РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Теория языка »
по направлению «050300 – Филологическое образование»
(для профилей «Русский и иностранный языки», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика»)
по циклу ОПД.Ф.05 – Общепрофессиональные дисциплины направления. Федеральный компонент
Очная форма обучения Курс – 4 Семестр – 8 Объем в часах – 56 в т.ч.: лекции – 18 практические занятия – 10 лабораторные занятия – самостоятельная работа – 28 Экзамен – 8 семестр | Заочная форма обучения Курс – 4 Семестр – 8 Объем в часах всего – 56 в т.ч.: лекции – 14 практические занятия – 10 лабораторные занятия – самостоятельная работа – 32 Экзамен – 9 семестр |
Екатеринбург, 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория языка»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. – 19 с.
Составители:
_____Зуева Татьяна Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
Протокол от 28.06.2012 г. № 16
Зав.кафедрой _________________д.ф.н., проф. Т.А. Гридина
Директор ИФКиМК____________д.ф.н., проф. Н.И. Коновалова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Теория языка» расширяет и углубляет общую языковедческую подготовку студентов. Он знакомит с историей лингвистической науки, с языком как системой, его внутренним устройством и организацией, с основной проблематикой и ведущими направлениями современного языкознания, с современными методами исследования языка. Это определяет структуру читаемого курса в целом, который состоит из 3 –х основных разделов: истории лингвистических учений, современной теории языка и характеристики основных методов изучения языковых явлений.
Цель курса: обобщить в одной научной парадигме теоретико – лингвистические знания студентов, выработать общелингвистическую перспективу, умение разбираться в основных направлениях и течениях науки о языке, современных подходах к его изучению.
Задачи курса:
Ø Подвести итог изучению частных лингвистических дисциплин, способствовать теоретическому осмыслению и обобщению фактов современного русского языка и его истории.
Ø Дать понятие о языковой системе, ее внутреннем устройстве, закономерностях функционирования и развития ее единиц
Ø Познакомить студентов с историей лингвистической науки, основными лингвистическими направлениями и школами.
Ø Ввести студентов в круг проблем современного языкознания.
Ø Сформировать у студентов научное мировоззрение, творческий подход к осмыслению фактов языка.
Ø Показать решающую роль научных идей и методов в изучении языка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Итоговая форма отчетности - экзамен.
Экзаменационный билет включает в себя:
а) теоретический вопрос по истории или теории языкознания
б) вопрос, предполагающий методологическое обоснование анализа конкретного языкового
материала
Количество часов:
Дисциплина рассчитана на 26 аудиторных часов, из них 18 часов - лекции; 10 часов – практические занятия; 28 часов – самостоятельная работа. Дисциплина изучается в 8 семестре.
Р а з д е л 2. Общее языкознание
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоёмкость | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. | |||||
2. | Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта. | |||||
3. | Основные лингвистические школы и направления. (натуралистическое и психологическое направления в языкознании).Лингвистическая концепция А.А. Потебни. | |||||
Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. | ||||||
5. | Язык и речь | |||||
6. | Система и структура языка. | |||||
7. | Язык как знаковая система. | |||||
8. | Язык и сознание. | |||||
9. | Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения. | |||||
Итого: |
2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоёмкость | Аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. | Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. | |||||
2. | Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта. | |||||
3. | Основные лингвистические школы и направления. (натуралистическое и психологическое направления в языкознании). Лингвистическая концепция А.А. Потебни. | |||||
Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. | ||||||
5. | Язык и речь | |||||
6. | Система и структура языка. | |||||
7. | Язык как знаковая система. | |||||
8. | Язык и сознание. | |||||
9. | Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения. | |||||
Итого: |
Содержание дисциплины
Тема 1. Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.
Предмет и задачи языкознания. Языкознание общее и частное. Структура лингвистической науки. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.
Тема 2. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта
В. Гумбольдт – основоположник философии языка. Лингвофилософские взгляды В. Гумбольдта: а) учение о языке как проявлении «народного духа»; б) учение об антиномиях, определяющих диалектическую природу языка; в) учение о языке и мышлении, их неразрывной связи; г) учение о «внутренней форме языка». Роль В. Гумбольдта в развитии языкознания.
Тема 3. Основные лингвистические школы и направления (натуралистическое и психологическое направления в языкознании). Лингвистическая концепция А.А. Потебни.
Натуралистическая концепция языка А. Шлейхера: а) язык как природный живой организм; б) учение о стадиях в развитии грамматического строя языков; в) учение о дивергентном развитии языковой семьи; г) праязык и его реконструкция. Сильные и слабые стороны теоретических взглядов А. Шлейхера.
Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция А.А. Потебни: а) взгляды А.А. Потебни на природу языка и предмет лингвистической науки; б) А.А. Потебня о связи языка и мышления; в) учение о значении слова и его внутренней форме.
Тема 4. Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртене). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ: а) общетеоретические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на язык и речевую деятельность; б) учение о статике и динамике; в) учение о языковой системе и ее элементах; г) взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на структуру языкознания и методы лингвистических исследований. Роль И.А. Бодуэна де Куртенэ в истории языкознания.
Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: а) Ф. де Соссюр о важнейших дихотомиях, определяющих природу языка, и о предмете лингвистических исследований; б) язык как знаковая система, учение о языковом знаке и значимости; в) учение о видах системных отношений между элементами языковой системы; г) учение о синхронии и диахронии в языке. Роль Ф. де Соссюра в развитии языкознания.
Тема 5. Язык и речь
Язык и речь как две стороны речевой деятельности. Решение проблемы языка и речи в общетеоретическом аспекте. Рассмотрение проблемы языка и речи в структурном аспекте. Разработка проблемы в коммуникативном, психолингвистическом и социолингвистическом аспектах.
Тема 6. Система и структура языка
Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира. Определение системы и структуры языка в современном языкознании. Язык как система: а) проблема выделения языковых единиц; б) типы языковых единиц и их характеристика; в) единицы языка и уровни языковой системы.
Язык как структура: а) иерархические отношения между единицами разных уровней языковой системы; б) парадигматические и синтагматические отношения между единицами одного уровня языка. Модели системы языка в современной лингвистике. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Объективность законов языкового развития.
Тема 7. Язык как знаковая система
Из истории разработки проблемы знаковости языка. Развитие знаковой теории языка в современной лингвистике: а) проблема структуры языкового знака; б) проблема произвольности или условности языкового знака; в) проблема изменчивости языкового знака; г) значение и значимость языкового знака; д) роль интерпретатора в применении и создании новых языковых знаков. Типология языковых знаков. Типы языковой системы.
Тема 8. Язык и сознание
Философские концепции соотношения языка и мышления. Обсуждение проблемы «язык и сознание» в языкознании XIX в. Решение проблемы «язык и сознание» в современном языкознании:
генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функция языка. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках.
Тема 9. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.
Проблема метода в языкознании. Методология, метод, методика: сходства и различия.
Синхронный и диахронный подход к изучению языка.
Характеристика основных современных методов изучения языка: 1) структурно-системный подход к изучению языка; основные методы в рамках этого подхода; 2) экспериментальные методы в языкознании: метод лингвистического и психологического эксперимента; 3) антропологический подход к изучению языка: а) социолингвистические методы в языкознании; б) метод концептуального анализа; в) изучение языка в лингвокультурологическом аспекте.
Практические занятия
(семинарского типа)
Практические занятия, исходя из специфики курса, проводятся в форме семинарских и предполагают закрепление и углубление теоретических сведений при обсуждении опорных вопросов, касающихся важнейших лингвистических концепций, закономерностей функционирования и развития языковой системы и методов её изучения, они направлены также на выработку умений и навыков лингвистического анализа конкретного языкового материала в определенном аспекте.
Тема 1. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта
1. В. Гумбольдт о языке как «внешнем проявлении духа народа».
2. В. Гумбольдт о месте языка в системе культурных ценностей цивилизации. Вопрос о прогрессе цивилизации и роли языка в нем.
3. В. Гумбольдт о языке как «деятельности».
4. Учение В. Гумбольдта об антиномиях как отражение деятельностного подхода к пониманию сущности языка.
5. В. Гумбольдт о языке как «порождающем себя организме».
6. В. Гумбольдт о соотношении языка и мышления.
7. Учение В. Гумбольдта о «внутренней форме языка». Влияние «внутренней формы языка» на мышление.
8. Гумбольдт–основоположник антропоцентрического направления в языкознании.
Литература
Амирова, Т. А. История языкознания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 297-323.
Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984.
Звегинцев, В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечениях: Хрестоматия. –М., 1960 – ч. Ι. –С. 65-86.
Тема 2. Лингвистическая концепция А.А. Потебни
1. А.А. Потебня о соотношении языка и мышления и стадиях развития языка и мышления.
2. А.А. Потебня об активной роли языка в становлении знаний.
3. Учение А.А. Потебни о «внутренней форме» слова, его значение для современного языкознания.
4. А.А. Потебня о структуре языкового знака.
5. Учение А.А. Потебни о «ближайшем» и «дальнейшем» значении слова. Значение этого учения для лексикографии.
6. Учение А.А. Потебни о грамматической форме слова. Грамматика и логика.
Литература
Амирова, Т.А. Указ. учеб. пособие – С. 353-372.
Виноградов, В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1978. – С. 91-104.
Потебня, А.А. «Из записок по русской грамматике», «Мысль и язык» (извлечения из указ. хрестоматии Звегинцев, В.А. – ч. I. –С. 87-149.
Потебня, А.А. Собрание трудов. – М.: Лабиринт, 1999.
Тема 3. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра
1. Антиномия языка и речи в лингвистической концепции Соссюра.
2. Соссюр о лингвистике «внешней и внутренней».
3. Учение Соссюра о синхронии и диахронии в языке. Синхроническая и диахроническая лингвистика, их оценка Соссюром.
4. Учение Соссюра о системном характере языка и отношениях между его элементами.
5. Знаковая теория языка (структура языкового знака и его свойства). Диалектика языкового знака.
6. Учение Соссюра о значении и значимости (значимость со стороны означаемого и означающего). Значение этого учения и его критика в современном языкознании.
Литература
Амирова, Т.А. Указ. учеб. пособие – С. 353-372.
Кацнельсон, С.Д. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра // Вопросы общего языкознания: Материалы республиканского семинара. – Ленинград, 1967. – С.24-43.
Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики. – М.: Логос, 1999.
Тема 4. Методы изучения языка
1. Проблема метода в истории языкознания.
2. Методология, метод, методика: сходства и различия.
3. Характеристика основных методов современного языкознания:
ü структурно-системный подход изучения языка; основные методы в рамках этого подхода;
ü экспериментальные методы в языкознании: метод лингвистического и психолингвистического эксперимента;
ü антропологический подход к изучению языка:
а) социолингвистические методы в языкознании;
б) метод концептуального анализа;
в) изучение языка в лингвокультурологическом аспекте.
4. Показать применение данных методов в ходе анализа конкретного языкового материала.
Литература
Гируцкий, А.А. Общее языкознание. Учебное пособие для студентов вузов. – изд. 3-е, стереот. – Мн.: Тетра-Системс, 2003. – С.267-292.
Общее языкознание: Методы лингвистических исследований / Отв. ред. Б. А. Серебренников. – М., 1973.
Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). – М., 1966. – Ч. 3, глава 2.
Кодухов, В.И. Общее языкознание. – М., 1974. – С. 202-241.
Лингвистический энциклопедический словарь – гл. ред. В.Н. Ярцева – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 – 685 с.
Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика. Учебное пособие. - Мн.: Тетра-Системс, 2004. – С. 40-47.
Передриенко, М.Ю. Модели концептуального анализа // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: Материалы Всеросс. науч. конференции, 14-16 апреля 2005 года, Екатеринбург, Россия / Под ред. Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – С. 119-124.
Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности
В связи со спецификой курса большое значение приобретает самостоятельная работа студентов. Основными формами ее являются чтение и конспектирование рекомендованной литературы, выступления с аналитическими сообщениями на семинарских занятиях, участие в обсуждении теоретических вопросов и курса.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:
ü Филологический период в истории языкознания, его особенности и значение для развития лингвистической науки. Античное языкознание.
ü Возникновение сравнительно – исторического языкознания. Его общая характеристика.
ü Младограмматизм в языкознании ХIХ века. Его сильные и слабые стороны.
ü Московская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды Ф.Ф. Фортунатова.
ü Структурализм в языкознании. Его основные направления.
ü Проблема социальной обусловленности языка.