Предмет экономической теории




Формулировка английского экономиста Лайонела Роббинса: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки... Экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика – такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Макроэкономика занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного и правительственного сектора.

 

 

Метод - совокупность принципов и инструментов научного познания.

Методы экономической теории:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

 

 

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент,ценообразование).

3. Идеологическая - каждая школа экономической теории выражает и защищает взгляды того или иного общественного класса. Экономическая теория способствует развитию идеологии как общественного сознания вообще (определенных этнических норм, стереотипов поведения).

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

 

Вопрос 2.Общие экономические проблемы и понятия

В результате общественного производства создается продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство.

Воспроизводство- это непрерывно повторяющийся процесс производства. Для того, чтобы этот процесс возобновлялся снова и снова, произведенный продукт должен быть потреблен

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

Потребность - состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть.

Классификация потребностей

Маршалл, представитель неоклассической школы, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные(высшие). Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п.

 

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

1. Физиологические (голод, жажда);

2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.)

 

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять свои потребности, для чего необходимы определенные ресурсы.

Ресурсы - производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлетворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всегда стоит перед проблемой выбора. Одна из главных задач экономики – эффективность использования ресурсов.

 

Общество – это не сумма людей, а совокупность определенных, исторически сложившихся отношений между людьми. Отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства материальных благ, называются производственными отношениями. Они играют роль базиса всей системы общественных отношений. Духовные отношения являются надстройкой над базисом, чем более могуч базис, тем многообразнее и богаче возможности развития духовных отношений. Мате­риальные и духовные отношения в единстве образуют общественно-экономическую формацию.

 

Производительные силы и производственные отношения в единстве образуют определенный способ материального производства. Производительные силы - это потенциальные возможности человека в производстве. Они включают в себя, во-первых, вещественные факторы. Это средства производства - совокупность средств труда и предметов труда. Средство труда - это то, при помощи чего производится продукт Предмет труда - это тот элемент природы, который подвергается трудо­вому воздействию. Во-вторых, в производительные силы включается лич­ный фактор производства - рабочая сила. Рабочая сила - это способность к труду, это совокупность умственных и физических способностей чело­века, которые он использует в процессе труда. Обрабатывая предмет труда при помощи средств труда, человек создает продукт - результат труда. До начала процесса труда существуют факторы производства. После окончания - продукт. Между этими пунктами происходит процесс труда Его структура состоит из следующих простых моментов процесса труда: предмета труда, средств труда и самого труда. Труд - это целесообразная деятельность по созданию материальных благ. Это деятельность человека по преобразованию элементов природы для их потребления.

 

Собственность – общественная форма присвоения материальных благ. От формы отношений между собственником средств производства и работником, использующим их в процессе труда, зависят отношения во всех фазах общественного воспроизводства. Если это отношения неравенства, тогда и распределение и потребление будут неравными. Если собственность общая,(коллективная, общественная), между собственником и работником отношения равные, тогда распределение и потребление имеют совместный и равный характер. Поэтому собственность-основное производственное отношение. Она выступает основой функционирования экономической системы

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе:

· ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ (какие именно блага, какого качества в каком количестве)

· КАК ПРОИЗВОДИТЬ (с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий)

· ДЛЯ КОГО производить (это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: