иные проявления. Общаясь со взрослыми людьми, дети учатся читать их эмоциональные состояния, способны копировать его, переживать похожие эмоции. Например, дети очень хорошо чувствуют эмоции страха, радости или переживания взрослых. Пожилые люди несколько иначе воспринимают людей, так как у них снижаются различные виды чувствительности. Так примерно от 32 до 50 % людей в возрасте 80 лет имеет проблемы со слухом, что вызывает необходимость применять иные органы чувств при общении с людьми, воспринимать высокочастотные звуки. Около 16 % людей старше 75 лет практически полностью теряют зрительные функции, в результате чего не способны зрительно воспринимать других людей, наблюдается проблема в восприятии.

 

4. Внутренняя речь – для мышления и снятия внутреннего напряжения.

А в голове кружились мысли: «Летом обязательно поеду на море. Яркое солнце, чистый песок на пустынном пляже, чайки кружат над легкой рябью волн. Ласковый ветерок колышет листву, я лежу на пляже и меня охватывает чувство умиротворения и единения с природой….»

 

5. Дети обладают волей и чувствами, но не способностью к логическому мышлению. До девятилетнего возраста память малыша отличается от памяти взрослых. Малыш запоминает слова, мысли и конкретные действия. Поскольку способность к логическому мышлению еще не развита, ребенок живет в текущем моменте. Нереалистично ждать от малыша до девятилетнего возраста, что он будет всегда брать бутерброды в школу или класть вещи на место. Ребенок учится этим вещам посредством повторения и следования родительским указаниям, но не нужно ожидать, что он запомнит их, поскольку они разумны.

Только в четырнадцатилетнем возрасте ребенок обретает способность последовательно абстрактно мыслить, моделировать гипотетические ситуации, самостоятельно совершать логические построения и принимать чужую точку зрения. Зачатки данных способностей возникают за несколько лет до этого. Не обладая всеми этими мыслительными способностями, малыш видит мир иначе.

 

6. Наверное потому, что отсутствие памяти заставляет забыть об отсутствии ума.

7. Послепроизвольное внимание Оно возникает, когда психическая деятельность требует первоначально больших волевых усилий, но затем, когда сам процесс деятельности станет для человека интерес­ным сам по себе, внимание к этой деятельности уже не требует волевых усилий и становится как бы непроизвольным.

Послепроизвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности, потому что оно позволяет без особых усилий поддерживать необходимый интерес к содержанию учебной деятельности.

Например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается - то разговаривает по телефону, то сидит в интернете в социальных сетях. Продолжение работы над рефератом требует значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение от работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т. е. внимание становится послепроизвольным.

 

8. Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)... Мнемотехнические методики:

метод группировки (4-13-32)

метод рифм и ритма (раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять)

метод акронимов и акростихов (каждый охотник желает знать, где сидит фазан. ВОУК)

цепной метод (создание сюрреалистического образа - цыплёнок, кофе, капуста, масло)

 

9. Я волевой человек, потому что умею (или обладаю способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации

Я ленивый человек, потому что у меня отсутствует трудолюбие, предпочитаю в свободное временя не трудится, а развлекаться.

 

10. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии

11. Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека.

Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

Человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении. Обиженный человек может отомстить своему обидчику в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого.

Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Содержание вообра­жения человека, живущего в определенную историческую эпоху и в определенных социальных условиях, диктуется этой эпохой и этой действительностью.

Помимо индивидуального воображения существует и так называемое групповое, или коллективное, воображение. Оно отражено в произведениях народного искусства, в рассказах, сказках, легендах и т.п. Если сравнивать между собой сказ­ки, существующие в разное время у разных народов, то по мечтам героев этих сказок можно судить о том, к чему стре­мились и о чем мечтали люди соответствующего поколения. По мере того как изменяется психология народов, меняется и содержание фольклора. («Без труда не вынешь рыбку из пруда». - «Кто не работает, тот не ест» - «Работа не волк - в лес не убежит».

 

12. Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помеша­тельство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писате­лей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа.

Самая существенная черта гениев — чередование переме­жающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом прояв­ляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрица­тельного.

Выводы: Жизнь — это непрерывный процесс творчества. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов дейст­вий, ведущих к получению результатов, не известных до этого. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой.

 

13. Фрейд полагал, что по своей природе художественное произ­ведение выполняет компенсаторную функцию, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некото­рое время трудности жизни и дает силы для поддержания на­дежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце - кон­цов то, что хотел — деньги, славу и любовь.

Из-за своих компенсаторных функций прославились голли­вудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В.Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную ком­пенсаторную нагрузку. Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тон­ко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью про­живать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изобража­ли великие художники.

14. Катарсическая теория искусства

Функции компенсации противостоит катарсическая функция искусства, смысл которой заключается в избавлении человека от угне­тающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологи­ческое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. Ари­стотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят, как бы, исцеление и очищение людям».

В катарсическом переживании сильное аффективное пере­живание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.

Психологический механизм катарсиса был детально исследо­ван Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино». Искусство всег­да несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную эмоцию, кото­рую несет в себе искусство.

Важнейшим приемом, при помощи которого художник доби­вается катарсического аффекта, является прием уничтожения содержания формой.

На примерах «Гамлета», «Евгения Онеги­на», рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» Л.Выготский показы­вает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов - художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарси­сом.

Если посмотреть на многие популярные романсы, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием явля­ются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаиче­ским языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не смо­жет. Однако те же самые отрицательные переживания, выра­женные в поэтических рифмах, положенные на красивую мело­дию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просвет­ления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бу­нина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения челове­ком высот духовного совершенства.

Выводы: Каждый художник в силу самой своей природы создает свое художественное произведение, получая от самого процесса творчества могучие поддерживающие импульсы для своей дея­тельности. Каковы бы ни были мотивы созда­ния художественного произведения, ясно одно — художествен­ное творчество является необходимым аспектом жизни общест­ва и таким же необходимым условием жизни всякого настоя­щего художника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: