Дорошенко Наталья Геннадьевна,
Музыкальный руководитель 1 кв. категории МБДОУ «ЦРР-д/с «Ивушка»
Тема образовательного события: «Для них играл последний марш»
С детьми подготовительной к школе группы
Цель: Создание социальной ситуации в процессе музыкально-познавательной деятельности «Для них играл последний марш»
Задачи:
Создать условия для:
- расширения представлений о военном оркестре, о военных маршах;
- самореализации личности в процессе музыкальной деятельности;
-активизации слухового восприятия в процессе слушания музыкальных произведений;
- развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками;
-развития речевой, познавательной активности, выражения своих мыслей и предположений;
- воспитания у детей интереса к истории, чувства патриотизма, и чувства гордости за героев нашей Родины.
Организация детских видов деятельности:
1. общение ребенка со взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. практическая деятельность.
Оборудование: Мультимедио, музыкальный центр, барабаны.
Ход образовательного события:
Организационно-мотивационный этап.
Музыкальный руководитель встречает детей при входе в музыкальный зал.
- Здравствуйте ребята! О чём мы с вами говорили на прошлом занятии?
- А может кто-нибудь вспомнит, какие бывают марши?
- Чтобы нам сегодня с вами зайти в зал торжественно, какая музыка должна звучать?
Дети заходят в зал под марш «Прощание славянки»
- Как вы думаете, какой это марш? (военный)
- Почему вы так решили? Когда звучат военные марши?
- А кто-нибудь догадался, чем мы сегодня будем заниматься?
(выслушав предположения детей, музыкальный руководитель высказывает своё предположение: Ребята, а вдруг, у нас сегодня получится поучаствовать в военном параде).
Основной этап:
Мы с вами живём в мирное время, но и в войну звучала музыка, звучали марши.
Я предлагаю вам, перенестись, в то далёкое время и посмотреть военный парад.
Дети проходят на стулья и смотрят видео военного парада 1941г. в Москве на Красной площади.
- Ребята, а кто-нибудь узнал, где проходил этот парад?
- Как вы думаете, почему именно военные марши звучали? (чтобы поднять боевой дух солдат, потому что после парада они сразу уходили на фронт, на защиту Москвы)
- Какие инструменты звучали? Почему они так называются?
- Как вы думаете, какой из инструментов придаёт чёткий ритм маршу? (барабан)
Обращаю внимания детей на столы, на которых лежат барабаны.
- Ребята, а может кто-нибудь догадался, для чего я сегодня приготовила барабаны? (размышления и предположения детей)
- Если мы будем играть на одних барабанах, у нас получится музыкальный оркестр? Мы с вами попробуем влиться в военный марш и постараемся исполнить его вместе с военным оркестром. Барабанов у нас меньше чем вас. И поэтому у нас одна группа будет исполнителями, а что же может делать в это время другая группа? (маршировать)
Одна подгруппа исполняет отрывок военного марша «Москва за нами» на барабанах, другая марширует. После дети меняются. Вы становитесь оркестрантами, а вы участниками военного парада.
- Пока вы играли на музыкальных инструментах, может быть, кто-нибудь услышал слова песни, которая звучала?
- О чём эта песня? Эта песня о защитниках Москвы, которые даже ценой своей жизни не пропустили врага в столицу. Ребята, я предлагаю продолжить разговор о защитниках Москвы. Дети садятся на стулья.
Мультимедиа. Комментарии музыкального руководителя к слайд - программе о подвиге героев - Панфиловцев
- Мы с вами смотрели парад на Красной площади, а вы знаете, что уже в это время, под Москвой, шли тяжелые бои. И солдаты прямо с парада отправлялись на фронт. И для большинства из них, марши, которые звучали на параде, были последними маршами, которые они слышали. Была холодная осень. 16 ноября, с неба летел холодный, мокрый снег, шли тяжёлые бои. Стрелковый полк. 28 молодых солдат под командованием военного комиссара генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, стояли насмерть, чтобы не пропустить врага в столицу нашей Родины.
Подбиты восемнадцать танков на двадцать восемь человек,
Скорбь человеческих останков, от крови порыжевший снег.
Боеприпасы на исходе, но наступать не смеет враг.
Их было двадцать восемь в роте, не отошедших ни на шаг.
Герои храбрые, живите навеки в памяти людской,
Произведениях, граните, разбивши немцев под Москвой.
О Героях панфиловцах написаны стихи и песни. И сегодня, одну из этих песен, я вам исполню.
Музыкальный руководитель исполняет песню о 28 панфиловцах.
Вы знаете ребята, я думаю, у нас с вами получится торжественно исполнить эту песню. Я предлагаю вам сегодня разучить первый куплет.
Разучивание 1го куплета песни.
Как мы уже говорили, этот подвиг вошёл в историю. О нем нельзя забывать! И песня, которую мы с вами учим, не единственная. Я хочу предложить вашему вниманию ещё одну песню о панфиловцах.
Мультимедиа о панфиловцах
Положи на сердце эту песню,
Эту строчку каждую возьми!..
Жизнь солдата! Повторись! Воскресни
Песнею о двадцати восьми!
Рефлексия
- Мы сегодня прожили с вами маленький отрывок военного времени
- Что вам сегодня наиболее запомнилось?
- Я хочу подарить вам маленькую частичку нашего занятия.
(раздаю эмблемы с изображением Вечного огня и надписью «Помним»)
- Посмотрите, что на них изображено?
- Почему именно Вечный огонь?
- А под какую музыку вы хотели бы сегодня выйти из зала?
Дети выходят под марш, который выбирают сами.