И на своем пути он встречает четырех извечных врагов, в конечном счете четыре главных человеческих слабости. Вот как они описываются в диалоге из книги «Учение дона Хуана», который считают одним из самых талантливых образцов творчества Кастанеды:
«— Когда человек приступает к обучению, он никогда не знает точно, какие препятствия ждут его впереди. Цель его расплывчата и иллюзорна, а устремленность неустойчива. Он ожидает от своего обучения выгоды, которой никогда не получит, потому что еще не подозревает об истинной цели выбранного пути и предстоящих испытаниях.
Постепенно он начинает учиться, сначала понемногу, затем все больше и больше, и вскоре его охватывает смятение. Истинная картина никогда не совпадает с той, которую он ранее нарисовал себе, и его охватывает неуверенность. Учение оказывается не таким, каким его ожидают увидеть. Каждый шаг таит
в себе новые задачи и дается все труднее, и страх, который человек начинает испытывать, никогда не рассеивается, а растет безжалостно и неуклонно. Путь знания оказывается полем битвы.
И таким образом перед человеком появляется его первый извечный враг — страх! Это действительно ужасный враг, коварный и безжалостный. Он таится за каждым поворотом, нанося удар внезапно и неумолимо. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, страх положит конец его поискам.
— Что же происходит с этим человеком дальше?
— На первый взгляд ничего особенного, кроме того, что он никогда уже не станет человеком знания. Он может стать хвастуном или слабым испуганным человечком, но в любом случае будет побежденным. Первый враг разделался с ним.
— Что же нужно делать, чтобы победить страх?
|
— Ответ прост: не сдаваться и не убегать. Человек должен одолеть свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг, и еще шаг, и еще. Несмотря на то что страх его будет беспредельным, он не должен останавливаться. Это главное правило. И рано или поздно наступит такой день, когда страх отступит. Человек ощутит в себе уверенность. Его устремленность закалится в борьбе с первым врагом и окрепнет. Обучение перестанет быть пугающей задачей, и тогда человек может сказать не колеблясь, что побил своего первого главного врага.
— Это происходит сразу или постепенно?
— Постепенно, но страх исчезает в один прекрасный миг.
— А может страх вернуться, если с человеком случится что-то непредвиденное?
— Нет. Тот, кто научился преодолевать страх, свободен от него до конца жизни, потому что вместо страха приходит ясность, которая рассеивает его. Теперь человек знает свои желания и знает, как ими управлять. Он может делать открытия и совершать новые
шаги в обучении, и все становится предельно ясным. Человеку кажется, что для пего больше не существует тайн.
И именно ясность оказывается его вторым извечным врагом. Эта ясность, достигнутая столь большой ценой, рассеивает страх, но она же и ослепляет.
Благодаря ей человек никогда не сомневается в себе. Она дает уверенность, что он ясно видит все насквозь. Благодаря ясности человек обретает мужество и не остановится ни перед чем. Но здесь есть подвох, заблуждение. Если человек поверит в свое мнимое могущество, второй враг одержит над ним победу. Человек будет топтаться на месте в своем обучении, бросаться вперед, когда надо выждать, и бездействовать, когда нельзя медлить. Ему кажется, что путь знания пройден до конца, и он застрянет на этом пути и будет топтаться на месте, пока не лишится всех сил и потеряет возможность достичь нового знания.
|
— Что же с ним случится после такого поражения? Он умрет?
— Нет, не умрет. Просто второй враг остановит его, и вместо человека знания он может стать, к примеру, отважным воином. Но ясность, которая далась ему такой дорогой ценой, никогда не сменится обратно тьмой и страхом. Все будет для него ясным, только он уже не будет стремиться к новому знанию.
— Что надо делать, чтобы избежать здесь поражения?
— То же, что и со страхом: не поддаваться ослеплению ясностью и пользоваться ей только для того, чтобы видеть, и продолжать тщательно взвешивать все перед каждым шагом. А прежде всего надо помнить, что эта ясность — в сущности иллюзия. И однажды человек на самом деле увидит, что его так называемая ясность была всего лишь миражом, гипнотизирующим ориентиром. Только так он одолеет своего второго извечного врага и достигнет такого положения, в ко-
тором уже ничто не сможет повредить ему. И это не будет уже заблуждением, подделкой. Человек станет по-настоящему могущественным.
И тогда он поймет, что сила, за которой он так долго гонялся, наконец в его распоряжении. Он может делать с ней все что захочет. Его союзник подчиняется ему, его желание — закон. Он видит сущность всего вокруг. И, сам того не замечая, оказывается перед третьим врагом — силой!
|
Это — наиболее коварный враг, и сдаться ему проще всего: ведь в конце концов обладатель силы действительно непобедим. Он хозяин любого положения, который вначале идет на обдуманный риск, а в конце концов устанавливает свой закон — закон хозяина.
В этот момент человек редко замечает, что его третий враг уже победил его, и не подозревает, что битва уже проиграна. Сила сделала из него жестокого человека, раба собственных прихотей.
— И тогда он теряет силу?
— Нет. Ни силы, ни ясности человек не потеряет уже никогда.
— В чем же будет его отличие от человека знания?
— Человек, ставший жертвой собственной силы, до самой смерти не узнает, что же с ней в действительности делать. Сила — лишь дополнительный груз в его судьбе. Такой человек не является хозяином самого себя и использует свою силу на никчемные дела.
— Если человек потерпел однажды поражение от какого-нибудь из этих врагов, оно окончательно?
— Конечно. Раз уж человек побежден, это навсегда.
— А может ли, например, тот, кто побежден силой, обнаружить свою ошибку и исправить ее?
— Нет. Если человек сдался, с ним покончено.
— Но, возможно, он был ослеплен силой лишь временно, а потом решил от нее отказаться?
— Ну, значит, битва еще не закончена и он все еще пытается стать человеком знания. Человек побежден
лишь тогда, когда оставил всякие попытки и отрекся от самого себя.
— Но в таком случае получается, что человек может отречься от себя и продолжать бояться целые годы, но в конце концов победит свой страх.
— Нет, это не так. Раз уж человек поддался страху, он никогда не сумеет его победить, потому что будет избегать пути знания и никогда не отважится на новую попытку. Но если даже находясь в центре своего страха долгие годы, этот человек не оставит попыток учиться, тогда рано или поздно он победит свой страх, потому что на самом деле никогда ему не поддавался.
— Каким образом можно победить третьего врага?
— Человек должен умышленно не поддаваться своей силе. Он должен осознать, что якобы покоренная им сила в действительности ему не принадлежит и никогда не будет принадлежать, и научиться владеть собой, бескорыстно пользуясь завоеванным знанием и не идя на поводу у собственных желаний. Если человек способен увидеть, что без владения собой, без сдержанности ясность и сила хуже иллюзий, тогда он достигнет такого положения, когда все будет в его власти, и узнает, как использовать полученную силу.
Таким образом он победит третьего врага и подойдет к концу в своем обучении, и тут, практически без предупреждения, его встретит последний враг: старость. Этот враг самый безжалостный, и его нельзя победить окончательно, можно лишь отогнать на время.
Это пора, когда человек победил страх и избавился от безудержной, ослепляющей ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но это также и время, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, забыться. Если человек поддастся этому желанию, если он позволит своей усталости усыпить себя, то проиграет последнюю битву, и четвертый враг поразит его, превратив в ничтожного старика. Желание
отступить возьмет верх над его ясностью, силой и знанием.
Но если человек стряхнет с плеч усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его можно будет назвать человеком знания, пускай лишь на тот краткий миг, когда он сможет отогнать последнего, непобедимого врага. Этот миг ясности, силы и знания стоит всех усилий».
Не правда ли, мы сталкиваемся с этими врагами (по крайней мере, с тремя из них) постоянно, и не обязательно в описанном выше порядке? Каждому знакомы чувства страха, ясности и силы, и каждый испытывал искушение поддаться трем великим врагам. Оглянитесь вокруг, и вы увидите немало забитых, боящихся всего и вся человечков; всезнаек, кичащихся тем, что они поняли что-то; наслаждающихся своей силой и властью молодчиков в спортивных костюмах и бюрократов. Все эти люди проиграли одному из врагов, а чаще всего, каждому из них, и по большому счету, им уже незачем готовиться к битве со Старостью — она тоже проиграна, заранее.
Путь охотника
Охота — это один из видов взаимоотношений. Когда кто-то охотится, он вступает во взаимоотношения со своей жертвой. Когда кто-то охотится за силой, он вступает с ней в особые отношения. Как и любая другая добыча, сила требует выполнения определенных вещей надлежащим образом теми, кто хочет ее достичь. Например, охотник на оленей не ждет, сидя дома, пока олень придет и постучит ему в дверь. Для успешной охоты на оленя необходимо, чтобы охотник пришел в его собственную среду, изучил ее и научился свободно действовать в области мира, принадлежащей оленю. Также необходимо изучить самого оленя: его повадки, привычки, предпочитаемую пищу и т.д. Но и этого мало: охотник должен, хотя это редко осознается, совершить некоторое
внутреннее приготовление, чтобы достичь того, что он ищет.
Охота за силой предъявляет почти такие же требования, что и любая другая охота. Сила — это весьма требовательная жертва, но и награда превосходит все ожидания.
Разрушение привычек
Как часто вы ходите в ресторан? Куда вы обычно ходите? Что вы обычно заказываете? Такие простые вопросы могут помочь вам увидеть, насколько привычки определяют нашу жизнь. Многие люди предпочитают определенные рестораны и определенные блюда в них. Нет ничего плохого в том, что вы любите какие-то блюда (или что-либо еще), но если вы охотитесь за силой, то, возможно, упускаете шанс достичь ее с каждым куском привычного блюда. Сила требует, чтобы человек был открытым для нового опыта. Я слышал историю о людях, которые ходят обедать в китайский ресторан, где меню содержит 200 различных блюд. Несмотря на такое разнообразие, эти люди всегда выбирают из трех хорошо им знакомых блюд, даже не пытаясь попробовать остальные 197. Не то чтобы они заранее знали, что остальные блюда им не понравятся (по их собственному признанию, они сами точно не знают, что любят), просто они чувствуют себя более удобно с хорошо знакомыми вещами. Большинству людей комфортнее внутри своих жилищ, но все равно некоторым приходится идти в лес, чтобы охотиться на оленей. Чтобы получить силу, вам придется идти в лес вашей собственной жизни. Вы должны сознательно избегать делать хорошо знакомые вещи и ломать все привычки, если хотите стать доступным силе. Пойдите в ресторан и закажите что-либо, чего никогда раньше не пробовали. Ходите на работу каждый день другим путем. Какую туфлю вы одеваете на ногу первой утром? Наденьте следующим утром другую туфлю первой.
И последнее, но, возможно, самое важное: когда вам покажется, что вы сделали уже все возможное, проверьте, не превратилось ли ломание привычек в очередную привычку. Будьте непредсказуемы! Причина, по которой охотник убивает оленя, заключается в том, что охотник может предсказать, где и когда олень появится. Полностью разрушив все свои привычки, вы сможете сместить чашу весов, на которой находится ваша жизнь, и, превратившись из жертвы в охотника, стать на один шаг ближе к силе.