На обеспечение национальной безопасности




 

Национальная экономика России в настоящий период переживает период реформирования, который характерен не только положительны­ми сдвигами, но и наличием огромного количества проблем, возникаю­щих во всех сферах социально-экономической системы. Одной из ос­новных проблем может стать национальная безопасность, которая зави­сит и от внешней, и от внутренней политики государства. Россия дореформенного периода принадлежала к группе стран с высоким инноваци­онным потенциалом и только закрытость экономики, милитаризация промышленности и закрытость информации о научных достижениях ме­шали эффективному развитию ее экономики и социальной сферы.

Поскольку научно-технический и промышленный потенциал опре­деляет как состояние экономики, так и возможности ее развития в бу­дущем, то без его своевременного обновления и наращивания невоз­можно возобновление основных фондов базовых отраслей и поддержа­ние необходимого уровня обороноспособности страны.

Для сохранения и развития научно-технического и промышленного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы и независи­мость России, требуется уточнить приоритеты государственной струк­турно-инновационной политики в научно-технической и промышлен­ной сферах, согласовать их с задачами обеспечения экономической безопасности страны. Активизация разработки и реализации государ­ственных программ по приоритетным направлениям фундаментальных исследований обеспечивают создание благоприятного инновационного климата в экономике при использовании различных форм государст­венного стимулирования.

Применительно к рассматриваемому вопросу в составе системы ор­ганизационно-экономических и правовых мер должны быть следую­щие элементы:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз эко­номической безопасности;

— определение и поддержание на практике пороговых (предельно допустимых) значений социально-экономических показателей инновационной деятельности, несоблюдение которых может привести к нестабильности в научно-технической и промышленной сфере экономи­ки и даже социальным конфликтам;

— разработка предложений по корректировке (совершенствова­нию) деятельности государства, его исполнительных, законода­тельных и общественных структур в реализации инновационной политики.

Возмещение ущербов, связанных с превышением пороговыхзначений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресур­сов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Количественные параметры, или пороговые значения, в настоящее время официально не приняты, однако предварительная проработка некоторых из них уже осуществлена. Пороговые значения группируются в соответствии с национальными интересами страны по облас­тям экономики:

первая группа — индикаторы экономической безопасности, ка­сающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира;

вторая группа — пороговые значения индикаторов уровня жиз­ни населения.

Большую роль в группе пороговых значений имеют индикаторы, характеризующие структуру производства и долю импорта во внутрен­нем производстве. В частности, проработаны некоторые пороговые значения в этих областях: доля в промышленном производстве обраба­тывающей промышленности должна быть не менее 70%, машино­строения — 20%, доля импорта во внутреннем потреблении населе­ния около 30% и т. д.

Фактическое состояние этих индикаторов значительно вышло за пределы пороговых значений (об этом подробнее будет сказано при изучении системы индикаторов). Однако для понимания данного во­проса необходимо рассмотреть некоторые достаточно важные пока­затели развития. Например, на 2000 г. доля в промышленном произ­водстве обрабатывающей промышленности составляла около 50%. В 2000—2001 гг. наметилась весьма слабая тенденция к росту в отрас­лях обрабатывающей промышленности и машиностроения, однако до 2005 г. прогнозируются настолько низкие темпы этого увеличения, что они не выведут страну из опасной зоны. Пороговое значение доли новых видов промышленной продукции в общем объеме ее производства составляет примерно 6%, фактически она не превыша­ет 2—2,5%.

В систему пороговых значений индикаторов экономической безо­пасности применительно к инновационной деятельности входит повы­шение доли инвестиций в ВВП как минимум до 25—30%. В целях соз­дания условий для развития научно-исследовательской и эксперимен­тальной базы необходимо предусмотреть 5% квоту в федеральной ин­вестиционной программе, а на поддержание научно-технического ком­плекса необходимо выделять не менее 1% от ВВП

Активизация инновационной деятельности требует, с одной сторо­ны, государственного управления и координации действий всех его структур, а с другой — интеграции всех структур, заинтересованных в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

Следует обратить внимание на следующие факты. Во-первых, по данным международных организаций, Россия ежегодно только на «утечке мозгов» теряет от 100 до 200 млрд. долл. Во-вторых, вывоз ка­питала за рубеж, по данным тех же организаций, составляет ежегодно от 60 до 150 млрд. долл. В-третьих, по данным отдельных российских и зарубежных экспертов, снижение инновационной активности работ­ников государственных и частных компаний, НИИ и других организа­ций ежегодно приводит к потерям от 50 до 100 млрд. долл. Таким об­разом, непродуманная и резко изменяющаяся политика государства в период проведения реформ в экономике нанесла совокупный ущерб, значительно превышающий общую задолженность России западным кредиторам.

 

Этапы разработки федеральных целевых программ и государственного плана

На основании прогнозов концепции и основных направлений раз­вития СЭС разрабатываются федеральные целевые программы. Дол­госрочные программы разрабатываются по наиболее важным социаль­ным и военно-стратегическим задачам, а также по решению важней­ших научно-производственных задач, имеющих к тому же межотрасле­вой характер.

В программах конкретизируются и детализируются показатели долгосрочного прогноза, при этом степень детализации увеличивает­ся по мере приближения к году — началу реализации программы. Конкретизируется и детализируется вся информация — задачи, меро­приятия по их решению, исполнители, сроки, ресурсы (финансовые, материальные, человеческие). Если в стране принято разрабатывать долгосрочные и среднесрочные прогнозы одновременно, то данные среднесрочного прогноза используются для детальной проработки первых лет долгосрочной программы, если же нет, то, наоборот, про­работки первых лет долгосрочного прогноза являются ориентиром для разработки среднесрочного прогноза. Но ввиду того что государ­ственные программы могут разрабатываться в разное время, т. е. не­обязательно в канве последовательности этапов «цепочки» управле­ния, могут возникать различные ситуации во «взаимоотношениях» прогнозов и программ.

Наиболее часто встречающийся пример: разрабатываются прогнозы на 20 и 10 лет и на их основе концепция развития на 10 лет, кроме того, разрабатываются федеральные программы также на 10-летний период. Через 5 лет в стране вновь разрабатывается долгосрочный прогноз на 10 и 20 лет. Естественно, последние 5 лет 10-летних программ становятся первыми годами прогноза и их цели, и показатели конкре­тизируются и еще более детализируются на основании уже имеющего­ся среднесрочного прогноза. В прогнозе находят свое отражение ос­новные показатели развития государственного сектора, отраслей СЭС и регионов.

На основании среднесрочного прогноза разрабатывается средне­срочный государственный план, теория формирования которого бу­дет рассмотрена ниже (см. гл. 6).

Далее на основании среднесрочного плана разрабатываются среднесрочные федеральные целевые программы. Имеющиеся наработки позволяют разработать краткосрочный прогноз разви­тия СЭС и на его основе краткосрочный государственный план социально-экономического развития страны. Еще раз отметим, что не во всех странах разрабатываются государственные планы (напри­мер, в США, Канаде), но государственный бюджет разрабатывается всеми странами. Это основной краткосрочный финансовый план го­сударства. В некоторых странах, например Норвегии, в госбюджет включаются доходы и расходы не только государства, но и крупных корпораций. Таким образом формируется национальный бюджет и притом на целых три года.

В условиях России правительство разрабатывает также единую программу развития СЭС, которая включает в себя черты концепции и основных направлений развития.

При разработке такой программы, основанной на прогнозных дан­ных, органы государственной власти исходят из необходимости реше­ния хронических проблем и преодоления внешних и внутренних угроз, которые могут затормозить или остановить продвижение страны к со­циально-экономическому росту. Основными из них в условиях России являются:

— сужение финансовых и политических возможностей государст­ва при выборе эффективной экономической стратегии и ее практиче­ской реализации;

— существование препятствий к формированию прочного единого
пространства, в том числе барьеров для межотраслевого перетока това­ров, капиталов и рабочей силы; неурегулированность межбюджетных отношений;

— низкое качество менеджмента, техническая и технологическая отсталость и высокая степень физического износа производственного аппарата большинства предприятий, их медленная адаптация к новой экономической среде;

— неэффективная структура накоплений, низкий уровень инвести­ций в основные фонды и человеческий капитал;

— высокая доля теневого сектора экономики;

— высокая затратность национальной экономики;

— низкий уровень платежной дисциплины и собираемости налогов;

— существование в экономике значительного числа нежизнеспо­собных предприятий;

— неэффективная структура экспорта-импорта, существенная зави­симость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций, утечка капиталов за рубеж (финансирование конкурентов), имеющая место практика монопольного поведения иностранных производителей на внутреннем рынке, нарушающего принципы справедливой конку­ренции; сохранение дискриминационных барьеров для российских экс­портеров на внешних рынках;

— вывоз результатов перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и конкурентоспособных технологий, осуществляющийся зачастую нелегально или на несправедливых для России условиях;

— высокая долговая нагрузка на экономику;

— высокая дифференциация населения по уровню доходов, значи­тельная доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, суще­ствование очагов высокой локальной концентрации безработицы, со­хранение социально-политической нестабильности.

В программе социально-экономического развития РФ должны быть отражены следующие моменты:

— оценки итогов социально-экономического развития за преды­дущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

— концепция социально-экономического развития страны на сред­несрочную перспективу, в том числе:

• макроэкономическая политика;

• институциональные преобразования;

• инвестиционная и структурная политика;

• аграрная политика;

• экологическая политика;

• социальная политика;

• региональная экономическая политика;

• внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу. Анализ хода выполнения среднесрочной программы должен входить как составная часть ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Рос­сии, в котором Президент оглашает первоочередные задачи на буду­щий год. Эти задачи и уточнения программы социально-экономическо­го развития исходят из краткосрочного прогноза, разрабатываемого на предстоящий год.

Краткосрочный (годовой) прогноз, формируемый ежегодно, явля­ется наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных доку­ментов. Проект краткосрочного прогноза представляется Федеральным Правительством в Государственную Думу Российской Федерации од­новременно с материалами, характеризующими итоги социально-эко­номического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, переч­нем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, зада­ниями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: