Основные этапы развития прокуратуры




 

Российской прокуратуре уже более 275 лет. Ее создание связано с государственными реформами Петра Великого. После образования Правительствующего сената появилась необходимость создания органа, специально предназначенного для надзора за соблюдением законности. Первоначально это был институт фискалов, а затем — прокуроров.

Постепенно прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Начал складываться прокурорский корпус. Прокуроры осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывая генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение,

Развитие нового, независимого государства означает установление в стране нового правопорядка, новой законности. С расстояния почти 80 лет, сейчас нам по-другому видятся события, последовавшие после революции и их последствия, но эта наша история вне зависимости от временных рамок. Известно, что при каждой экономической формации, при развитии государственной системы существовали законы выражавшие, либо волю господствующего класса, либо волю народа. Государство должно было вести надзор за исполнением законов выражавших эту волю. Так в эпоху Советской власти большое значение придавалось законности, требовалось строжайшее его соблюдение. Хотя на некоторых этапах были, конечно, нарушения этого принципа. В начальном этапе развития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Считалось, что это присуще старому Царскому режиму и не соответствует новым требованиям. Поэтому в течение 5 лет власть существовала без прокуратуры, или же органы прокуратуры действовали разрозненно так как, каждая область имела свою прокуратуру. Понятно, что все это не могло способствовать действенному надзору на территории всей страны. Поэтому назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре", таким образом было учреждена прокуратура как самостоятельный орган. На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Чрезвычайно сложные условия работы были причиной и следствием того, что многие работники государственного аппарата действовали методами, выработанными в годы гражданской войны, т.е. права граждан повсеместно нарушались. Эта было следствием, что в органы прокуратуры пошли жалобы на нарушения законности и прав граждан. Положение усугублялось еще и тем, что местные органы государственной власти не всегда понимали значение и задачи, как органов прокуратуры, так и судов. Вместе с тем, с первых дней своей деятельности органы прокуратуры принимали все усилия к надлежащему выполнению возложенных на них государством задач.

Определенные трудности возникали в тридцатые годы в осуществлении прокурорского надзора за следствием и дознанием и за законностью задержания. Прокуроры, которые проявили непримиримость к нарушениям законности со стороны государственных органов за необоснованные аресты, несоблюдение порядка содержания под стражей граждан, сами подвергались репрессиям. Органы ГПУ-НКВД вели политику обособления руководства методами лишения свободы. Доступ прокуроров к местам содержания осужденных был строго ограничен.

С созданием в 1938 году усовершенствованной системы органов прокуратуры, прокуроры союзных республик, областей стали назначаться Генеральным Прокурором СССР. Налаживающаяся тенденция к улучшению была подорвана начавшейся в 1941 году войной. На фронт ушли лучшие работники.

В этих условиях задачи органов прокуратуры заключались в основном в обеспечении выполнения законов направленных на обеспечение обороноспособности страны. После войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны и мирных норм жизни. Возникли новые социальные проблемы, которые не всегда решались государственными органами должными мерами и соблюдением законности. Это препятствовало действительному прокурорскому надзору за соблюдением законов в хозяйственной и в социальной сферах. Вслед за количественным ростом населения страны увеличилась штатная численность и изменилась структура органов прокуратуры.

В 60-80-е годы в органах прокуратуры были не только достижения. Административно-командная система руководства страной вобравшая в себя волюнтаристские методы организации и деятельности не обошла вниманием и прокуратуру. Многим работникам прокуратуры и правоохранительных органов не хватило принципиальности, чтобы противостоять незаконному давлению и необоснованному вмешательству в их деятельность. Этим в основном и объясняются появившиеся в тот период факты привлечения к уголовной ответственности и арестов лиц, не совершавших преступлений, а позволивших себе сигнализировать о негативных фактах против должностных лиц. Также в 70-х и 80-х годах на органы прокуратуры было возложено множество не свойственных прокурорскому надзору обязанностей, которые в значительной степени отодвинули на второй план ее главные функции по надзору за законностью.

Много нового в теорию и практику деятельности прокуратуры внес Закон о прокуратуре РФ, принятый 17 января 1992 года.

 

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с админис­тративно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам отно­сятся:

— прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— прокуратуры городов, районов;

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административ­ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры.

В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых администра­тивно - территориальных образованиях и на режимных объектах.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспор­те на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.

Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокура­тура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъек­тов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный проку­рор.

В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-тер­риториальных образованиях, на особо важных объектах и в воин­ских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Фе­дерации.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреж­дениях возложены обязанности по осуществлению надзора за ис­полнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в испра­вительных учреждениях.

Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом рай­онных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Надзор за исполнением экологических законов на территории волжско­го бассейна — от истоков до Каспийского моря — осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокурату­рой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созда­ны и в большинстве субъектов РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Ге­нерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111 Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:

— Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

— Организационно-контрольное управление;

— Управление кадров;

— Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

— Главное следственное управление, включающее в себя Управ­ление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-ро­зыскной деятельностью в органах внутренних дел;

— Управление по надзору за расследованием преступлений орга­нами прокуратуры;

— Организационно-методическое управление;

— Управление по расследованию особо важных дел;

— Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления;

— Отдел криминалистики — на правах управления;

— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

— Главное управление по надзору за исполнением законов о фе­деральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

— Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;

— Второе управление;

— Управление по надзору за законностью судебных постановле­ний по уголовным делам;

— Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

— Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитраж­ном процессе;

— Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

— Управление правового обеспечения;

— Международно-правовое управление;

— Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);

— Центр информации и общественных связей (на правах управле­ния);

— Управление по надзору за исполнением налогового законода­тельства;

— Отдел писем (на правах управления);

— Приемная (на правах управления);

— Первый отдел (на правах управления);

— Управление делами;

— Управление делопроизводства;

— Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и мобилизационной работе (на правах управления);

— Отдел безопасности (на правах управления);

— Главная военная прокуратура.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавлива­ются должности старших прокуроров и прокуроров, старших про­куроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также стар­ших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Фе­дерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президен­том кандидатура на должность Генерально­го прокурора не получит требуемого коли­чества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам но­вую кандидатуру.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответствен­ность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы про­куратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглав­ляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным про­курором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, при­равненных к ним военных и иных, специализированных прокурату­рах, образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместите­лей (по должности) и других прокурорских работников, назначае­мых прокурором субъекта РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об осво­бождении их от должности публикуются в печати.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно – консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры. Положение о Научно – консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: