Русский фарфор. История возникновения и современное состояние.




БИЛЕТ № 7

1. Русский фарфор. История возникновения и современное состояние.

2. Устное народное творчество.

3. Решить методическую задачу № 7.

 

Русский фарфор. История возникновения и современное состояние.

В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры
Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет».
Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки.
А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику
В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия. Россия не отставала от Европы в производстве «белого золота». Напротив, открывшаяся в 1744 году в Петербурге «Невская Порцелиновая мануфактура» (позже Императорский фарфоровый завод), была одним из первых в Европе предприятий по изготовлению керамических и фарфоровых изделий.
Дмитрий Иванович Виноградов – талантливый химик, который проходил обучение в Марбургском университете в Германии вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. После длительных экспериментальных поисков в 1748-ом году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого началось производство отечественной посуды из «белого золота»
Труды Д. И. Виноградова принесли большую пользу российской фарфоровой промышленности: разработанные им технологии и рецепты ещё долгое время использовались на других заводах и фабриках, открытых вскоре после «Невской порцелиновой мануфактуры» в столице, Москве, Киеве.
Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I. Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели.
Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики.
Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.
Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.
За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!
Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод». Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще
Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени.

В двадцатые годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавших как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. На сегодняшний день только в России существует несколько десятков действующих предприятий, занимающихся изготовлением изделий из фарфора. К ним относятся Гжельский завод, Дмитровский завод, Южноуральский завод, Императорский завод и многие другие. Из всех производимых изделий представлены даже оригинальные шедевры, которые выставляют на известных выставках, и, конечно, все эти заводы выпускают предметы общего пользования. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музеях. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки и т. д. Посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера — все это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный самыми широкими слоями населения. Любой российский фарфор, будь то статуэтка или сервиз, останется в моде и даже спустя время будет реликвией, передающейся из поколения в поколение.

 

2. Устное народное творчество. Фольклор – это устное народное творчество. Фольклор как устное народное творчество представляет собой часть культурного наследия народа. Фольклор — предмет исторической ценности, поскольку он, как духовный посредник, рассказывает о культуре этноса или нации. Прикасаясь к фольклору, мы понимаем и осваиваем характер народной культуры, погружаемся в самобытный мир культуры конкретного народа (русского, чеченского, татарского, эвенкского, узбекского, белорусского и т.д.). Фольклор хранит фрагменты повседневной культуры народа. Фольклорные тексты демонстрируют нам как в разные периоды времени люди относились к природе, к близким, к воспитанию детей, к Богу, к старшим и так далее. Если не предпринимать усилий по сохранению и актуализации фольклора, то мы можем потерять ценные фрагменты культурного наследия народа Фольклор имеет региональный характер, поскольку происхождение фольклорных текстов (былин, сказаний, народного театра и пр.) обусловлено особенностями культуры народа, который проживал на данной территории. Благодаря традициям, фольклор сохранялся, он поддерживался и передавался в регионах от одного поколения к другому

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста. Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни. На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами. Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей. Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым. В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы. Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Былины былины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц. Этот жанр возник еще в Древней Руси Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки. Они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма. Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей. Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль. Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было. Легенды В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого. Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев. Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах. Загадки. Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство. На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет. Русская загадка – это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме, про описания предметов, явлений, заданный чаще всего в развлекательном ключе, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность. Загадки имеют сходство с пословицами краткостью изложения, однако в отличие от последних, они дают представление о предмете в завуалированной, непрямой форме. Могут просто описывать предмет, не называя его или рассказывать о нем, посредством описания сходных черт других предметов или объектов. Представляют собой традиционную русскую забаву на внимание и смекалистость Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком. Пример русских пословиц:«Береженого Бог бережет» «Мал золотник, да дорог» «Копейка рубль бережет» Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи. Пример русских поговорок:«Остаться с носом» (быть обманутым)«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)«Когда рак на горе свистнет» (никогда)Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер. Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Колыбельные песни В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать». С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал. Пестушки и потешки Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного. Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека. Прибаутки Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми. По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок». Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения. Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость

Приметы Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.Некоторые примеры погодных примет:Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.Из березы течет много сока — к дождливому лету.Воробьи купаются в песке — к дождю.Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг. Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю. Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Небылицы представляют собой небольшие выдуманные юмористические истории и являются разновидностью сказочного жанра, в которых действительность преподносится с совершенно неожиданной стороны и события в ней описываемые никогда на самом деле произойти не могут.По определению отечественных исследователей фольклора небылицы являются словосочетанием и описанными ситуациями, не поддающиеся обычной логике и призванные произвести комический эффект, т.е. рассмешить слушающую аудиторию, «включить» процессы логики и мышления, немного пофантазировать и конечно, неплохо повеселиться.

В фольклоре сегодня мы можем увидеть часть традиционной культуры народа. Фольклор показывает — что народ в далеком прошлом почитал и ценил, а что считал неправильным. И это благодаря тому, что фольклор все же дошел до нас в виде сказок, песен, танцев, поговорок. Прикасаясь сегодня ко всему этому, мы имеем возможность услышать голос поколений, лучше понять самих себя, воспринимать народную эстетику через музыку и движения, а народную мудрость — через слово. Фольклорные тексты демонстрируют нам как в разные периоды времени люди относились к природе, к близким, к воспитанию детей, к Богу, к старшим и так далее. Если не предпринимать усилий по сохранению и актуализации фольклора, то мы можем потерять ценные фрагменты культурного наследия народа.

Практическое задание №7. ОПК-1, ПК-1, ПК-10

Модель решения практического задания включает в себя последовательные действия:

1. Знакомство с предлагаемым практическим заданием;

2. Ответы на вопросы к данному заданию;

3. Анализ возможных причин принятия правильного решения;

Какую цель преследовал педагог, раздав инструкционно-технологические карты на занятии по технике «канзаши», предварительно показав приемы выполнения остроконечного цветка.

Репродуктивные методы.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. В ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Они содействуют отработке практических умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать положительные качества личности.

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с расширением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность учащихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.

Учащимся можно предложить самостоятельно разработать схему, инструкцию, таблицу по тому или иному виду творчества.

????????



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: