СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию музея
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Литература
8. Приложение
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Народная игрушка»
Профиль мини-музея: познавательно – творческий.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи для детей:
· Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
· Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
· Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
· Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее традициям.
Задачи для воспитателя:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
· принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
· принцип опоры на интересы ребенка;
· принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
|
· принцип наглядности;
· принцип последовательности;
· принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы деятельности:
•фондовая;
•поисковая;
•научная;
•экспозиционная;
•познавательная.
Площадь, занятая под экспозицию:мини-музей организован в сентябре 2018 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в групповой комнате.
Обеспечение мини-музея:
1. Материально-техническое: фотоальбом, иллюстрации, игрушки, дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.
2. Учебно-методическое:
1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду.
2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».
Руководитель мини-музея: Горкина С.С., воспитатель подготовительной к школе группы.
Участники мини-музея: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫМУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:
|
Во-первых, музей занимает очень маленькое пространство.
Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
•Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
•является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
•способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
•помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
|
Актуальность мини-музея «Народная игрушка »:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных хрупких материалов (глина, фарфор, бумага) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
В музеи размещены экспонаты, которые условно разделены по разделам.
Разделы мини-музея, особенности использования: