Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок «структурно-инновационная политика». Базовыми блоками для него являются: демографическая политика, социальная, политика занятости, экологическая, внешнеэкономическая и оборонная политики. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки формируются в режиме итерации (повто-. рения).
Структурно-инновационная политика формирует, в свою очередь, политику в области профессионально-технической подготовки и профессиональной ориентации, а также антимонопольную политику. Достаточно самостоятельным и крупным блоком является региональная политика. Для России на современном этапе ее развития важное значение имеют политика выживания и политика стабилизации.
Далее, в режиме итерации, на базе структурно-инновационной и региональной политик, а для РФ — еще и политики выживания и стабилизации, вырабатывается долговременная финансово-кредитная политика, которая должна быть отражена в Бюджетном, Налоговом и Кредитном кодексах и, естественно, в намеченном курсе.
Все вышеназванные блоки государственной политики формируют блок инвестиционной политики.
Многие мероприятия политики стабилизации и выживания совпадают по своей направленности с мероприятиями структурно-инновационной политики. К ним относятся:
1. Поддержка социально значимых отраслей СЭС с целью приостановки процесса снижения производственных мощностей, посевных площадей, потери научно-технического и кадрового потенциала.
2. Восстановление потребления населения и уровня развития социальной сферы (в особенности образования и здравоохранения) до необходимого уровня, ниже которого начинается разрушение личности; это должно найти отражение в так называемом минимальном бюджете РФ с выделением средств с учетом минимальной зарплаты, пенсий, пособий по безработице, стипендий.
|
3. Создание условий для правильного использования и заинтересованности товаропроизводителей в развитии базы оборотных средств, позволяющих совершенствовать производство, расширять ассортимент и качество выпускаемой продукции.
4. Смягчение дифференциации доходов, которое привело к катастрофическому социальному расслоению населения, путем перераспределения сверхдоходов, особенно в торгово-посреднической сфере, методами бюджета налоговой политики.
5. Создание дополнительных рабочих мест на государственных предприятиях, проведение общественных работ в области развития производственной и социальной инфраструктуры с целью снижения уровня безработицы.
6. Финансирование реализации программы поддержки малого бизнеса с целью повышения уровня конкуренции и снижения уровня безработицы.
7. Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению окружающей среды с целью предотвращения экологической катастрофы.
К политике выживания следует отнести и обеспечение необходимого уровня обороноспособности страны (оборонная достаточность), определяемого военной доктриной. Для упрощения развития СЭС см. рис. 1.5.
Однако многие мероприятия стратегии выживания и стабилизации противоречат структурно-инновационной политике. Рассмотрим их подробнее.
1. Поддержка «затухающих» производств в связи с необходимостью выпуска изделий, товаров, морально устаревших с точки зрения мировой конъюнктуры, но производство которых невозможно ликвидировать в связи с потребностью (спросом) в них, невозможностью или нецелесообразностью покупки (импорта) этих изделий и товаров за рубежом. В основном, это детали, полуфабрикаты, комплектующие, производство которых было налажено в прошлом в странах СЭВ и СССР.
|
2. Ограничение конкурирующего импорта потребительских товаров. С точки зрения эффективности и принципов международного разделения труда это нерационально, но государство вынуждено проводить протекционистскую политику, чтобы не разрушить еще не окрепшее сельское хозяйство и другие производства окончательно, не вызвать безработицу и социальный взрыв.
3. Антиинфляционная политика государства в части ограничения средств на развитие перспективных отраслей, фундаментальных и важнейших прикладных научных исследований.
4. Государство должно разрабатывать прогнозные и плановые документы совместно с представителями как государственного, так и частного секторов.
Таким образом, государственное планирование может стать процессом общественного обсуждения путей развития экономики и общества в целом. Представляется целесообразным обратиться к опыту Японии и создать при всех ведомствах сеть консультативных советов, в состав которых входят представители государственных органов, предпринимателей, профсоюзов, ученых (желательно под председательством представителей крупных государственных и частных корпораций). Такие советы позволят прийти к согласию всех заинтересованных сторон не только по государственным планам и прогнозам, но и по другим важным направлениям государственного управления.
По мере накопления в силу объективных причин (изменение условий производства и обмена, выход на мировой рынок) отклонений от предусмотренных планом заданий консультативные советы должны определять ту критическую массу изменений, когда необходим пересмотр основных плановых показателей и, следовательно, прогнозных документов.