МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Кафедра педагогики
«КАКОВЫОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРЫОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ?»
Реферат
Выполнила:
магистрант группы КП-ВДМ-11
Ханбеков И.А.
Проверил:
Макарова Ирина Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент
Волгоград
2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности исследования карьеры…………………………………...6
1.1. Особенности исследования карьеры зарубежными авторами………….....6
1.2. Особенности исследования карьеры отечественными авторами…………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
В развивающихся рыночных условиях профессиональная карьера приобретает новое содержание и идентификационные особенности. Общепринятое, стандартное понимание сущности профессиональной карьеры, приводимое в словарях и научных пособиях, устарело и носит, как правило, бытовой характер. Оно содержит единственную продуктивную мысль - успешное продвижение человека в различных областях деятельности, которая никаким образом не отражает сложные факторы, составляющие сущность и стратегическую направленность карьеры. Новое понимание термина «Профессиональная карьера» отражает ее системность и многофакторность, является продуктом субъективного сознания человека, в нем содержатся его внутренние установки и их поступательные изменения.
|
«В настоящее время карьера является объектом научных исследований различных научных направлений и школ. Она изучалась социологами (Дряхлов Н.И., Кравченко А.И., Турчинов А.И. Охотский Е.А., Добреньков В.И., Щербин В.В.), политологами (Григорян Р.Г., Гришин А.В., Демин Г.И.), специалистами в области экономики труда и менеджмента (Гончаров В.В., Курбатов В.И., Слепенков И.М.) и др. Большинство же исследователей названных специализаций, при всем разнообразии их подходов и точек зрения, объединяет понимание карьеры как постепенного продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника. Вместе с тем, ни в одной из социологических, политологических, управленческих интерпретаций понятия «карьера» не идет речи о профессионально-личностном росте, хотя именно с таким ростом часто соотносится карьерное продвижение. Именно психолого-педагогический ракурс рассмотрения феномена карьеры позволяет видеть ее не только под углом продвижения по служебной лестнице, а гораздо шире – в контексте личностно-профессионального становления и функционирования индивида в социуме» [Соколова, стр. 99].
«Если в статьях психолого-педагогической направленности зарубежных исследователей термин «карьера» прочно укоренился несколько десятков лет назад, то до недавнего времени в отечественной психолого-педагогической литературе этот термин практически не встречался» [Там же]. Ранее понятие «профессиональная карьера» использовалось крайне редко и, как правило, сопровождалось комментарием, которым доказывалось, что в социалистических условиях личная заинтересованность граждан в формировании карьеры носит вторичный характер, а доминирующим фактором являются интересы социума и государства. До перехода России к рыночным отношениям термин «карьера» носил бытовой, формальный характер и в него вкладывался, как правило, негативный смысл. О карьере говорили с чувством иронии и сарказма. «Коренные изменения социальной жизни России, происшедшие за последние десятилетия, развивающиеся рыночные отношения активно влияют на изменение статуса профессиональной карьеры, понимание ее роли, содержания и стратегии формирования» [Там же].
|
«Зарубежные исследователи профессиональной карьеры, главным образом американские, предпочитают давать максимально расширенное толкование карьеры, определяя ее как «разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой», определяя карьеру в ее самом полном и всеобъемлющем смысле, как «последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни». Во многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журналах («Journal of Vocational Behavior», «Human Relations», «Human Resource Management», «Journal of Counseling Psychology») и посвященных проблематике карьеры, приводится общее определение карьеры» [Ладанов, 1997]. Основное же внимание авторы уделяют соподчиненным понятиям: мотивации к карьере, специализации в карьере, субъективному карьерному успеху, описывая их достаточно подробно и глубоко.
Таким образом, профессиональная карьера - это:
|
- достижение личностью в социуме нового высокого профессионального, социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса на основе самоопределения и саморегуляции;
- системное, поступательное профессиональное развитие, предусматривающее эффективное продвижение в социальной, профессиональной и производственной сферах, включающее качественное непрерывное профессиональное образование в соответствии с обоснованными целями, стратегией, технологией.
Исследование карьеры в работах зарубежных авторов
Изучением профессиональной карьеры в большей степени занимались зарубежные психологи. Исследования строились по разным направлениям в зависимости от смысла, который вкладывался в понятие карьера.
Выделялись следующие подходы:
· психологический подход (карьера рассматривалась с точки зрения средств, необходимых для достижения определенного результата - представления о последовательности индивидуального профессионального развития);
· социологический подход (карьера рассматривалась как достижение результата - перехода человека с одной должности или одного положения в обществе на другие.)
«В связи с этим Ю.П. Хяюринен указывает на существование двух основных моделей исследования карьеры - жизненно-исторической, основанной на развитии, и эволюционистской, прослеживающей отдельные причинные связи. В первой модели изменения, происходящие в обществе, и карьера выступают в комплексе, где психологические и социальные факторы переплетаются между собой. Вторая модель подчеркивает неизменность человеческой природы, общественный успех карьеры связывает с хронологическим возрастом и различиями между индивидами. Таким образом, карьера является, с одной стороны, определенной структурой жизненного пути человека и, с другой стороны, - структурным элементом рынка труда [Махрина, Нестеренко, стр. 146].
«Одна из популярных теорий исследования карьеры является теория Д. Сьюпера, которого принято считать основоположником «психологии карьеры». Он представил теорию в виде «радуги жизненных карьер». Д. Сьюпер определил понятие «карьера» как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В своих работах Д. Сьюпер пишет о том, что карьера есть реализация жизненной программы индивида, в которой он ориентируется на свое «Я» [Там же].
Зарубежные исследователи, формулируя определение карьеры, дают одновременно и свое понимание этого феномена. Чаще всего используется определение карьеры Дональда Супера, который определяет ее как цепь событий в жизни человека: последовательность занятий и жизненных ролей, которые являют в своей совокупности общую направленность на саморазвитие, последовательность оплачиваемых и неоплачиваемых должностей, которые занимает человек, начиная с периода ранней юности и до пенсии; это также жизненные роли, соотносящиеся с работой напрямую – студент, работник, пенсионер; и косвенно – родитель, гражданин. Таким образом, карьера человека состоит из того, что человек делает и чего не делает на протяжении своей жизни. Карьера динамична и эта динамика проявляется по мере развертывания карьеры.
«В последнее время в психолого - педагогических работах зарубежных исследователей понимание феномена карьеры были существенно дополнены: вместо традиционного понимания карьеры (линейно-последовательное продвижение от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии) предлагается использовать термин поливариативной карьеры» [Соколова, стр. 100]. Этот термин отражает сложный и динамичный характер карьерного пути сотрудника современной организации. Этот путь может включать пики, спады, временный возврат на предыдущий уровень, и смену одного вида деятельности другим, в то время как традиционный подход ориентирован главным образом на внешние условия и некую идеальную, обобщенную, универсальную для всех модель (так называемая карьерная лестница). Авторы термина «поливариативная карьера» Д.Холл и Ф.Марвис подчеркивают уникальность карьеры для каждого работника, которая, по мнению авторов, так же уникальна и неповторима, как и отпечатки его пальцев. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников фокусируется на профессиональной карьере как на динамическом прохождении многих карьерных циклов, каждый их которых состоит, в свою очередь, из ряда мини-стадий профессионального становления и развития (вхождение – освоение – достижение мастерства – уход) и чередуется с краткими, но интенсивными периодами переобучения. При этом работник может развивать и совершенствовать свои профессиональные умения и навыки в нескольких сферах деятельности. В поливариативной карьере от работников, претендующих на успешное профессиональное продвижение, требуется, прежде всего, обладание не конкретным ограниченным набором навыков и умений, а своего рода метаумениями, к важнейшим из которых относятся способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной сферы и эффективное самообучение.