ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.




РАЗДЕЛ 1.Введение в психологию.

Тема 1.1. Предмет психологии, ее задачи, цели, методы и отрасли. История становления психологии. Понятие о психике человека.

Психология ( с древнегреческого )- наука о душе.

Psyhe - «душа» Logos -«учение, понятие»

Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в Древней Азии и Древнем Востоке знания были осознаны и представлены как научные.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

 

ПРЕДМЕТОМ ПСИХОЛОГИИ являются:

ЧЕЛОВЕК, как субъект деятельности и качества его саморегуляции;

ЗАКОНОМЕРНОСТИ становления и функционирования его ПСИХИКИ;

 

v ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Основная задача - изучение сущности психических явлений и их закономерностей; а затем:

· научиться управлять ими;

· использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

· исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

Психология как наука и как система житеских знаний

 

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Знания опираются на конкретные факты, обобщения нередко неправомерны Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке Интуитивный характер знаний Знания обязательно проверяются на истинность. Знания рациональны, осознанны и обоснованы  
Передача знаний затруднена или искажена Знания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде
Основной источник знаний- наблюдение Источники знаний- эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение
Объём знаний мало меняется со временем Знания постоянно расширяются

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Название этапа Период Коротко об этапе
1 этап Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. более 2000 лет назад Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель (384-322 гг до нашей эры) написал «Трактат о душе», где распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2 этап Психология как наука о сознании с 17 по 20 век Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р.Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие извне. В 17 веке английские ученые Т.Гоббс и Д.Гартли развили детерминистическое представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. А французские исследователи П.Гольбах т К.Гельвецкий разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3 этап Психология как наука о поведении с начала 20-го века Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки – не учитывались. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведения экспериментальных исследований психики.
4 этап Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики в настоящее время Характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

 

МЕТОДЫПСИХОЛОГИИ

По задачам и методам исследования психология стоит на стыке общественных и естественных наук.

 

«МЕТОД- путь познания, это способ, посредством которого познаётся предмет науки».

(Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)- советский психолог и философ).

 

v МЕТОДЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершены, надёжны и валидны.  


Валидность - мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

 

 

Методы делятся на ОСНОВНЫЕ:

 

Наблюдение – наиболее старый и распространенный метод. Полное и точное описание явлений.

ЖИТЕЙСКОЕ - НАУЧНОЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ - НЕВКЛЮЧЕННОЕ

Эксперимент- метод, основанный на создание ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

ЛАБОРАТОРНЫЙ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ

КОНСТАТИРУЮЩИЙ - ФОРМИРУЮЩИЙ (развиваются определенные качества)

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Опросы- метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов.

УСТНЫЕ - ПИСЬМЕННЫЕ (анкетирование)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ - ГРУППОВЫЕ

Тестирование- стандартизованное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. Можно определять- уровень интеллектуального развития, психомоторики, памяти, профессиональной деятельности, личностных качеств и т.д.

ТЕСТЫОПРОСНИКИ - ТЕСТЫЗАДАНИЯ

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ

Метод анализа продуктов деятельности – рисунков, музыкального и литературного творчества

Кросс-культурный метод- сравнение и выявление особенностей психического развития детей в разных культурах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: