Практическое занятие 1. Общие сведения о языке




Цели: 1) закрепить знания о языке, его функциях, истории русского языка, формах существования русского национального языка; 2) углубить представление о положении русского языка в кругу других языков, о значе- нии русского языка в современном мире.

 

Основные определения: язык, функция языка, коммуникативная функ- ция, когнитивная функция и др. функции, праславянский язык, древнерус- ский язык, языковая семья, славянские языки, национальный язык, государ- ственный язык, язык межнационального общения, мировой язык, территори- альные диалекты, социальные диалекты, просторечие, литературный язык.

 

Монологический опрос:

1. Понятие языка, его функции.

2. Сведения из истории русского языка.

3. Русский язык в кругу других языков.

4. Русский язык в современном мире.

5. Формы существования русского национального языка.

 

Задание 1. Терминологический тест «Функции языка».

Соотнесите понятия и характеристики, представленные в двух колонках таблицы.

Название функции языка Характеристика
1. Коммуникативная 1. Язык необходим для воздействия на адресата, побуждение читателя или слушателя к чему-либо
2. Когнитивная 2. Выражение при помощи языковых средств оце- ночной позиции говорящего по отношению к пред- мету речи
3. Функция воздействия 3. Язык – одно из средств выражения чувств и эмо- ций, наряду с другими средствами – мимикой, сле- зами, смехом и т. п.
4. Накопительная 4. Язык – это важнейшее средство общения, при помощи языка люди общаются в труде и быту
5. Функция познания 5. Использование языка в качестве средства образ- ного отражения действительности. Язык – средство создания и восприятия прекрасного или безобраз- ного.
6. Функция оценки 6. Язык нужен для познания и овладения обще- ственно-историческим опытом и знаниями

 

7. Функция номинации 7. Язык – средство формирования и выражения мысли
8. Эмоциональная (экспрессивная) 8. С помощью слов называются предметы, каче- ства, действия
9. Эстетическая 9. Функция хранения и передачи потомкам нацио- нального самосознания, традиций культуры и исто- рии народа

 

Задание 2. Тест «Русский язык в кругу других языков».

1. К какой подгруппе славянских языков относится русский язык:

1) южнославянская подгруппа;

2) западнославянская подгруппа;

3) восточнославянская подгруппа;

4) севернославянская подгруппа.

2. К какой группе индоевропейских языков относится английский язык:

1) германская группа;

2) романская группа;

3) кельтская группа;

4) славянская.

3. Не относится к славянской группе язык:

1) македонский;

2) венгерский;

3) нижнелужицкий;

4) польский.

4. К какой подгруппе славянских языков относится польский язык:

1) южнославянская подгруппа;

2) западнославянская подгруппа;

3) восточнославянская подгруппа;

4) севернославянская подгруппа.

5. Не относится к славянской группе язык:

1) сербскохорватский;

2) чешский;

3) молдавский;

4) болгарский.

 

Задание 3. К каким разновидностям национального русского языка от- носятся приведѐнные ниже примеры?

1. И другие так-то: сохнет всяк возле своего, а от чужих и бай дюже. Ить зараз нет чужих, все они наши, а так вот оно… За худобой не хотят смотреть, многим она отчужала… (М. Шолохов).

2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были пова- лены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.


 

3. А он взял убег оттуль, взял да и ушѐл.

4. Мой брательник в дуре четыре месяца балду пинал (Мой брат в ле- чебнице для душевнобольных пробыл четыре месяца).

5. Нужно прочистить глаза, а то читалка кашляет (Надо прочистить фо- тодиоды, а то перфосчитыватель работает плохо).

6. Меняла загнал лохматку в тигрятник (Сменщик поставил старую ма- шину на вспомогательную стоянку).

7. И где вы этих лохов наблатовали? (И где вы таких глупых набрали?).

8. Стекляшки целы? – Да, удачно поцеловался (Фары целы? – Да, удачно столкнулся).

9. Мы будем преследовать террористов везде… Вы меня извините, в туалете поймаем – мы их и в сортире замочим (В.В. Путин).

10. В социальной лингвистике изучаются дифференциация языка, вы- званная социальной неоднородностью общества, формы существования язы- ка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, национальный язык), языковая си- туация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм су- ществования одного и того же языка), социальный характер речевого акта, а также – и в этом социальная лингвистика смыкается со стилистикой – функ- ционально-стилистическая дифференциация литературного языка.

 

Задание 4. Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложени- ях. К какой разновидности национального русского языка можно отнести вы- сказывания с такими ошибками?

1. Стивенсон был романтиком и в своем произведении его герои делятся на добрых и злых. 2. В полной уверенности за готовность войск я перелетел на другой фронт. 3. Но жизнь все ставит по своим местам. 4. Он оделся, про- верил, не трут ли портянки, потом прихватив из чулана винтовку, пошел на охоту. 5. Можно заказать в мастерской все виды ремонта обуви. 6. Физиче- ская культура, спорт были и есть добрыми друзьями и помощниками студен- тов. 7. На первенстве мира приняли участие почти все европейские команды, кроме нашей. 8. В антрактах между оперой мы ходим в буфет. 9. Вот и пере- листана последняя страница книги.

 

Задание 5. Сочинение-рассуждение. Тема на выбор:

1. Как люди жили бы без языка?

2. Мои успехи и неудачи в освоении русского языка.

3. Что я думаю о роли языка в жизни человека.

4. Правильно ли мы относимся к русскому языку сейчас?


 

Индивидуальные карточки

Карточка 1. Поставьте в словах ударение. Подберите однокоренные слова, в которых безударная гласная корня стала бы ударной, составьте сло- восочетания с двумя парами на выбор.

Посветить – посвятить, развиваться – развеваться, прожевать – прожи- вать, отварить – отворить, запивать – запевать, скрипеть – скрепить, спешите

– спишите.

 

Карточка 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Запишите пра- вило, которым пользовались.

Бе...вкусица,...жечь дотла, бе...жалостный, бе...форменный, бе...шумный, во...зрение, во...стание, во...торжествоать, и...жога,

и...подтишка, бе...кормица, ни...падать,...дельщина, чее...полосица, че-

ре...седельник, ра...творять, ра...щелина, ра...чет, ра...считать

 

Карточка 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Запишите пра- вило, которым пользовались.

Выт…рать, ст…реть, уб…рала, выч…тание, словосоч…тание, бл…стать, бл…стеть, зам…рать, соч…тать, прик…саться, возл…гать, пол…г, пр…л…жение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: