Шаманизм у джакунов и кубу




Джакуны, численность которых составляет 21 тыс. человек, населяют южную часть Малаккского полу­острова.


Роль и положение поханга (поянга) или бомоха у джакунов во многом совпадают с ролью халака у се-мангов и сеноев. Свой дар поханг джакунов, так же как халак семангов и сеноев, передает по наследству, чаще всего сыну. Поханг имеет особые знаки отли­чия: особого рода головное украшение, травяную шаль, опахало. Также у джакунов встречается атрибут, ко­торый не характерен для халака: это конусообраз­ный барабан, обтянутый козьей или ослиной шкурой.

Так же как у семангов и сеноев, у джакунов для камлания сооружается либо специальная, имеющая форму конуса хижина — мисой, либо укрытие из паль­мовых листьев. Внутри нее находится только поханг, остальные участники сидят снаружи вокруг хижи­ны. К крыше хижины подвешена на верёвке неболь­шая деревянная модель домика (балей), куда, как счи­тают джакуны, отправляется душа поханга. К стене хижины прикрепляют корзину с едой и питьем. В ней имеется небольшая доска, на которую ставят челове­ческую фигурку из рисовой муки. Сжигая ее, поханг уничтожает дух болезни, тем самым исцеляя больно­го. Кроме того, на стенах хижины развешаны боль­шие и малые модели домиков, в которые, как считает­ся, также входят духи болезней. Когда церемония лечения заканчивается, эти домики с находящимися внутри них духами болезни выбрасываются в лес.

Джакуны племени бинуа верят, что душа поханга покидает тело и путешествует в иные миры — на небо или в подземный мир, т. е. у них уже имеется идея о многослойной структуре Вселенной и об экстазе. У поханга есть только ему свойственные украшения, одежда и атрибут — барабан. Кроме того, поханг может выполнять функции не только шамана, но и колдуна: он обладает способностью как лечить, так и вызывать болезни и даже смерть на расстоянии.

Все характерные черты шаманизма, которые можно найти у джакунов, в еще более развитой форме прису­щи народу кубу, населяющему джунгли Юго-Восточ-


пой Суматры. У дукунов, как здесь называют шама­нов, больше знаков отличия, более богатые украшения. Во время камлания дукун носит на голове специаль­ный валик (паюнг) или два валика в виде короны. Эти валики украшены разноцветными стеклянными бусами и бубенчиками. На плечах у дукуна лежит пла­ток, концы которого свисают на грудь. Как и у джаку-нов, у шаманов племени кубу есть барабан, но бьют в него не они сами, а специальные барабанщики.

Обычно дукун устраивает камлание с целью изле­чения от болезни. Однако сама церемония лечения происходит не сразу. Ей предшествует ряд подгото­вительных действий, которые сами могут рассматри­ваться как отдельные церемонии. Обычно в камла­нии участвуют два дукуна, потом к ним присоединяется третий. В качестве примера рассмотрим церемонию исцеления заболевшего ребенка.

Сперва дукуны по очереди читают заклинания, а затем под мерные звуки барабана и приглушенные песнопения начинается общий танец шамана и всех жителей деревни, в котором принимают участие и дети. После каждого действия производится подношение чаш с рисом, маслом. Специально назначенные люди поддерживают медленное тление благовонных трав. После довольно длительных подготовительных ри­туалов начинается сама церемония лечения. С кры­ши хижины для камлания спускают на длинной ве­ревке модель домика, в который будет изгнан дух болезни. Затем кровью жертвенного петуха окропля­ют больного, шаман совершает определенные мани­пуляции с наполненной рисом чашей, кладет ее на больного, после чего, как бы обессиленный, падает на руки стоящей позади него женщины. Через некото­рое время один из дукунов опять начинает танец со всеми участниками церемонии.

Постепенно напряжение опять нарастает, дукун падает на руки стоящих сзади мужчин, потом нюхает благовония и снова встает, и так продолжается до тех


пор, пока не подадут лекарство. Шаман выливает его в чашу, накрывает белым платком и покачивает чашу над больным. Затем он вновь начинает танец с тремя женщинами, которые следят за ним, пока он находит­ся в состоянии транса. Один дукун дает лекарство больному, а другой продолжает пение, после чего вновь начинается коллективный танец, завершающий пер­вый день камлания.

На следующий день переходят ко второй части це­ремонии — изгнанию духа болезни. Модель домика опускают так, что она почти касается стоящей на полу чаши с водой. Больного ребенка подносят к дукуну. Он берет его за ноги и опускает в воду, а между паль­цами пропускает веревку, на которой висит модель домика. Эта операция повторяется несколько раз. За­тем исполняющий обязанности помощника дукун с опахалом в руке танцует вокруг ребенка и домика. Когда духи болезни загнаны в домик, его кладут на землю, ломают и выбрасывают. В этой части камла­ния участвуют два младших дукуна, которые помога­ют друг другу. Каждый из них является одновремен­но и собственно дукуном и его помощником в зависимости от того, какое действие совершается. Тре­тья часть камлания состоит из тех же действий, что и первые две, но проводит ее один старший дукун — сели. Находясь в состоянии транса, он отвечает на вопросы о причине болезни и способе ее лечения. Здесь в роли помощника выступает его жена. Вся церемо­ния заканчивается особым праздником — качанием на качелях.

Шаманизм у ибанов

Ибаны — группа народов, (общая численность ко­торых составляет 272 тыс. человек, населяющих внут­ренние и прибрежные районы Северо-Западного Ка­лимантана. Шаман, который называется манаигом, занимает в племени второе по значению место после вождя. Часто, по крайней мере еще в конце XIX в.,


старейшиной (или вождем) и маиангом был один и тот же человек.

Профессия мананга передается по наследству в пределах семьи, хотя и не обязательно от отца к сыну. Манатами, как правило, становятся мужчины, но иног­да и женщины. Призыв стать манангом человек по­лучает во сне, после чего он прощается со своими близ­кими родными и идет на обучение к опытному шама­ну. Обычно в этой роли выступает родственник.

Стать манангом может не каждый. Иногда жела­ющие в течение нескольких лет пытаются стать ма­напгами, но безуспешно, так как они не получают при­зыва духа во сне. И наоборот, иногда человек, даже не помышляющий о шаманстве, получает призыв духа и вынужден стать манангом, так как отказ прогневит духов и вызовет неодобрение со стороны семьи и всей общины. Будущий мананг не просто заявляет о том, что духи призвали его. Он должен доказать, что спо­собен общаться с духами, для чего он должен по соб­ственной воле впасть в состояние транса и выйти из него. По таким признакам, как бессвязная речь и пена вокруг рта, окружающие могут определить, что кан­дидат в шаманы был одержим духом. Только после этого мананг проходит публичный обряд инициации и получает новое имя.

Существует четыре вида инициации, и в зависимо­сти от проведенной церемонии определяется уровень мананга. Самая простая из них называется бесуди (касание). Будущий мананг садится на веранде дома, и вокруг него всю ночь ходят и поют заклинания несколько манангов. Прошедший подобную процеду­ру посвящения шаман называется мананг мата (не­зрелый мананг) и получает способность излечивать болезни. Если он хочет получить более высокую ква­лификацию, то должен пройти вторую церемонию, которая называется беклити (открытие). Сперва про­водятся те же обряды, что и в предыдущей церемо­нии. Затем испытуемого рано утром ведут в отдель-


ную комнату, вход в которую завешен тканью. Там ему на голову надевают и затем раскалывают кокосо­вый орех. Смысл этого символического ритуала зак­лючается в следующем: считается, что будущему ма-нангу отрезали голову, вынули оттуда мозг и промыли его, чтобы придать его уму ясность и способность про­никать в тайны болезни.

Третья степень посвящения включает в себя, наря­ду с обрядами двух предшествующих циклов, еще два ритуала. Сперва над головой посвящаемого размахи­вают веткой бетеля. Это действие называется бангун (букв, «развеваться»). После этого на веранде ставят большой ритуальный кувшин, с двух сторон которого прикреплены короткие лестницы. Всю ночь маианги помогают испытуемому подниматься но одной лестни­це и спускаться по другой. После этого он ложится на пол, а проводящие церемонию мананги проходят мимо него, обязательно пиная его ногами: считается, что та­ким образом они передают ему часть своей силы.

Последний, самый высокий ранг, которого дости­гают буквально единицы — это мананг превращен­ного пола (мананг бали). Им может стать либо муж­чина, принявший облик женщины, либо женщина, принявшая облик мужчины. Авторитет этих манан-гов особенно высок. Именно мананги превращенно­го пола часто выступают в роли вождей общины и судей-примирителей. Как целители они также це­нятся значительно выше, и их призывают в тех слу­чаях, когда другие мананги не могут вылечить бо­лезнь. Платят манангам бали намного больше, чем остальным. Как и в случае посвящения, приказ из­менить пол шаман получает во сне. Этому зову так­же нельзя противиться, иначе дело может закончиться смертью. Чтобы избежать гибельного действия злых духов, мананг убивает одну — две свиньи и устраи­вает жертвоприношение. Затем он надевает женс­кую одежду и с тех пор ведет себя как женщина, выполняет женские работы.


Главным атрибутом мананга является деревянная коробочка, корзина или сумка с различными пред­метами силы, которые достались ему либо по наслед­ству, либо он получил во сне указание собрать их. В этой сумке находятся магические камешки, в том чис­ле камень молнии (бату линтар), которым натирают тело во время церемонии лечения, и кварц (батуи-лау или бату крас), применяемый в диагностике: всматриваясь в него, мананг определяет, какой дух вызвал болезнь и где находится похищенная душа больного.

Главным занятием мананга является целительство. Кроме этого он гадает, предсказывает, толкует сны. Мананг должен хорошо разбираться в лекарственных травах, он часто выступает в роли акушера, но все-таки главный способ его лечения — изгнание злых духов, вызывающих болезнь. Как считают ибаны, причина болезней заключается во вмешательстве злых сил, ко­торые похищают душу человека. Согласно представ­лениям разных племен ибанов, человек обладает не одной душой (жизненной силой), а тремя или семью. Если тело покидают одна или несколько душ, то чело­век заболевает. Когда же улетают все души, то он уми­рает. Задача мананга состоит в том, чтобы отыскать и вернуть душу и таким образом вылечить больного. Сначала он устанавливает диагноз, пристально всмат­риваясь в кварц или гадая по печени свиньи. Мананг должен определить, какой дух вызвал болезнь и где находится душа больного. Затем, проникнув в мир духов, он должен возвратить ее «владельцу». В зави­симости от серьезности заболевания существуют раз­ные способы лечения. Сначала мананг просто прика­зывает удалиться злому духу, вызвавшему болезнь. Если это не приносит результата, шаман призывает духа-помощника. После консультации с ним мананг производит ряд движений, делая вид, что вытаскивает что-то из тела, а затем показывает кусочек дерева или камня как материальную причину болезни.


Часть III РАСТЕНИЯ ШАМАНА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: