Этап разработки концепции и основных направлений развития страны




 

Основным блоком на этапе выработки социально-экономической политики является блок «структурно-инновационная политика». Базо­выми блоками для него являются: демографическая политика, социаль­ная, политика занятости, экологическая, внешнеэкономическая и обо­ронная политики. Кроме оборонной политики, которая выражается в военной доктрине, все блоки формируются в режиме итерации (повто-. рения).

Структурно-инновационная политика формирует, в свою очередь, политику в области профессионально-технической подготовки и про­фессиональной ориентации, а также антимонопольную политику. Дос­таточно самостоятельным и крупным блоком является региональная политика. Для России на современном этапе ее развития важное зна­чение имеют политика выживания и политика стабилизации.

Далее, в режиме итерации, на базе структурно-инновационной и региональной политик, а для РФ — еще и политики выживания и ста­билизации, вырабатывается долговременная финансово-кредитная по­литика, которая должна быть отражена в Бюджетном, Налоговом и Кредитном кодексах и, естественно, в намеченном курсе.

Все вышеназванные блоки государственной политики формируют блок инвестиционной политики.

Многие мероприятия политики стабилизации и выживания совпа­дают по своей направленности с мероприятиями структур­но-инновационной политики. К ним относятся:

1. Поддержка социально значимых отраслей СЭС с целью приоста­новки процесса снижения производственных мощностей, посевных площадей, потери научно-технического и кадрового потенциала.

2. Восстановление потребления населения и уровня развития соци­альной сферы (в особенности образования и здравоохранения) до не­обходимого уровня, ниже которого начинается разрушение личности; это должно найти отражение в так называемом минимальном бюджете РФ с выделением средств с учетом минимальной зарплаты, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

3. Создание условий для правильного использования и заинтересо­ванности товаропроизводителей в развитии базы оборотных средств, позволяющих совершенствовать производство, расширять ассортимент и качество выпускаемой продукции.

4. Смягчение дифференциации доходов, которое привело к катаст­рофическому социальному расслоению населения, путем перераспре­деления сверхдоходов, особенно в торгово-посреднической сфере, ме­тодами бюджета налоговой политики.

5. Создание дополнительных рабочих мест на государственных предприятиях, проведение общественных работ в области развития производственной и социальной инфраструктуры с целью снижения уровня безработицы.

6. Финансирование реализации программы поддержки малого биз­неса с целью повышения уровня конкуренции и снижения уровня без­работицы.

7. Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению ок­ружающей среды с целью предотвращения экологической катастрофы.

К политике выживания следует отнести и обеспечение необходи­мого уровня обороноспособности страны (оборонная достаточность), определяемого военной доктриной. Для упрощения развития СЭС см. рис. 1.5.

Однако многие мероприятия стратегии выживания и стабилизации противоречат структурно-инновационной политике. Рассмотрим их подробнее.

1. Поддержка «затухающих» производств в связи с необходимо­стью выпуска изделий, товаров, морально устаревших с точки зрения мировой конъюнктуры, но производство которых невозможно ликви­дировать в связи с потребностью (спросом) в них, невозможностью или нецелесообразностью покупки (импорта) этих изделий и товаров за рубежом. В основном, это детали, полуфабрикаты, комплектующие, производство которых было налажено в прошлом в странах СЭВ и СССР.

2. Ограничение конкурирующего импорта потребительских това­ров. С точки зрения эффективности и принципов международного раз­деления труда это нерационально, но государство вынуждено прово­дить протекционистскую политику, чтобы не разрушить еще не окреп­шее сельское хозяйство и другие производства окончательно, не вы­звать безработицу и социальный взрыв.

3. Антиинфляционная политика государства в части ограничения средств на развитие перспективных отраслей, фундаментальных и важ­нейших прикладных научных исследований.

4. Государство должно разрабатывать прогнозные и плановые до­кументы совместно с представителями как государственного, так и ча­стного секторов.

Таким образом, государственное планирование может стать процессом общественного обсуждения путей развития экономики и общества в целом. Представляется целесообразным обратиться к опыту Японии и создать при всех ведомствах сеть консультатив­ных советов, в состав которых входят представители государствен­ных органов, предпринимателей, профсоюзов, ученых (желательно под председательством представителей крупных государственных и частных корпораций). Такие советы позволят прийти к согласию всех заинтересованных сторон не только по государственным пла­нам и прогнозам, но и по другим важным направлениям государст­венного управления.

По мере накопления в силу объективных причин (изменение усло­вий производства и обмена, выход на мировой рынок) отклонений от предусмотренных планом заданий консультативные советы должны определять ту критическую массу изменений, когда необходим пере­смотр основных плановых показателей и, следовательно, прогнозных документов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: