Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ




МЕХАНИЗМ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Издержки производства: виды и динамика

Издержки подразделяются на постоянные и переменные. Однако о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными. Валовые (общие) издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства (рис. 19).

Рис. 19. Постоянные(FC), переменные (VC) и валовые (TC) издержки фирмы

 

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки(AC). Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара АС = TC/Q

 

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n – 1 единиц: МС = ТСn – ТСn-1

Производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (предельной выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n и n – 1 единиц продукции: MR = TRn – TRn-1.

В условиях свободной конкуренции производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене: MR = Р. А условие равновесия фирмы: МС = Р.

 

 

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены: MR = MC = P (предельный доход равен предельным издержкам и равен цене товара на рынке)

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.

Таким образом, в положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние общие (валовые) издержки.

Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Чистая монополия. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство МС = MR = Р = АС. При несовершенной конкуренции

(МС = MR) < АС< Р

Рис. 25. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1, до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы снизить цену. Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это видно и из графика: Q1, < Q2.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (по имени АббыЛернера, английского экономиста, предложившего этот показатель в 30-е годы XX в.):

L = (P – MC) / P

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.

Для олигополистического рынка характерно:

· небольшое число фирм (2-7);

· удельный вес каждой довольно велик;

· стандартизированная (сталь, цемент) или дифференцированная (автомобили, сигареты) продукция;

· вход на рынок затруднен (теми же барьерами, которые имеются на монополистическом рынке);

· необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников;

· отсутствие единой модели ценообразования, при этом основное правило максимизации прибыли (МR=МС) учитывается.

 

Дуополия-ДЗ!!!

Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля, показывающий степень концентрации рынка. Индекс вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Н = S12 + S22 + … + Sn2

где Н – индекс Герфиндаля; S1, S2… Sn– доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте – самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н = 3600 + 400 + 100+ 100 = 4200. Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше – признак высокой концентрации.

 

В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п. Количество олигополистов на рынке зависит от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Таким образом, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью. В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения олигопопистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор (картель), лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс» (цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: