ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
Руководитель: Тарасова Н.И. –воспитатель первой категории
ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ: познавательный
Мини-музей занимает место на полках в группе у стены
Состоит из:
· Экспозиции: куклы в народных костюмах,
· Альбомы «Народный костюм»,
· Тряпичные «куклы-обереги»
АКТУАЛЬНОСТЬ: реализация комплексного подхода к развитию ребенка средствами мини-музея, приобщение к человеческим ценностям.
В решении этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей детей,
-принцип опоры на интересы детей,
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого,
-принцип наглядности,
-принцип последовательности,
-принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Задачи:
· Включение детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея,
· Обеспечение безопасных, психологически-комфортных, художественно-эстетических условий для развития ребенка,
· Воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре, приобщению к общечеловеческим ценностям,
· Развивать представление о том, что Россия большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
· Развивать художественно-эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных наций.
АДРЕСНОСТЬ:
Мини-музей «Народный костюм» предназначен для воспитателей,воспитанников и родителей ДОУ.
ПРОГРАММА: на учебный год
НАПРАВЛЕНИЕ: этнография, русское народное творчество
(этнография –наука изучающая обычаи, традиции народа, позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев, обрядов, проследить их развитие.)
|
В работе проходит тесная связь настоящего, прошлого, будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени и в конечном счете способствовать формированию у них исторического сознания.
МИНИ-МУЗЕЙ был создан с целью осуществлять воспитание, развитие и социализацию восприятия.
Работа строится на общепринятых принципах.
Наглядность коллекции экспозиции содержит
разнообразный наглядный и практический материал:
-фарфоровые куклы ручной работы в оригинальных достоверно воссозданных национальных костюмах,
-подбор художественно-публицистической литературы,
-материал для мастер класса изготовления кукол –оберегов.,
-картотека фольклора разных народных игр, праздников и традиций.
-модели кукол –оберегов.
Всё это позволяет подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорных произведений, связи народного творчества и его различных проявлений в быту, традициях, окружающей природы.
СОДЕРЖАНИЕ:
· Проведение тематической НОД для дошкольников, развлечения, мастер-классы,
· Организация экскурсий для детей и их родителей, сотрудников, гостей («История места», «Предания старины», «Разбор костюма», «Во что играли здесь?» ит.д.),,
МИНИ-МУЗЕЙ «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» отражает специфику дошкольного возраста детей.
Периодически пополняется экспонатами.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНЫХ ДОСУГОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
-НОД,
-работа с экспонатами,
-тематические посиделки: «Рождественские колядки»,
«Масленица», «Пасха», «В гости к Марье -Искуснице».
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:
· Беседа с родителями: «Фольклор –как средство патриотического воспитания ребенка», (вос-ль);
· Совместное творчество бабушек и мам: «Локутное одеяльце для куклы,» (вос-ль и родители);
· Изготовление кукол –оберегов.(вос-ль и родители);
· Консультация для родителей «Народная музыкотерапия», «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка»(муз.рук-ль и вос-ль);
·
МУЗЕЙНЫЕ ПЕДАГОГИКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
- В обыгрывании обрядов и традиций в народных праздниках;
-В продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, шитьё, вышивка, декорирование).
Перспективное планирование работы
Мини- музея
«Народный костюм»
месяц | содержание | задачи | участники | |
сентябрь | 1.Знакомство с народными костюмами фарфоровых кукол ручной работы в ориги -нальных народных костюмах. 2.Беседа с родителями «Фольклор- как средство патриотического воспитания ребенка» 3. рисование с детьми на тему: «Народный костюм» | Содействовать развитию эстетического восприятия, способности откликаться на воздействие художественных образов: народных костюмов, учить сравнивать, анализировать Знакомить с историей народ- ного костюма. Отражать полученные знания в рисунках. | руководитель кружка, дети | |
октябрь | -1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах. 2. Аппликация на тему: «Создаем народный костюм» 3.Консультация для родите-лей «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка» | Вовлекать детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея. Развивать художественный вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных национальностей. | руководитель кружка, дети, родители | |
ноябрь | 1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах, элементами узоров. 2. Создание картотеки фольклора разных народных игр, праздников, традиций. 3. Тематическое развлечение «Во что играли здесь?» | Знакомить с традициями народа. Помочь увидеть истоки различных верований, обычаев, обрядов. Формировать у детей историческое сознание. | Руководитель кружка, дети, музыкальный руководитель. | |
декабрь | 1.Организация экскурсий для детей средней и старших групп «Разбор костюма», 2.Экскурссия для родителей «История места». 3. Совместное творчество бабушек и мам: «Лоскутное одеяльце для куклы » | Прививать интерес к куклам в народных костюмах, как виду народно-прикладного творчества. Приобщать родителей к пополнению мини-музей своими работами -экспонатами. | Руководитель кружка, Дети, воспитатели | |
январь | 1. Тематические посиделки «Рождественские колядки» Обыгрывание обрядов и в народных праздниках. 2.Консультация для родителей: «Народная музыкотерапия» | Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. | руководитель кружка, дети, музыкальный руководитель, родители. | |
февраль | 1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах, элементами узоров. 2. Создание картотеки фольклора разных народных игр, праздников, традиций. 3. народные игры | Воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре, приобщению к общечеловеческим ценностям Развивать интерес к народным играм, желание в них играть. | руководитель кружка, дети. | |
март | 1. Развлечение «Масленица». 2 «В гостях у Марьи Искусницы» Изготовление обрядовой куклы «Домашняя масленица» с детьми 3. конкурс с участием родителей изготовление кукол –оберегов | Продолжать знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы. Формировать знания,умения и практические навыки работы с текстильными материалами. | Руководитель кружка, дети, Музыкальный руководитель, Родители. | |
апрель | 1.выставка работ родителей «Домашняя тряпичная кукла -оберег»(«Веснянка», «Птичка», «Берегиня». 2. вышивка по мотивам народных узоров | Продолжать знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы. Развивать интерес к работам-экспонатам. Закреплять навыки и умения в работе с иголкой, отражать в вышивке мотивы народных узоров в работе | Руководитель кружка, дети, родители | |
май | 1. 18 мая день музеев.Экскурсия для детей старших и младших групп ДОУ. 2. анкетирование родителей 3. экскурсия в краеведческий музей г. Энгельса на тему «История места» | Продолжать знакомить с экспонатами мини-музея, подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорныхпроизведений, связинародного творчества и его различных проявлений в быту, традициях, окружающей природы Уточнить мнения родителей по данному направлению работы с детьми. | Руководитель кружка, Дети, родители, Воспитатели, Работники музея |
|
Перспективы развития мини-музея
· Подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
· Пополнение экспонатами;
· - Пополнение альбома и каталога музея;
· - Мастер-классы для воспитателей и родителей;
· - индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
· - Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
· - Обмен опытом
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.