Рынок и условия его возникновения




Тема 2. Конкурентный рынок, условия его формирования и проблемы функционирования

Сущность рынка, его структура, модель рыночного кругооборота

Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов и явлений.

Предметом микроэкономики является изучение поведения отдельных экономических агентов (домохозяйств, фирм); экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения специальных вопросов: что, как и для кого.
В данном разделе исследуются цены и объемы производства и потребления конкретных товаров и услуг.


Методы микроэкономики

а) общенаучные:

1.анализ (расчленение на составные части), синтез (изучение в единстве)
2.индукция (от частных случаев к общему), дедукция (от общего к частному)
3.научная абстракция (отвлечение в процессе познания от внешних явлений и несущественных сторон)
4.единство исторического и логического

б) специфические:
1.предельный анализ (исследование не только в законченном виде, но и в постоянно изменяющемся виде; изменение на 1 дополнительную единицу)


2.функциональный анализ (выделение в исследовании явления наиболее существенной черты, определение влияющих на неё факторов, а далее установление способа взаимосвязи данных факторов с ранее выделенной характеристикой)


3.равновесный подход (изучение состояния относительной стабильности системы, когда отсутствуют внутренние тенденции к её изменению; при незначительной перемене внешних условий экономическое положение меняется существенно, то равновесие неустойчиво; если в системе есть силы, которые, несмотря на внешние изменения, возобновляют прежнее положение, то оно устойчивое)


4.экономическое моделирование (формализованное описание экономического явления или процесса)

 

Рынок и условия его возникновения

В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности. (Примечание: Трансакционные издержки-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!!!)

Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами.

Функций рынка:

1) Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

2) Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.

3) Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

4) Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?

Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и межотраслевой).

5) Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.

 

Структура рынка - это внутреннее строение, порядок расположения отдельных его элементов, их доля в общем пространстве рынка

Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков:

1) рынок рабочей силы;

2) рынок средств производства (инвестиционных ресурсов);

3) потребительский рынок (рынок продовольствия, одежды, мебели и т.д.);

4) финансовый рынок. Обеспечивает подвижность капиталов. Он разделяется на:

а) денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций, краткосрочных ценных бумаг, валютный, учетный, межбанковский рынки);

б) рынок капиталов (рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов);

5) рынок услуг;

6) рынок технологий;

7) рынок духовных благ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: