Экспонаты данной коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Глиняные игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями,родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной деятельности. «Социально-
коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Фарфоровые игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Игрушки из бумаги
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Галерея творчества»
Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».
|
«Библиотека»
Здесь собран материал о видах народной игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и в свободной деятельности, при работе с родителями.
«Мастерская»
Материалы для рисования, лепке, аппликации расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Создание в группе мини-музея «Музей народной игрушки».
В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:
дети:
· проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
· овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
· проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
· возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
· у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;
родители:
· родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;
· обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
ПЛАН РАБОТЫПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ | ||
№ | Этапы реализации | Основные направления реализации |
1. | Подготовительный этап | Оформить в групповой комнате мини-музей «Народной игрушки». Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду». |
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка». | ||
Наблюдение за играми детей. | ||
Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки». | ||
Изготовление и подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр. | ||
2. | Основной этап | Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена. |
Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек, современных и т.д. | ||
Ситуативная беседа по теме. Рассказы детей: -характерные особенности строения, -признаки, отличающие одних игрушек от других, -узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей и место происхождение игрушек, -познакомить с другими видами и материалами игрушек, -закреплять представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны. | ||
Придумывание загадок, рассказов, сказок. | ||
Объяснение крылатых выражений, пословиц. | ||
Художественное творчество: - Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»; - Лепка «Бусы для куколки». - Аппликация с использованием бросового материала, - Коллективная работа «Выйду за околицу», -Лэпбук «Народная игрушка». - Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми. | ||
-Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская. -Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий». | ||
-Чтение художественной литературы. - Разучивание стихов. | ||
- Пальчиковая гимнастика. - Артикуляционная гимнастика. | ||
Экскурсии в музей, библиотеку, центр дополнительного образования и т.д. | ||
3. | Заключительный этап | - Оформление выставки мини – музея «Народная игрушка». -Создание альбома «Игрушки бабушек». - Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!» |
Сотрудничество с семьёй: | ||
Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка». | ||
Пополнение предметно-развивающей среды в группе и в мине -музее. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!». Экскурсии в мини-музей «Народная игрушка». | ||
Консультации для родителей «Что мы можем рассказать детям о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка». |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
|
|
В МИНИ – МУЗЕЕ
Месяц | Содержание | Участники |
Сентябрь | Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пляска «Мы матрёшки». Оркестр народных игрушек». | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Октябрь | Продолжать знакомить с игрушками и их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ноябрь | Знакомить с материалом: ткань и древесина. (Где используют ткань и дерево? Деревянные и тряпичные изделия, предметы быта и т.д.) | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Декабрь | Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д. Знакомство со свистульками. Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Январь | Оформить выставку, показать разницу между ёлочной и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года. Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?» | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Февраль | Экскурсия в краеведческий музей. Познакомить с Богородской игрушкой. Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Март | Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Апрель | Встреча с интересными людьми. Показать детям технологию создания игрушки из глины. Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к людям труда. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Май | Экскурсия по мини-музею (другие группы). Закрепить знания о народных игрушках. Расширять представления о способах безопасного обращения с деревянной, глиняной и фарфоровой игрушкой. Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей». | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ожидаемые результаты:
- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
-позволит пополнять музей новыми экспозициями;
- расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.