Основной формой самостоятельной работы студента по курсу общего языкознания является чтение лингвистической литературы по общетеоретическим проблемам языка.
В результате чтения любого из указанных преподавателем первоисточников студент должен уметь:
- Выделить основные поднимаемые в нем проблемы.
- Сопоставить решение этих проблем в данной работе с освещением их в других знакомых ему исследованиях и сделать вывод о принадлежности автора к тому или иному лингвистическому направлению.
- Показать влияние выдвинутых автором идей на дальнейшее развитие языкознания и, в частности, значение их для изучения русского языка.
- Определить возможность использования данной работы в освещении тех или иных вопросов курса на экзамене.
Вопросы к экзамену
В соответствии с основными задачами учебной дисциплины составлена программа и экзаменационные билеты, включающие две группы вопросов: первый из которых предполагает освещение значительного по объему теоретического материала по истории и теории языкознания (с привлечением конспектов научных работ), второй – методологический тренинг.
1 группа вопросов
1. Предмет и задачи языкознания. Структура лингвистической науки.
2. Основы периодизации истории языкознания. Краткая характеристика основных периодов.
3. Филологический период в истории языкознания, его особенности и значение для развития лингвистической науки.
4. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и его общая характеристика.
5. Возникновение философии языка. В. Гумбольдт и его роль в развитии языкознания.
6. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX века (натуралистические и психологические направления).
7. Лингвистическое учение А. А. Потебни и его значение в истории языкознания.
8. Младограмматизм, его место и значение в истории языкознания. Критика младограмматизма.
9. Общая характеристика переходного периода в истории языкознания (конец XIX – начало XX вв.).
10. И. А. Бодуэн де Куртене и его место в истории языкознания.
11. Общая характеристика лингвистической теории Ф. де Соссюра, ее место и значение в истории языкознания. Критика основных положений его теории в современном языкознании.
12. Учение Ф. де Соссюра о знаковой природе языка и о лингвистических значимостях, значение его для современного языкознания.
13. Общая характеристика современного языкознания. Основные проблемы современного общего языкознания.
14. Проблема языка и речи в современном языкознании.
15. Знаковая теория языка.
16. Язык как структура. Учение о парадигматике и синтагматике в современном языкознании.
17. Язык как система. Проблема языковых единиц и их иерархии в системе языка. Теория языковых уровней. Взаимосвязь между уровнями языковой системы. Система, норма, узус.
18. Проблема синхронии и диахронии в современном языкознании.
19. Язык и общество. Решение этой проблемы в современном языкознании.
20. Проблема языка и сознания в современном языкознании. Проблема языковых значений.
21. Проблема метода в современном языкознании. Характеристики основных методов.
22. Генеалогическая и типологическая классификации языков, их сущность и значение. Характеристика основных языковых семей. Лингвистическая карта мира.
23. Язык как конкретно – историческое явление. Диахрония и синхрония как свойства языка и аспекты его изучения.
Вторая группа вопросов инновационного характера – методологический тренинг, включающий: 1) методологическое обоснование анализа языкового материала (аргументировать выбор методов, приемов и методик его описания на конкретных примерах в своих ВКР); 2) презентация этого анализа с использованием компьютерных технологий.
- Требования к уровню усвоения
Содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
1. Основную проблематику и направления современного языкознания.
2. Теоретические проблемы языкознания, касающиеся вопросов: происхождения языка, взаимосвязи языка и мышления, соотношения языка и речи, характера и особенностей знаковой природы языка, системного устройства языка и закономерностей его функционирования, связи языка и культуры, языка и общества.
3. Исторические предпосылки возникновения языкознания как науки: основные лингвистические направления, школы, фундаментальные лингвистические концепции, их авторов и работы, в которых они изложены.
4. Основные методы изучения языка, применяемые в современной лингвистике.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
1. Работать с научной литературой.
2. Разбираться в теоретических основах современного языкознания и проблемных вопросах курса.
3. Давать аргументированный ответ на теоретические вопросы, касающиеся основных лингвистических школ, направлений и учений.
4. Владеть современными методами анализа языкового материала и уметь применять их в зависимости от предмета и задач исследования.