Вопрос 2.2 Рыночный механизма и его элементы




Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства.

Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

 

Цена, спрос и предложение. Как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар (рис. 6).

Рис. 1. Кривая спроса

Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса:

(1) QD = a – b*P

Параметры а и b отражают изменения экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении кривой а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом; если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара (рис. 2).

Рис. 2. Кривая предложения

Qs = a +b*P

 

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос, а также величину предложения и само предложение. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так в жаркие летние месяцы возрастает спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2 (рис. 3).

Рис. 3. Сдвиг кривой спроса

Главный фактор, воздействующий на предложение, – издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или, применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S, смещается вправо (рис. 4). К сдвигу кривой предложения приводят также и изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит к сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов – к сдвигу кривой вправо.

Рис. 4. Сдвиг кривой предложения

На каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения (рис. 5).В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

Рис. 5. Цена равновесия

При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. В точке равновесия экономическое движение прекращается.

Эластичность спроса и предложения.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены (рис. 6). Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовой доход, продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р*Q. На рис. 6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 6б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

Рис. 6. Эластичность спроса

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ЕD= 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис. 6б), спрос неэластичен (ЕD< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рис. 6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус». Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало уменьшение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности равен: –5% / 10% = –0,5. Но нас будет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя и т.д. Помимо товаров-субститутов, существуют и товары-комплементы (взаимодополняемые товары, например, пылесосы и мешки для сбора пыли). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью.

Одним из важных факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода:

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: