Тест оценки коммуникативных умений
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя на только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.
Вариант 1
Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник».
Варианты ситуаций:
- Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
- Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
- Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
- Разговор с таким партнером часто вызывает чувство устой траты времени.
- Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
- Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
- Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
- Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
- Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
- Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
- Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
- Иногда собеседник переспрашивает меня, желая вид, что не расслышал.
- Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня, лишь затем чтобы согласиться.
- Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
- Собеседник делает выводы за меня.
- Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
- Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
- Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
- Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.
- Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
- Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
- Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
- Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
- Собеседник ведет себя так, как будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
- Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим не согласны?»
|
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.
70-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.
|
0-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Вариант 2
Инструкция: «На 10 вопросов ледует дать ответы, которые оцениваются»:
«почти всегда» - 2 балла;
«в большинстве случаев» - 4 балла;
«иногда» - 6 баллов;
«редко» - 8 баллов;
«почти никогда» - 10 баллов.
Список вопросов:
- Стараетесь ли Вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неитересны Вам?
- Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?
- Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?
- Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
- Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?
- Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
- Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?
- Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?
- Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
- Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
Обработка и интерпретация результатов
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55.