Исследование карьеры в работах отечественных авторов




В отечественной психологии карьера в основном рассматривалась через такие понятия, как "профессиональный жизненный путь", "профессиональная самореализация", "профессиональное самоопределение". Успешная карьера связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением.

Вслед за известным и признанным специалистом по карьерной периодизации Д. Сьюпером, Н.С. Пряжников относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно чередующиеся выборы и имеющему в качестве основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Перед подобным выбором человек стоит несколько раз в своей жизни: после окончания школы, после окончания вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности.

Некоторые авторы, в частности, А.К. Маркова, различают широкое и узкое понимание карьеры. В первом случае карьера рассматривается как «профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим (в таком толковании карьера близка к траектории движения данного человека к вершинам, «акме» профессионализма). Во втором случае под карьерой понимается должностное продвижение, где на первый план выступает не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. Карьера здесь – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации. Результатом этого вида карьеры является определенный социальный статус, должность» [Макарова, стр. 123]. По мнению А.К. Марковой, человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. Причем, обе эти стороны карьеры могут не совпадать у одного и того же человека: подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и, напротив, человек на высоких должностях не всегда достигает высокого уровня профессионализма.

Отечественные исследователи В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий и А.В. Понеделков предлагают несколько подходов к понятию «карьера». «С точки зрения процессуального подхода карьера должна быть определена как способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. С позиций статусного подхода карьера – это достигнутый человеком результат деятельности и социальной статус. В рамках ценностного подхода карьера связана с общественно значимой и оцениваемой деятельностью личности в социуме; с позиций индивида карьера понимается как индивидуальный трудовой путь человека, его деятельность, выраженная в профессиональной и должностной форме, и такое понятие карьеры используется довольно часто» [Игнатов, Белолипецкий, Понеделков, стр. 35].

Рассматривая карьеру с содержательной точки зрения, можно взять за основу структуру карьерной компетентности, предложенную Е.А. Могилевкиным, которая включает мотивационную, когнитивную, личностную и аксиологическую составляющие. Под карьерной компетентностью Е.А. Могилевкин подразумевает «набор мета-умений, позволяющий свободно оперировать знаниями и инструментами для решения карьерных задач и реализации карьерных целей».

Т.Х. Невструева и Т.Г. Гнедина описывают карьеру как трехкомпонентную структуру:

- целевой компонент: цели, проекты, ориентации, задачи, притязания, мотивы, желания, потребности, стремления, ценности, смыслы;

- процессуальный компонент: способы, стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы;

- результативный компонент: достижения, смена ролей и позиций, профессиональная компетентность и эффективность, профессиональный и должностной рост. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивается временным аспектом целеполагания: протяженность перспектив, отношение ко времени и ориентация во времени. Подход к рассмотрению структуры карьеры с процессной точки зрения можно считать технологией выявления точек карьерного роста внутри каждого из этапов карьеры. С другой стороны, такой подход обеспечивает понимание, как самим субъектом, так и заинтересованной в его карьерном росте организации возможностей управления становлением карьеры в целом, как процесса. Структура карьерной компетентности с учетом процессуального подхода может быть дополнена пятой составляющей, и в целом будет состоять из компонентов: когнитивный (карьерное целеполагание и планирование); мотивационно-деятельностный (самоэффективность, мотивация к карьере, умение решать карьерные проблемы); личностный (ответственность и адаптивность); аксиологический (карьерные ориентации) и процессуальный (карьерные стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы). Необходимо подчеркнуть, что в период становления карьеры специалиста наиболее значим ее целевой компонент. При этом, именно в целевом компоненте карьеры, выделенном Т.Х. Невструевой, заложены базовые элементы карьерной самоэффективности - карьерное целеполагание, карьерное планирование и готовность решать карьерные задачи, динамика которых мало изучена [Верещагина, стр. 138].

«Современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Так в современной психологической науке карьера является одним из терминов, которые используются для описания процесса формирования личности в профессиональной деятельности» [Чикер, стр. 256-257].

Исследование карьеры в отечественной психологии приобрело особую актуальность. Это исследование проблем карьеры в области управления (Е.Г Молл), психологическое сопровождение карьеры (А.Р. Фонарев, И.Н. Мошкова), прогнозирование ее успешности, разработка программ выбора карьеры. (Л.В. Брендакова, В.Г. Колесников, Е.А. Скрипунова).

Наиболее современное и психологически точное толкование категории карьеры приводит И.Д. Ладанов. Он определяет карь­еру не только как продвижение по должностным ступенькам, но и как процесс реализации человеком себя, своих возможностей. Высокий профессионализм выступает в качестве важной, но не единственной детерминанты успешного профессионального и личностного развития, сопряженного с эффективным карьерным продвижением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональное развитие человека в последнее время приобрело особую значимость в обществе. Это связано, прежде всего, со сменой ценностных представлений о содержании и характере труда, качестве жизни. Карьерное развитие является для большинства людей важным процессом, позволяющим активно продвигаться в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего устойчивость каждого в потоке социальной жизнедеятельности.

«В целом, по сравнению с зарубежными публикациями по вопросам карьеры в современных работах отечественных авторов более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятия карьера: характер целей, которые ставит человек, включаясь в один из видов деятельности, значимых для государства, гражданином которого он выступает, и важных для общества, членом которого он является; система мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезную для государства и общества, а также стоящая за этими мотивами система ценностей; степень актуализации в процессе деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма» [Бодалев, Рудкевич, стр. 17].

.Психолого - педагогическое наполнение термина «карьера» разнообразно как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. Однако прослеживается расширенное понимание карьеры – как у зарубежных, так и у отечественных исследователей, которое охватывает многие аспекты жизнедеятельности современного человека.

 

Список литературы

1. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О содержательном наполнении понятия карьера и ее вариантах // Как становятся великими или выдающимися? М., 1997.

2. Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и Ценности. - Изд.: Гуманитарный центр. - 2012.

3. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К., Понеделков А.В. Профессионализм в системе государственной службы. Ростов-н/Д, 1997.

4. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 1997.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

6. Махрина Е. А., Нестеренко О. В. Карьерная ориентация и проблемы адаптации студентов педагогического вуза // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2013. №1c. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernaya-orientatsiya-i-problemy-adaptatsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.12.2019).

7. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для... заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008..

8. Соколова А.С. Профессиональная карьера и подходы к её исследованию отечественными и зарубежными авторами // ИСОМ. 2013. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kariera-i-podhody-k-eyo-issledovaniyu-otechestvennymi-i-zarubezhnymi-avtorami (дата обращения: 04.12.2019)

9. Хяюринен Ю. П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследования жизненного пути и профессиональной карьеры // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 2003. – С. 166-172.

10. Чикер В. А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / В. А. Чикер, А. Н. Капустина,А. М. Захарова. – М.: Речь, 2007. – 368 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: