Концентрация на простом объекте




Выберите объект для упражнения, например, руч­ку. Примите правильную позу, расслабьтесь, понаб­людайте за мыслями и выполните ритмичное дыха­ние, а затем сформируйте намерение сконцентриро­ваться на ручке в течение выбранного периода времени.


Теперь обратите взгляд на ручку. Подумайте о ее цвете, форме, материале, из которого она сделана, как она была изготовлена, как с ее помощью можно напи­сать что-либо и т.д. Сохраняйте непрерывный поток мыслей, связанных с ручкой, и отбрасывайте все не связанные с ней мысли, как только они появятся. Просто сознательно возвращайте внимание на ручку, как только оно начнет уплывать. Ручка состоит из нескольких частей: двух половинок корпуса, стержня и так далее. Подумайте о каждой из этих частей, но не позволяйте этим мыслям увести вас слишком да­леко от объекта концентрации. Обратив особое вни­мание на стержень, подумайте о том, как он может оставлять следы на бумаге, затем мягко переведите внимание на корпус, представьте, как он может быть раскручен на две половинки. Пройдя таким образом все детали, из которых состоит ручка, опять охватите вниманием ее целиком.

Следующей задачей будет направить внимание на форму ручки, чтобы позже быть в состоянии создать ее мысленный образ с закрытыми глазами. Смотрите на ручку без напряжения, спокойно и внимательно. Пытайтесь запомнить ее форму. После этого закрой­те глаза и попробуйте мысленно ее представить. По­началу, вероятно, вам не удастся увидеть четкий об­раз ручки внутренним взором. В таком случае откройте глаза и опять посмотрите на ручку, уделяя большее внимание тем ее частям, которые вам не уда­лось хорошо представить. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не истечет время упражнения.

Возможно, для вас окажется более удобным и полез­ным мысленно представлять лишь часть ручки, а затем переходить к представлению следующей ее части.

Тогда вы можете поступать таким образом, пока не увидите поочередно все части, а затем попробуйте соединить их в цельную картину.

Если вы обнаружили, что мысли увлекли вас прочь от объекта концентрации до того, как истекло время


упражнения, можете более тщательно и детально про­работать связанные с объектом мысли, от которых отвлеклись. Впрочем, можно просто повторить ту часть потока мыслей, на которой вы сбились. Цель данного упражнения состоит в том, чтобы просто удерживать внимание на выбранном объекте, а не генерировать какие-нибудь необычайные мысли.

Используйте в последующих упражнениях один и тот же объект до тех пор, пока не научитесь создавать в сознании его четкий образ и не сможете удержи­вать этот образ живым в течение произвольного вре­мени. Для первого объекта на это может уйти много времени, но затем вы обнаружите, что для последую­щих объектов эта задача оказывается гораздо более простой, потому что вы выработали в себе способность сосредоточиваться.

Концентрация на чтении

Это упражнение можно практиковать в любое вре­мя как дополнение к приведенному выше. Возьмите небольшой отрывок текста или предложение. Решите, что вы будете концентрироваться на этом тексте в те­чение, скажем, десяти минут. Прочтите его медленно и осознайте точный смысл каждого слова и каждого предложения. Представьте, что писатель хотел ска­зать этими строками. Если текст содержит в себе опи­сание какой-либо сцены, как можно более четко вооб­разите ее. Затем подумайте о смысле написанного. Проанализируйте ту информацию, которую дал писа­тель. Правдива ли она, соглашаетесь ли вы с ним? Что вы думаете по этому поводу? Какие личные пе­реживания и опыт связаны у вас с темой прочитанно­го? Станьте критиком. Каковы были мотивы писате­ля при создании книги? Почему вы с ним несогласны?

Как и в предыдущем упражнении, важно поддер­живать непрерывный поток мыслей, связанных с дан­ным отрывком текста, в течение заданного времени. Сам отрывок должен быть коротким. Идея данного


упражнения состоит в том, чтобы развить в себе при­вычку к проницательному мышлению и чтобы научить­ся получать из предмета наблюдения всю заложен­ную в нем информацию.

Упражнение на счет

Данное упражнение можно выполнять везде. Про­сто закройте глаза и представьте, что вы находитесь перед классной доской. Вообразите, что в одной ва­шей руке находится кусок мела, а в другой — тряпка. Теперь представьте, что вы пишете на доске цифру 1. Постарайтесь, чтобы ее мысленный образ на доске был как можно более четким. После этого сотрите цифру тряпкой. Снова вообразите пустую доску и напишите на ней цифру 2. Затем опять сотрите цифру тряпкой и представьте перед собой пустую доску. Продолжайте таким образом, рисуя цифры 3, 4 и так далее. Регу­лярно выполняя это упражнение, вы обнаружите, что с каждым днем можете написать на доске все больше цифр без отвлечения внимания. Продолжайте упраж­няться, пока не сможете, не отрываясь, написать на доске все цифры до 100. Важными моментами здесь являются четкий образ цифры на доске и непрерыв­ный поток воображения и мыслей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: