Рекомендации к работе с научной и учебной литературой по курсу «Теория языка. Общее языкознание»




Основной формой самостоятельной работы студента по курсу общего языкознания является чтение лингвистической литературы по общетеоретическим проблемам языка.

В результате чтения любого из указанных преподавателем первоисточников студент должен уметь:

  1. Выделить основные поднимаемые в нем проблемы.
  2. Сопоставить решение этих проблем в данной работе с освещением их в других знакомых ему исследованиях и сделать вывод о принадлежности автора к тому или иному лингвистическому направлению.
  3. Показать влияние выдвинутых автором идей на дальнейшее развитие языкознания и, в частности, значение их для изучения русского языка.
  4. Определить возможность использования данной работы в освещении тех или иных вопросов курса на экзамене.

Вопросы к экзамену

В соответствии с основными задачами учебной дисциплины составлена программа и экзаменационные билеты, включающие две группы вопросов: первый из которых предполагает освещение значительного по объему теоретического материала по истории и теории языкознания (с привлечением конспектов научных работ), второй – методологический тренинг.

1 группа вопросов

1. Предмет и задачи языкознания. Структура лингвистической науки.

2. Основы периодизации истории языкознания. Краткая характеристика основных периодов.

3. Филологический период в истории языкознания, его особенности и значение для развития лингвистической науки.

4. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и его общая характеристика.

5. Возникновение философии языка. В. Гумбольдт и его роль в развитии языкознания.

6. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX века (натуралистические и психологические направления).

7. Лингвистическое учение А. А. Потебни и его значение в истории языкознания.

8. Младограмматизм, его место и значение в истории языкознания. Критика младограмматизма.

9. Общая характеристика переходного периода в истории языкознания (конец XIX – начало XX вв.).

10. И. А. Бодуэн де Куртене и его место в истории языкознания.

11. Общая характеристика лингвистической теории Ф. де Соссюра, ее место и значение в истории языкознания. Критика основных положений его теории в современном языкознании.

12. Учение Ф. де Соссюра о знаковой природе языка и о лингвистических значимостях, значение его для современного языкознания.

13. Общая характеристика современного языкознания. Основные проблемы современного общего языкознания.

14. Проблема языка и речи в современном языкознании.

15. Знаковая теория языка.

16. Язык как структура. Учение о парадигматике и синтагматике в современном языкознании.

17. Язык как система. Проблема языковых единиц и их иерархии в системе языка. Теория языковых уровней. Взаимосвязь между уровнями языковой системы. Система, норма, узус.

18. Проблема синхронии и диахронии в современном языкознании.

19. Язык и общество. Решение этой проблемы в современном языкознании.

20. Проблема языка и сознания в современном языкознании. Проблема языковых значений.

21. Проблема метода в современном языкознании. Характеристики основных методов.

22. Генеалогическая и типологическая классификации языков, их сущность и значение. Характеристика основных языковых семей. Лингвистическая карта мира.

23. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.

 

Вторая группа вопросов инновационного характера – методологический тренинг, включающий: 1) методологическое обоснование анализа языкового материала (аргументировать выбор методов, приемов и методик его описания на конкретных примерах в своих ВКР); 2) презентация этого анализа с использованием компьютерных технологий.

 

  1. Требования к уровню усвоения

Содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

1. Основную проблематику и направления современного языкознания.

2. Теоретические проблемы языкознания, касающиеся вопросов: происхождения языка, взаимосвязи языка и мышления, соотношения языка и речи, характера и особенностей знаковой природы языка, системного устройства языка и закономерностей его функционирования, связи языка и культуры, языка и общества.

3. Исторические предпосылки возникновения языкознания как науки: основные лингвистические направления, школы, фундаментальные лингвистические концепции, их авторов и работы, в которых они изложены.

4. Основные методы изучения языка, применяемые в современной лингвистике.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

1. Работать с научной литературой.

2. Разбираться в теоретических основах современного языкознания и проблемных вопросах курса.

3. Давать аргументированный ответ на теоретические вопросы, касающиеся основных лингвистических школ, направлений и учений.

4. Владеть современными методами анализа языкового материала и уметь применять их в зависимости от предмета и задач исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: