РАЗДЕЛ 1.Введение в психологию.
Тема 1.1. Предмет психологии, ее задачи, цели, методы и отрасли. История становления психологии. Понятие о психике человека.
Психология ( с древнегреческого )- наука о душе.
Psyhe - «душа» Logos -«учение, понятие»
Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в Древней Азии и Древнем Востоке знания были осознаны и представлены как научные.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.
ПРЕДМЕТОМ ПСИХОЛОГИИ являются:
ЧЕЛОВЕК, как субъект деятельности и качества его саморегуляции;
ЗАКОНОМЕРНОСТИ становления и функционирования его ПСИХИКИ;
v ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Основная задача - изучение сущности психических явлений и их закономерностей; а затем:
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
· исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
Психология как наука и как система житеских знаний
Житейские психологические знания | Научные психологические знания |
Знания опираются на конкретные факты, обобщения нередко неправомерны | Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются |
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке Интуитивный характер знаний | Знания обязательно проверяются на истинность. Знания рациональны, осознанны и обоснованы |
Передача знаний затруднена или искажена | Знания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде |
Основной источник знаний- наблюдение | Источники знаний- эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение |
Объём знаний мало меняется со временем | Знания постоянно расширяются |
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.
№ | Название этапа | Период | Коротко об этапе |
1 этап | Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. | более 2000 лет назад | Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель (384-322 гг до нашей эры) написал «Трактат о душе», где распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. |
2 этап | Психология как наука о сознании | с 17 по 20 век | Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р.Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие извне. В 17 веке английские ученые Т.Гоббс и Д.Гартли развили детерминистическое представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. А французские исследователи П.Гольбах т К.Гельвецкий разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека. |
3 этап | Психология как наука о поведении | с начала 20-го века | Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки – не учитывались. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведения экспериментальных исследований психики. |
4 этап | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики | в настоящее время | Характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. |
|
МЕТОДЫПСИХОЛОГИИ
|
По задачам и методам исследования психология стоит на стыке общественных и естественных наук.
«МЕТОД- путь познания, это способ, посредством которого познаётся предмет науки».
(Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)- советский психолог и философ).
v МЕТОДЫНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
|
Валидность - мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.
Методы делятся на ОСНОВНЫЕ:
Наблюдение – наиболее старый и распространенный метод. Полное и точное описание явлений.
ЖИТЕЙСКОЕ - НАУЧНОЕ
ВКЛЮЧЕННОЕ - НЕВКЛЮЧЕННОЕ
Эксперимент- метод, основанный на создание ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
ЛАБОРАТОРНЫЙ - ЕСТЕСТВЕННЫЙ
КОНСТАТИРУЮЩИЙ - ФОРМИРУЮЩИЙ (развиваются определенные качества)
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
Опросы- метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путём вопросов и ответов.
УСТНЫЕ - ПИСЬМЕННЫЕ (анкетирование)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ - ГРУППОВЫЕ
Тестирование- стандартизованное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. Можно определять- уровень интеллектуального развития, психомоторики, памяти, профессиональной деятельности, личностных качеств и т.д.
ТЕСТЫОПРОСНИКИ - ТЕСТЫЗАДАНИЯ
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ
Метод анализа продуктов деятельности – рисунков, музыкального и литературного творчества
Кросс-культурный метод- сравнение и выявление особенностей психического развития детей в разных культурах.