Информационная асимметрия и методы борьбы с ней




Тема 8. Государство как субъект микроэкономики

Провалы рынка и направления деятельности государства в микроэкономике

Общественные блага

Информационная асимметрия и методы борьбы с ней

1. Провалы рынка и направления деятельности
государства в микроэкономике

Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.

Говоря о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду, в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям — таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.

“Провалы”(фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1. монополия;

2. внешние эффекты;

3. общественные блага;

4. несовершенная (асимметричная) информация.

 

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально.

Итак, есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности. Первая из них — монополия, которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективности. Есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это — функция властей, государства.

Вторая причина — наличие внешних факторов (экстерналий ).

Внешние эффекты, экстерналии (externalities ) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

MSC = МРС + МЕС

MSC — предельные общественные издержки (marginal social cost);

МРС—предельные частные издержки (marginal private cost);

МЕС—предельные внешние издержки (marginal external cost).

Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

MSB = МРВ + МЕВ,

где MSB — предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

МРВ—предельные частные выгоды (marginal private benefit);

МЕВ—предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

 

На площади треугольника AE1E2 эффективность увеличивается.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

"Теорема Коуза" Суть -, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысльДжордж Стиглер выразил следующим образом: "... В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".

Коуз приводит следующий пример. По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешно решена без участия государства.

Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: "Либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства". Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако "конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек"4. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода.

 

Общественные блага

Еще один источник несостоятельности рынка — его неспособность обеспечить население общественными благами — товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления благ. Это относится к оборонным услугам, школьному образованию, созданию и применению законов и т.д.

Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Чисто частное благоэто такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату; благо, которое доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо.

Квазиобщественные блага – это блага, на которые может распространяться принцип исключения, но которые обеспечивают такие большие выгоды всему обществу, что государство для предотвращения возникновения дефицита поощряет их производство. В высокоразвитых странах к квазиобщественным благам относятся медицинские и образовательные услуги.

Рынок не может обеспечить все эти блага из-за проблемы «безбилетника». Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель скорее всего платить не будет. Следовательно, рынок не будет обеспечивать население такими благами. Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информациию о положении плательщиков. В результате производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

 

 

3. Информационная асимметрия
и методы борьбы с ней

Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной конкуренции, мы исходили из симметричного распределения информации, полной информированности участников рыночного процесса (покупателей и продавцов). В этом случае цены передают точную информацию об альтернативных издержках того или иного продаваемого экономического блага. Наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметрией информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; стра- хующиеся располагают большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании. Рыночные цены, оказывается, содержат нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых спроса и предложения. Потенциальные продавцы (как и потенциальные покупатели) нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации (information asymmetry)положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

Значение асимметричной информации о качестве продукта было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом

Предположим, на рынке подержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше

среднего — хорошие и ниже среднего — плохие (на американском жаргоне — "лимоны"). Цена первой категории для продавцов —3000 долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%. Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. Является заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев "лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые радужные ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Предложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов на автомобильном рынке останутся только "лимоны".

 

 

Рыночные сигналы

Чтобы понять, как работает система рыночных сигналов, рассмотрим рынок труда, который представляет собой хороший пример рынка с асимметричной информацией. Предположим, что фирма собирается нанять некоторое количество новых работников. Новые работники («продавцы» труда) осведомлены о качестве предлагаемого ими труда гораздо лучше, чем фирма (покупатель труда). Например, они знают, насколько усердно им свойственно трудиться, насколько ответственными людьми они являются, каковы их профессиональные навыки и т. п. Фирма выяснит все это только после того, как рабочие будут приняты и проработают в ней некоторое время. Нанимая их, фирма не может предугадать, какая производительность труда будет у этих рабочих при изготовлении продукции фирмы.

На что фирме следует обратить внимание, чтобы получить информацию о квалификации людей перед тем, как принять их на работу? Могут ли претенденты выступить как источник информации о своей производительности труда? Хорошая одежда во время собеседования о приеме на работу может о чем-то сказать, но даже плохие работники могут приодеться, чтобы заполучить себе работу. Таким образом, хороший костюм является слабым сигналом — он не очень помогает различить высокопроизводительных п малопродуктивных работников. Сильный сигнал должен быть таким, чтобы высокопроизводительным работникам было легче его подать, чем работникам с низкой производительностью, т. е. чтобы такой сигнал с большой вероятностью исходил бы от высокопроизводительного работника.

Например, образование является сильным сигналом па рынках труда. Уровень образования человека можно измерить по нескольким показателям — количество лет в школе, полученные степени, репутация университета или колледжа, присвоившего степени, личный средний балл и т.д. Конечно, образование может прямо или косвенно улучшить производительность человека за счет информации, профессиональных навыков и общих знаний, полезных в работе. Но даже если образование не скажется на производительности, оно все равно будет полезным сигналом о пей, поскольку более производительные люди легче достигают более высоких уровней образования. Неудивительно, что трудолюбивые люди обычно более умны, мотивированны, дисциплинированны и энергичны — ведь эти качества также полезны и в школе. Следовательно, более работоспособные люди с большей вероятностью получат хорошее образование! чтобы просигналить о своей производительности фирмам и благодаря этому получить более высокооплачиваемую работу. Таким образом, фирмы правы, рассматривая образование как сигнал о производительности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: