ТЕКСТ Внешняя политика СССР в 70-е — начале 80-х гг.




Практическая работа №3

Тема: Внешняя политика СССР к началу 1980 г.

Цель работы: Охарактеризовать важнейшие внешнеполитические события изучаемого времени, Сформировать представление о причинах и характере кризиса внешней политики СССР на рубеже 1970-1980-хгг.

Задание: 1. Проанализировать исторические документы, раскрывающие основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980 года.

2. Сделать выводы, выразить своё мнение. Вид учебной работы: работа с картами, с документами. Содержание работы: Для выполнения задания рекомендуется работа с текстовым материалом и документами. Изучить материалы и документы, В тетради составить схемы по содержанию текста, заполнить таблицу№1.

Ответить письменно в рабочей тетради на вопрос: – Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века? Проанализировать документ, ответить на вопросы Формат выполненной работы: схема, таблица, письменный вопрос в рабочей тетради.

Критерии оценки: заполнение таблицы в рабочей тетради. Контроль выполнения: письменный ответ на вопросы, заполненная работа.

Таблица №1 СССР в системе международных отношений в 1980-е годы

Направления внешней политики Позитивные изменения Негативные изменения
Страны Запада    
Страны социалистического блока    
Страны третьего мира    
Основные итоги внешнеполитического курса    

 

ТЕКСТ Внешняя политика СССР в 70-е — начале 80-х гг.

На международной арене решалось три приоритетные задачи: 1) устранить угрозу распада социалистического сообщества, сплотить его в политическом, экономическом и военном отношениях; 2) нормализовать отношения между Востоком и Западом; 3) поддерживать революционные и национальноосвободительные движения во всём мир Отношения СССР с капиталистическими странами Отношения СССР с капиталистическими странами Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце 60- х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу. Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира. Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств. Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности”. В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств. Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми. Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними. Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2). Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника. В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений. Возобновились переговоры ОВД и НАТО о сокращении вооружений в Европе, которые скоро вновь зашли в тупик. США отказались учитывать новый тип своих вооружений — крылатые ракеты. СССР был против включения в соглашение своего нового бомбардировщика, именуемого на Западе «Бэкфайр». Имелись и другие советско-американские разногласия: «о военном бюджете», о «доле расходов на вооружение»... В 1978 г. страны НАТО приняли решение о ежегодном увеличении военных расходов на 3% процента. И хотя ОСВ-2 в июне 1979 г. был подписан президентом США Д.Картером и Л.Брежневым, договор не был ратифицирован американским сенатом, который был возмущен вторжением советских войск в Афганистан, а сам договор ОСВ-2 считал уступкой Советскому Союзу. В ответ на размещение советских ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе, НАТО в декабре 1979 г. приняло «двойное решение»: продолжать переговоры по ОС В, но в случае их провала установить в Западной Европе до конца 1983 г. 572 крылатые ракеты «Круиз» и «Першинг», способные поражать объекты на территории СССР за очень короткое подлетное время. 18 ноября 1981 г, президент США Рейган предложил «нулевой вариант»; отменить решение о размещении в Европе ракет «Першинг-2» и «Круиз» в обмен на вывод советских ракет СС-20, СС-4 и СС-5 из стран Восточной Европы. В начале 80-х годов усилия Советского Союза были направлены на то, чтобы не допустить развертывания американских ракет в Западной Европе, поскольку считалось, что это нарушит стратегическое равновесие, закрепленное ОСВ-2, еще более подорвет экономический бюджет советского народа. Одряхлевшее партийно-советское руководство продолжало отстаивать «законы классовой борьбы», удерживать в идеологической узде свой народ, своих союзников и потенциальных противников. Оно не в состоянии было поступиться принципами марксизма-ленинизма даже перед опасностью самоуничтожения СССР и социалистические страны Руководство СССР в 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии. 16 Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты. События в Чехословакии в 1968 г., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Конфронтационные отношения складывались и с КНР. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение. В1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс. В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни СССР и страны третьего мира Советское влияние в странах третьего мира возросло в 70-е годы. Продолжавшийся конфликт между арабскими странами и Израилем давал возможность Советскому Союзу бороться за влияние на Ближнем Востоке, хотя и был чреват возникновением все новых локальных конфликтов. Щедрая экономическая и военная помощь была оказана Египту. Потери вооружения, которые понесла эта страна во время войны с Израилем (1967), были быстро компенсированы из советских арсеналов; в Египте появились советские ракеты «земля – воздух», танки и бронетранспортеры, боевые корабли, прибывали военные советники. Однако после неудавшегося коммунистического путча в Судане президент Анвар Садат отказался от помощи СССР (1972). В 1976 египтяне расторгли договор о дружбе с СССР. Советский Союз ответил сближением с другими арабскими странами – Сирией, Ираком, Алжиром и Йеменом. С 1974 СССР стал выступать в поддержку Организации освобождения Палестины. В Африке Советский Союз установил дружественные отношения с Сомали, где в 1974 разместил военно-морскую базу. Однако после того, как СССР оказал военную помощь Эфиопии в борьбе против сомалийцев и эритрейцев, эта база была закрыта. СССР добился значительного влияния в Анголе, бывшей португальской колонии (1975). Коммунистическая революция в Афганистане (1978) была враждебно встречена некоторыми мусульманскими племенами, и с декабря 1979 там началась война, в которую было вовлечено более 100 000 советских солдат. Документ 17 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу Копии этого письма я адресую Генеральному секретарю ООН и главам государств - постоянных членов Совета Безопасности Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности - об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую ответственность за происходящие трагические события. Я отдаю себе отчет в том, что Ваша точка зрения уже сложилась на основании имеющейся у Вас информации (которая должна быть несравненно более широкой, чем у меня) и в соответствии с Вашим положением. И тем не менее вопрос настолько серьезен, что я прошу Вас внимательно отнестись к этому письму и выраженному в нем мнению. Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Особенно зловещи сообщения о бомбежках деревень, оказывающих помощь партизанам, о минировании горных дорог, что создает угрозу голода для целых районов... Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылки дальнейших этапов процесса разоружения. Советские действия способствовали (и не могли не способствовать!) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля. Я не буду в этом письме анализировать причины ввода советских войск в Афганистан - вызван ли он законными оборонительными интересами или это часть каких-то других планов, было ли это проявлением бескорыстной помощи земельной реформе и другим социальным преобразованиям или это вмешательство во внутренние дела суверенной страны. Быть может, доля истины есть в каждом из этих предположений... По моему убеждению, необходимо политическое урегулирование, включающее следующие действия:

1. СССР и партизаны прекращают военные действия - заключается перемирие. 2. СССР заявляет, что готов полностью вывести свои войска по мере замены их войсками ООН. Это будет важнейшим действием ООН, соответствующим ее целям, провозглашенным при ее создании, и резолюции 104 ее членов. 3. Нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантируются Советом Безопасности ООН в лице его постоянных членов, а также, возможно, соседних с 18 Афганистаном стран. 4. Страны - члены ООН, в том числе СССР, предоставляют политическое убежище всем гражданам Афганистана, желающим покинуть страну. Свобода выезда всем желающим - одно из условий урегулирования. 5. Афганистану предоставляется экономическая помощь на международной основе, исключающей его зависимость от какой-либо страны; СССР принимает на себя определенную долю этой помощи. 6. Правительство Бабрака Кармаля до проведения выборов передает свои полномочия Временному совету, сформированному на нейтральной основе с участием представителей партизан и представителей правительства Кармаля. 7. Проводятся выборы под международным контролем; члены правительства Кармаля и партизаны принимают участие в них на общих основаниях.... Я также считаю необходимым обратиться к Вам по другому наболевшему для страны вопросу. В СССР за без малого 63 года никогда не было политической амнистии. Освободите узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия... Такой гуманный акт властей СССР способствовал бы авторитету страны, оздоровил бы внутреннюю обстановку, способствовал бы международному доверию и вернул бы счастье во многие обездоленные семьи... Горький, 1980 год

Вопросы: ■ Почему А.Д. Сахаров считает участие советских войск в афганской войне трагической ошибкой? ■ Какие изменения международной обстановки сказывалось на внутреннем развитии страны?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: