Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Теория языка »

по направлению «050300 – Филологическое образование»

(для профилей «Русский и иностранный языки», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика»)

по циклу ОПД.Ф.05 – Общепрофессиональные дисциплины направления. Федеральный компонент

 

 

Очная форма обучения Курс – 4 Семестр – 8 Объем в часах – 56 в т.ч.: лекции – 18 практические занятия – 10 лабораторные занятия – самостоятельная работа – 28 Экзамен – 8 семестр Заочная форма обучения Курс – 4 Семестр – 8 Объем в часах всего – 56 в т.ч.: лекции – 14 практические занятия – 10 лабораторные занятия – самостоятельная работа – 32 Экзамен – 9 семестр

 

 

Екатеринбург, 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория языка»

 

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 19 с.

 

 

Составители:

_____Зуева Татьяна Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и русского языка

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ

 

Протокол от 28.06.2012 г. № 16

Зав.кафедрой _________________д.ф.н., проф. Т.А. Гридина

Директор ИФКиМК____________д.ф.н., проф. Н.И. Коновалова

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Теория языка» расширяет и углубляет общую языковедческую подготовку студентов. Он знакомит с историей лингвистической науки, с языком как системой, его внутренним устройством и организацией, с основной проблематикой и ведущими направлениями современного языкознания, с современными методами исследования языка. Это определяет структуру читаемого курса в целом, который состоит из 3 –х основных разделов: истории лингвистических учений, современной теории языка и характеристики основных методов изучения языковых явлений.

Цель курса: обобщить в одной научной парадигме теоретико – лингвистические знания студентов, выработать общелингвистическую перспективу, умение разбираться в основных направлениях и течениях науки о языке, современных подходах к его изучению.

Задачи курса:

Ø Подвести итог изучению частных лингвистических дисциплин, способствовать теоретическому осмыслению и обобщению фактов современного русского языка и его истории.

Ø Дать понятие о языковой системе, ее внутреннем устройстве, закономерностях функционирования и развития ее единиц

Ø Познакомить студентов с историей лингвистической науки, основными лингвистическими направлениями и школами.

Ø Ввести студентов в круг проблем современного языкознания.

Ø Сформировать у студентов научное мировоззрение, творческий подход к осмыслению фактов языка.

Ø Показать решающую роль научных идей и методов в изучении языка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Итоговая форма отчетности - экзамен.

Экзаменационный билет включает в себя:

а) теоретический вопрос по истории или теории языкознания

б) вопрос, предполагающий методологическое обоснование анализа конкретного языкового

материала

 

Количество часов:

Дисциплина рассчитана на 26 аудиторных часов, из них 18 часов - лекции; 10 часов – практические занятия; 28 часов – самостоятельная работа. Дисциплина изучается в 8 семестре.

 

Р а з д е л 2. Общее языкознание

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Аудиторных часов Самостоятельная работа
Всего Лекции Практич.
1. Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.          
2. Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта.          
3. Основные лингвистические школы и направления. (натуралистическое и психологическое направления в языкознании).Лингвистическая концепция А.А. Потебни.          
  Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.          
5. Язык и речь          
6. Система и структура языка.          
7. Язык как знаковая система.          
8. Язык и сознание.          
9. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.          
  Итого:          

 

2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоёмкость Аудиторных часов Самостоятельная работа
Всего Лекции Практич.
1. Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.          
2. Лингвистическая концепция В. Фон Гумбольдта.          
3. Основные лингвистические школы и направления. (натуралистическое и психологическое направления в языкознании). Лингвистическая концепция А.А. Потебни.          
  Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.          
5. Язык и речь          
6. Система и структура языка.          
7. Язык как знаковая система.          
8. Язык и сознание.          
9. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.          
  Итого:          

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Объект и предмет языкознания. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.

Предмет и задачи языкознания. Языкознание общее и частное. Структура лингвистической науки. Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке.

Тема 2. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта

В. Гумбольдт – основоположник философии языка. Лингвофилософские взгляды В. Гумбольдта: а) учение о языке как проявлении «народного духа»; б) учение об антиномиях, определяющих диалектическую природу языка; в) учение о языке и мышлении, их неразрывной связи; г) учение о «внутренней форме языка». Роль В. Гумбольдта в развитии языкознания.

Тема 3. Основные лингвистические школы и направления (натуралистическое и психологическое направления в языкознании). Лингвистическая концепция А.А. Потебни.

Натуралистическая концепция языка А. Шлейхера: а) язык как природный живой организм; б) учение о стадиях в развитии грамматического строя языков; в) учение о дивергентном развитии языковой семьи; г) праязык и его реконструкция. Сильные и слабые стороны теоретических взглядов А. Шлейхера.

Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция А.А. Потебни: а) взгляды А.А. Потебни на природу языка и предмет лингвистической науки; б) А.А. Потебня о связи языка и мышления; в) учение о значении слова и его внутренней форме.

Тема 4. Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртене). Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ: а) общетеоретические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на язык и речевую деятельность; б) учение о статике и динамике; в) учение о языковой системе и ее элементах; г) взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на структуру языкознания и методы лингвистических исследований. Роль И.А. Бодуэна де Куртенэ в истории языкознания.

Женевская лингвистическая школа (Ф. де Соссюр). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра: а) Ф. де Соссюр о важнейших дихотомиях, определяющих природу языка, и о предмете лингвистических исследований; б) язык как знаковая система, учение о языковом знаке и значимости; в) учение о видах системных отношений между элементами языковой системы; г) учение о синхронии и диахронии в языке. Роль Ф. де Соссюра в развитии языкознания.

Тема 5. Язык и речь

Язык и речь как две стороны речевой деятельности. Решение проблемы языка и речи в общетеоретическом аспекте. Рассмотрение проблемы языка и речи в структурном аспекте. Разработка проблемы в коммуникативном, психолингвистическом и социолингвистическом аспектах.

Тема 6. Система и структура языка

Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира. Определение системы и структуры языка в современном языкознании. Язык как система: а) проблема выделения языковых единиц; б) типы языковых единиц и их характеристика; в) единицы языка и уровни языковой системы.

Язык как структура: а) иерархические отношения между единицами разных уровней языковой системы; б) парадигматические и синтагматические отношения между единицами одного уровня языка. Модели системы языка в современной лингвистике. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Объективность законов языкового развития.

Тема 7. Язык как знаковая система

Из истории разработки проблемы знаковости языка. Развитие знаковой теории языка в современной лингвистике: а) проблема структуры языкового знака; б) проблема произвольности или условности языкового знака; в) проблема изменчивости языкового знака; г) значение и значимость языкового знака; д) роль интерпретатора в применении и создании новых языковых знаков. Типология языковых знаков. Типы языковой системы.

Тема 8. Язык и сознание

Философские концепции соотношения языка и мышления. Обсуждение проблемы «язык и сознание» в языкознании XIX в. Решение проблемы «язык и сознание» в современном языкознании:

генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функция языка. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках.

Тема 9. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.

Проблема метода в языкознании. Методология, метод, методика: сходства и различия.

Синхронный и диахронный подход к изучению языка.

Характеристика основных современных методов изучения языка: 1) структурно-системный подход к изучению языка; основные методы в рамках этого подхода; 2) экспериментальные методы в языкознании: метод лингвистического и психологического эксперимента; 3) антропологический подход к изучению языка: а) социолингвистические методы в языкознании; б) метод концептуального анализа; в) изучение языка в лингвокультурологическом аспекте.

 

Практические занятия

(семинарского типа)

Практические занятия, исходя из специфики курса, проводятся в форме семинарских и предполагают закрепление и углубление теоретических сведений при обсуждении опорных вопросов, касающихся важнейших лингвистических концепций, закономерностей функционирования и развития языковой системы и методов её изучения, они направлены также на выработку умений и навыков лингвистического анализа конкретного языкового материала в определенном аспекте.

 

Тема 1. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта

1. В. Гумбольдт о языке как «внешнем проявлении духа народа».

2. В. Гумбольдт о месте языка в системе культурных ценностей цивилизации. Вопрос о прогрессе цивилизации и роли языка в нем.

3. В. Гумбольдт о языке как «деятельности».

4. Учение В. Гумбольдта об антиномиях как отражение деятельностного подхода к пониманию сущности языка.

5. В. Гумбольдт о языке как «порождающем себя организме».

6. В. Гумбольдт о соотношении языка и мышления.

7. Учение В. Гумбольдта о «внутренней форме языка». Влияние «внутренней формы языка» на мышление.

8. Гумбольдт–основоположник антропоцентрического направления в языкознании.

Литература

Амирова, Т. А. История языкознания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 297-323.

Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984.

Звегинцев, В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечениях: Хрестоматия. –М., 1960 – ч. Ι. –С. 65-86.

 

 

Тема 2. Лингвистическая концепция А.А. Потебни

1. А.А. Потебня о соотношении языка и мышления и стадиях развития языка и мышления.

2. А.А. Потебня об активной роли языка в становлении знаний.

3. Учение А.А. Потебни о «внутренней форме» слова, его значение для современного языкознания.

4. А.А. Потебня о структуре языкового знака.

5. Учение А.А. Потебни о «ближайшем» и «дальнейшем» значении слова. Значение этого учения для лексикографии.

6. Учение А.А. Потебни о грамматической форме слова. Грамматика и логика.

Литература

Амирова, Т.А. Указ. учеб. пособие – С. 353-372.

Виноградов, В.В. История русских лингвистических учений: Учеб. пособие – М.: Высшая школа, 1978. – С. 91-104.

Потебня, А.А. «Из записок по русской грамматике», «Мысль и язык» (извлечения из указ. хрестоматии Звегинцев, В.А. – ч. I. –С. 87-149.

Потебня, А.А. Собрание трудов. – М.: Лабиринт, 1999.

 

Тема 3. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

1. Антиномия языка и речи в лингвистической концепции Соссюра.

2. Соссюр о лингвистике «внешней и внутренней».

3. Учение Соссюра о синхронии и диахронии в языке. Синхроническая и диахроническая лингвистика, их оценка Соссюром.

4. Учение Соссюра о системном характере языка и отношениях между его элементами.

5. Знаковая теория языка (структура языкового знака и его свойства). Диалектика языкового знака.

6. Учение Соссюра о значении и значимости (значимость со стороны означаемого и означающего). Значение этого учения и его критика в современном языкознании.

Литература

Амирова, Т.А. Указ. учеб. пособие – С. 353-372.

Кацнельсон, С.Д. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра // Вопросы общего языкознания: Материалы республиканского семинара. – Ленинград, 1967. – С.24-43.

Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики. – М.: Логос, 1999.

 

Тема 4. Методы изучения языка

1. Проблема метода в истории языкознания.

2. Методология, метод, методика: сходства и различия.

3. Характеристика основных методов современного языкознания:

ü структурно-системный подход изучения языка; основные методы в рамках этого подхода;

ü экспериментальные методы в языкознании: метод лингвистического и психолингвистического эксперимента;

ü антропологический подход к изучению языка:

а) социолингвистические методы в языкознании;

б) метод концептуального анализа;

в) изучение языка в лингвокультурологическом аспекте.

4. Показать применение данных методов в ходе анализа конкретного языкового материала.

Литература

Гируцкий, А.А. Общее языкознание. Учебное пособие для студентов вузов. – изд. 3-е, стереот. – Мн.: Тетра-Системс, 2003. – С.267-292.

Общее языкознание: Методы лингвистических исследований / Отв. ред. Б. А. Серебренников. – М., 1973.

Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). – М., 1966. – Ч. 3, глава 2.

Кодухов, В.И. Общее языкознание. – М., 1974. – С. 202-241.

Лингвистический энциклопедический словарь – гл. ред. В.Н. Ярцева – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 – 685 с.

Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика. Учебное пособие. - Мн.: Тетра-Системс, 2004. – С. 40-47.

Передриенко, М.Ю. Модели концептуального анализа // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: Материалы Всеросс. науч. конференции, 14-16 апреля 2005 года, Екатеринбург, Россия / Под ред. Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – С. 119-124.

 

 

Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

В связи со спецификой курса большое значение приобретает самостоятельная работа студентов. Основными формами ее являются чтение и конспектирование рекомендованной литературы, выступления с аналитическими сообщениями на семинарских занятиях, участие в обсуждении теоретических вопросов и курса.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

ü Филологический период в истории языкознания, его особенности и значение для развития лингвистической науки. Античное языкознание.

ü Возникновение сравнительно – исторического языкознания. Его общая характеристика.

ü Младограмматизм в языкознании ХIХ века. Его сильные и слабые стороны.

ü Московская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды Ф.Ф. Фортунатова.

ü Структурализм в языкознании. Его основные направления.

ü Проблема социальной обусловленности языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: