Перспектива развития мини-музея




Мини- музей народной куклы.

Профиль музея: познавательный.

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

Музей тряпичных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с

народной куклой. Задачи:

1. Изучить историю возникновения народной тряпичной

куклы.

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной

куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее

обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной

культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,

обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;

5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.

6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

8.Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

9. Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;

 

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

 

• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

• Принцип опоры на интересы ребёнка;

• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• Принцип наглядности;

• Принцип последовательности

• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы. Коллекция мини-музея располагается на полке, на стене в групповой комнате.

Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

 

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Коллекция «Сами своими руками».

Экспонаты выполнены воспитателем, родителями в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.

Библиотека

Здесь собраны загадки, стихи, потешки, песенки о куклах, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.

Перспектива развития мини-музея

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Перспективное планирование работы музея.

 

Месяц Содержание Задачи Участники
Сентябрь Знакомство с народной куклой Беседа «Какие бывают куклы?» «Почему у куклы такое имя?» Рассматривание кукол в народном костюме. Проведение родительского собрания с использованием презентации. Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа. Воспитатель. Родители, дети.
Октябрь Беседа «Моя любимая игрушка-кукла» Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться» Воспитывать интерес к народной игрушке. Воспитатель, родители, дети
Ноябрь Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла Купавка»    
Декабрь Кукла «Скрутка»   Разучивание русских народных хороводных попевок. Слушание аудиозаписи русских народных песен. Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков. Воспитатель, родители, дети
Январь «Украсим кукле платье» Рисование «Украсим кукле платье»   Слушание народных песен. Создание «Библиотеки» (стихи, загадки, потешки о куклах) Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.) Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. Воспитатели, родители, дети.
Февраль Масленица. Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах.   Разучивание прибауток, закличек и песенок. Аппликация «Украсим кукле сарафан». Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами. Воспитатель, дети
Март Встреча весны. Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!» Дидактическая игра «Куклы из бабушкиного сундучка» Разучивание хоровода «Как у наших у ворот»   Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета.    
Апрель Пасха Беседа «Праздник Пасха» Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальная голубка» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми. Лепка «Кукла Благополучница» Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике. Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы.  
Май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей старших групп. Анкетирование родителей подготовительной группы. Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы, содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Руководитель музея, дети.

 

Список литературы:

Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: