Сословные учебные заведения XVIII- XIX вв.




 

Студентки I курса

направление подготовки

«Педагогическое образование»,

Садретдинова Румия Рафиковна

 

Научный руководитель:

доцент к.и.н.

Соловьева Екатерина Александровна

 

1. Содержание.

2. Введение.

3. Сословные учебные заведения.

3.1 Сухопутный шляхетский корпус.

3.2 Морской кадетский корпус.

3.3 Артиллерийский и Инженерный шляхетный кадетский корпус.

3.4 Смольный институт благородных девиц.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

 

Введение :

XVIII век занимает особое место в истории образования в России: именно в этом столетии создается светская школа, предпринята попытка создать государственную систему образования, разработаны основы светского обучения и воспитания.

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время образование занимает важные позиции, как в общественной, так и в политической жизни страны. Проблема образования является частью общей социальной проблемы.

Реформы петровского времени, необходимость практического осуществления экономических, политических, военных и культурных преобразований еще более обострили потребность в образованных людях. Приглашение нужных специалистов из европейских стран и обучение российской молодежи за границей не могли обеспечить решение этой проблемы. Развитие образования и просвещения в России становится важной государственной задачей.

Таким образом, я считаю, что данная тема не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Целью данной работы является изучение становления и развития дворянского образования в XVIII веке.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

- изучить закрытые мужские и женские сословные учебные заведения XVIII века;

- рассмотреть основные положения концепции образования И.И. Бецкого;

- раскрыть процесс обучения в дворянских закрытых учебных заведениях.

При написании данной работы был использован такой источник как « Антология педагогической мысли России XVIII в.» «Антология педагогической мысли России XVIII в.».

Также источником послужили исторические очерки Лузанова П.Ф. «Сухопутный шляхетный кадетский корпус» «Сухопутный шляхетный кадетский корпус» Лузанов П.Ф., в которых описывается история становления кадетских корпусов как образовательного учреждения, а так же «Кадетские корпуса в России1732-1917» «Кадетские корпуса в России1732-1917» Воробева А., Пархаев О. Воробева А., Пархаев О.

 

При написании истории Морского кадетского корпуса основным источником является « Очерки истории морского кадетского корпуса» «Очерки истории морского кадетского корпуса» Ф. Ф. Веселаго.

Что касается исследовательской литературы по истории Артиллерийского и Инженерного шляхетного кадетского корпуса, я использовала «Полное собрание законов Российской империи» «Полное собрание законов Российской империи» т. XIV т. XIV, а так же «Упоминание истории» «Упоминание истории» Ломан Н.Л.Ломан Н.Л., в которых рассказывается важнейшие события, происходившие в корпусе.

При рассмотрение главы : «Женские закрытые сословные учебные заведения» я воспользовалась исследованиями Д. И. Латышиной. Она большое внимание уделяла педагогическим взглядам выдающегося общественного деятеля второй половины XVIII И. И. Бецкого. «История образования и педагогической мысли» Д. И. Латышина В своих работах Д. И. Латышина сравнивала взгляды И. И. Бецкого и известных философов XVIII века, отмечая схожесть в идеях.

Следует отметить работу А. М. Даниловой «Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института» «Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института» А. М. Данилова.Она отмечает, что получив хорошее воспитание, и образование, многие из них становились не только прекрасными матерями, но и оставили в истории России след как значительные личности.

Таким образом, можно сказать, что данная тема являлась предметом интереса не только современных исследователей, но и дореволюционных и советских историков.

3. Сословные учебные заведения.

3.1 Сухопутный шляхетский корпус.

До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ нужных школ. Мысль об учреждении такого учебного заведения, которое могло бы подготовить будущих офицеров для армии, впервые была высказана сподвижником Петра Великого -- графом Ягужинским, так же был подготовлен доклад об учреждении в Петербурге Корпуса кадетов.

Корпус решено было открыть в столице - в Петербурге, как сосредоточении культурного и научного потенциала государства.

Сухопутный шляхетский корпус (1-й кадетский корпус) учреждался для 200 детей дворянского происхождения. Об этом говорится в указе Сенату от 29 июля 1731 года. Учредили корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13 до 18 лет, в Российских провинциях, где детей обучали арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному искусству, ездить на лошадях и учить прочему воинскому искусству. В корпусах преподавали учителя иностранных языков, истории, географии, юриспруденции, музыки и других полезных наук». Таким образом, корпус имел задачу подготовить дворян не только к военной, но и к гражданской службе.

Первые кадеты появились в корпусе 17 февраля 1732 года, число их было около 30 человек, они были помещены в корпус, затем число желающих поступить возросло, что уже в мае того года увеличили число кадетов с 200 до 360.

Разрешение на прием в кадеты давалось или Сенатом или Графом Минихом или же в последние годы этого периода, Кабинетом Министров.

Система обучения кадетов была несовершенной, а организация работы связана с трудностями. Характерной была многопредметность, так как корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. В учебных пособиях ощущался недостаток, так как их приходилось выписывать из-за границы, через купцов. Так как кадеты принимались разных возрастов и без экзаменов, большинство из них плохо знали иностранные языки, либо совсем не знали, а учебников на русском не было, только на иностранном языке из этого следует, что преподавать было очень сложно.

Очень важным в корпусе это было составление распорядка дня учеников. Известно, что время дня распределялось так: вставали в 4.45 утра; в 5.30 молились и завтракали, в 6 уходили в классы; от 10 до 12 занимались строем; в 12 обедали; от 2 до 4 -- опять классы; от 5 до 6 -- строй; в 7.30 вечера ужинали, а в 9 вечера ложились спать.

В 1765 г. управление кадетским корпусом было возложено на И.И. Бецкого, он составил новый штат и «Устав Императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного российского юношества». Им же были написаны «Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса...»

Согласно уставу, Совету -- органу управления корпусом «О порядке воспитания и обучения малолетних дворян и о первом возрасте оных» предписывалось: «Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов: первый - от пяти и шести до девяти лет, второй - от девяти до двенадцати, третий - от двенадцати до пятнадцати, четвертый - от пятнадцати до восемнадцати, пятый - от восемнадцати до двадцать первого. Посему в каждом возрасте питомцам быть по три года и обучаться по склонности и понятию наукам, как довоинского, так и гражданского принадлежащим.»Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. Соловков И. А. - М., 1985. С.179.

О науках, которые должны изучать кадеты, так же расписано в уставе.

В каждом возрасте кадету нужно было обучаться наукам, необходимым как для воинской, так и для гражданской службы. Для всех возрастов был установлен перечень тех наук, которые кадеты должны были начинать изучать в 1-м возрасте и углублять свои познания в них до 5-го возраста. Все науки были разделены на 4 раздела:

1.Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.

2.Науки, нужные, прежде всего для гражданских занятий.

3.Науки, имеющие практическую пользу.

4.Художества.

Кадеты 1-го возраста «отдавались» на попечение управительнице и воспитательницам, их было десять. Должность управительницы заключалась в наблюдении за поведением и нравами воспитательниц и всех детей, принадлежащих к 1-му возрасту. Она должна была отвечать перед Советом за детей и за все, что происходит с ними. Наряду с общеобразовательными науками кадеты 1-го возраста изучали вероучение, иностранные языки, рисование и танцы.

Вторым и третьим возрастами заведовали инспектора, которые выполняли ту же функцию, что и управительница в первом возрасте. На место воспитательниц-женщин приходили воспитатели-мужчины: начиная со2-го возраста кадетов воспитывали и обучали только мужчины. Что касается наук, то большинство из них представляли собой более глубокий вариант «уже ранее изученных», но во 2-м возрасте добавлялась такая наука, как «учтивство и долг благопристойности», а в 3- м -- «бухгалтерство и умение вести приходные книги» и «основание воинской и гражданской архитектуры». В 3-м возрасте решалась судьба кадета; быть ему военным или гражданским чиновником. В четвертом возрасте происходило распределение кадет на воинское и гражданское звания. Место инспектора теперь занимал подполковник, который должен был являть собой образец для подражания; в его обязанность входило следить за дисциплиной. Время пятого возраста служило для повторения и закрепления последних и самых важных частей наук.Кадет сам должен был понимать, что его будущее зависит от его знания наук, поведения и нравов. Кадеты отчитывались в своих познаниях в обязательном порядке: первый и второй возрасты -- каждые 4 месяца, третий -- через 6 месяцев, а четвертый и пятый ежегодно в присутствии всех членов Совета. По окончании корпуса отличившихся выпускников награждали медалями.

Бецкой считал, что нужно больше приучать кадет к практике, чем к теории, заставлять тело трудиться, а разум не заставлять много размышлять.

Система отношений преподавателей и воспитанников определялась, прежде всего, военным характером учебного заведения. Кадеты подчинялись требованиям военных уставов, участвовали в слоевых смотрах и ходили в караулы.

Для старших воспитанников вводились летние полевые лагеря. Особое место в обучении кадета заняли тактика и военная история.

С развитием гражданской школы необходимость в подготовке гражданских специалистов в системе военного образования отпала. Кадетские корпуса образца XVIII столетия полностью выполнили свою первоначальную просветительскую функцию и теперь должны были готовить исключительно офицеров.

Кадетский корпус стал образцом для устройства других привилегированных учебных заведений в России. Это относилось как к их организации, материальному обеспечению, так и во многом к педагогическим принципам вообще. Так, привлекательными были устройство быта кадет и многие их занятия.

Сухопутный шляхетский кадетский корпус в разное время носил различные именования: с 1766 г. - Императорский сухопутный шляхетный кадетский корпус; с 1800 и с 1882 гг. - Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус; в 1864-- 1882 гг. - Первая Санкт-Петербургская военная гимназия.

Среди выпускников корпуса были и декабристы Ф.Н. Глинка, А.Е. Розен, К.Ф. Рылеев, В.К. Тизенгаузен. С установлением советской власти первый русский кадетский корпус в 1918 году был упразднен.

 

3.2 Морской кадетский корпус.

Морской шляхетный кадетский корпус был создан в 1752 г. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.

Так в историческом очерке Ф.Ф. Веселаго говорится об открытии Морского кадетского корпуса. Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном - на три класса. Что касается разделения на классы Веселаго пишет: «Воспитанники перваго класса кончали высшие морские науки и назывались гардемаринами. Во втором классе проходили навигацию и начинали другие и назывались кадетами второго класса. В третьем классе, были кадеты третьего класса, учившие тригонометрию и другим низшим наукам.» .

Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 - третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Из хорошо успевающих гардемарин назначались: каптенармус, подпрапорщик, фурьер, четыре сержанта, четыре капрала и восемь ефрейторов, командиром роты был капитан 3-го ранга. В роте также были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик.

При поступлении в корпус проводились вступительные экзамены, однако преимущественное право на поступление имели дети чинов морского ведомства. Основная масса воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, по 30 чел. обучались на морских артиллеристов и геодезистов. Возглавляли корпус директор и его помощник по строевой части.

Программа обучения включала 28 учебных дисциплин, в числе которых были математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций», фехтование, танцы. Число штатных преподавателей возросло до 40 чел., при каждом из которых состоял помощник. Общее руководство преподавательской деятельностью осуществлял профессор.

Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить. Все заботы по организации нового военно-учебного заведения легли на плечи выпускника Навигацкой школы капитана 1-го ранга Алексея Ивановича Нагаева, который шесть лет командовал Морской академией, а затем в течение восьми лет кадетским корпусом.А.И.Нагаев занимался подбором учителей, заготовкой для корпуса мебели, одежды, посуды и провизии. Несмотря на все усилия, предпринятые Нагаевым по становлению Морского корпуса, его деятельность не всегда получала одобрения со стороны Адмиралтейств-коллегии, которая критиковала его деятельность.

В апреле 1762 г. император Петр Федорович своим указом повелел учредить военно-учебное заведение, которое объединило сухопутный и морской кадетские корпуса и Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и поручил организацию и командование новым военно-учебным заведением обер-камергеру генерал-лейтенанту Ивану Ивановичу Шувалову. Однако уже 8 августа 1762 г. благодаря личному вмешательству вступившей на престол в результате переворота императрицы Екатерины II Морской кадетский корпус сохранил свою самостоятельность и получил дальнейшее развитие.

С 1764 г. в корпусе учреждается должность главного инспектора классов, отвечавшего за постановку учебного дела. Первым инспектором был назначен Григорий Андреевич Полетика, осуществивший важные перемены, направленные на упорядочение учебного процесса и регламентацию объема преподаваемых дисциплин. Было четко установлено, какие предметы и в каком объеме должны изучаться в том или ином классе, определены учебники и учебные пособия, которыми следует пользоваться в ходе учебного процесса. Были введены полугодовые экзамены, самостоятельная подготовка к урокам. В 1769 г. основана библиотека корпуса, ставшая одной из наиболее полных в стране по объему оригинальной и переводной литературы. Больше стало уделяться внимания воспитанию молодых моряков на историческом опыте, учреждены т.н. «математические классы» для подготовки кадров преподавателей.

23 мая 1771 г. на Васильевском острове произошел сильный пожар, в результате которого здание, в котором размещался Морской корпус, сгорело. Корпус был переведен из Петербурга в Кронштадт и размещен в Итальянском дворце.

Для морской практики гардемарины и кадеты-артиллеристы ходили на кораблях и фрегатах Балтийского флота. В годы существования Корпуса чужестранных единоверцев в Морской шляхетский кадетский корпус направлялись на стажировку воспитанники этого корпуса, главным образом, греки.

В 1783 г. в связи с потребностями флота в офицерских кадрах штатная численность Морского шляхетского кадетского корпуса возросла вдвое и достигла 600 человек. В корпусе было сформировано 5 рот. Екатерина II в течение всех лет своего правления с особым уважением относилась к Морскому корпусу, «имея в виду заслуги оказанные Ей и отечеству питомцами Морского кадетского корпуса, везде служившими с похвалой». В этой связи корпусу был подарен императрицей дворец в Ораниенбауме. Однако по ряду причин переезд туда из Кронштадта не состоялся.

В царствование Екатерины II из Морского корпуса было выпущено 2063 человека, из них во флот 1960 человек. В годы войны со Швецией в корпусе было произведено несколько ускоренных выпусков. Из выпущенных в царствование Екатерина II воспитанников дослужились до чинов адмирала - 16 человек, вице-адмирала - 26, генерал-лейтенанта - 14, контр-адмирала - 16, генерал-майора - 20. Российский флот прославили выпускники корпуса этого периода адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, И.Ф.Крузенштерн, В.М.Головнин, совершивший кругосветное плавание на шлюпах «Диана» и «Камчатка», Ю.Ф.Лисянский, совершивший кругосветное плавание и открывший несколько новых островов в Тихом океане, первый морской министр России Н.С.Мордвинов, его преемник Г.А. Сарычев, президент Академии наук, известный поэт и филолог А.С .Шишков.

Император Павел I на четвертый день после вступления на престол своим указом объявил, что сохраняет за собой звание генерал-адмирала флота, и сообщил директору корпуса И.Л.Голенищеву-Кутузову о своем решении перевести корпус из Кронштадта в Санкт-Петербург, на Васильевский остров, в комплекс зданий, построенных архитектором Ф.И. Волковым. Павел I постоянно оказывал знаки внимания корпусу, часто посещал его, присутствовал на лекциях, беседовал с кадетами. Иногда за хорошее преподавание прямо в аудитории мог присвоить преподавателю следующий чин, а кадета за хороший ответ произвести в унтер-офицеры.

По отзывам историков, время пребывания на престоле императора Павла I было одним из самых благоприятных для Морского корпуса. При нем была утверждена новая форма: зеленые двубортные мундиры и штаны, зимой одноцветные с мундиром, летом белые; ботфорты, треугольная шляпа, кортик. После осуществленных перестроек зданий корпуса по указанию императора 600 переведенных из Кронштадта воспитанников были с удобствами размещены в новых зданиях. В царствование Павла I из Морского корпуса было выпущено 468 человек: 243 - мичманами во флот, 42 - в морскую артиллерию, 181 - в сухопутные войска. Из числа выпускников корпуса этого периода наибольшую известность получили Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен (1797), совершивший плавание к южному полюсу; адмирал Л.Ф.Богданович, отличившийся в Наваринском сражении, М.Ф.Гарковенко, будущий инспектор классов при 6-ти директорах корпуса, 50 лет прослуживший в Морском корпусе.

При Павле I был установлен корпусной праздник - 6 ноября. В 1797 г. была построена корпусная церковь во имя Святого Павла Исповедника, чья память отмечалась 6-го ноября в день восшествия на престол императора Павла I. дворянский образование учебный институт

Морской корпус, подвергшийся за годы своего существования многочисленным преобразованиям и изменявший неоднократно свое название в зависимости от требования времени, с первых лет стал давать флоту доблестных, образованных офицеров. Помимо службы на флоте питомцы корпуса принесли немалую пользу России и в других областях государственной деятельности. Приведенные выше списки лиц, прославивших Морской корпус и российский флот, можно было бы значительно продолжить за счет тех выпускников, которые внесли огромный вклад в дело кораблестроения, русской артиллерии, развития инженерного искусства. Боевые подвиги флота всегда побуждали воспитанников Морского корпуса к совершенствованию своей подготовки, к стремлению укрепить славу флота своими делами. В стенах корпуса подготовлено не одно поколение моряков, прославивших Россию своими подвигами на морях и океанах.

 

...





Читайте также:
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.