Практическое занятие № 1
Тема. Основные правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с химической посудой и оборудованием.
Ход работы
Знакомство с основными правилами работы в химической лаборатории
Правила работы в химической лаборатории
1. К выполнению работы допускаются только студенты, ознакомившиеся с теоретическими и практическими аспектами предлагаемых опытов. Приступая к выполнению любой технологической операции, студент должен ясно представлять все ее детали и последовательность выполнения стадий, принять необходимые меры предосторожности.
2. Опыты можно проводить только с разрешения и в присутствии преподавателя или лаборанта.
3. Запрещается покидать лабораторию без разрешения преподавателя.
4. В помещении лаборатории запрещается развешивать верхнюю одежду (за исключением специально отведенного места), громко разговаривать, принимать пищу, курить, пользоваться мобильным телефоном.
5. В лаборатории следует работать в спецхалате, волосы должны быть убраны. При работе с токсичными веществами необходимо использовать перчатки.
6. Для работы студенту выделяется рабочее место, которое он должен содержать в чистоте и порядке. На рабочем месте должно находиться только то, что нужно для выполнения текущей работы.
7. Реактивы общего пользования, находятся в специально отведенных для них местах (под тягой, на полках или на специальных столах), не следует уносить их на рабочие места. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с ядовитыми и вредными веществами, с концентрированными кислотами и щелочами. Работать с ними нужно в вытяжном шкафу.
|
8. При проведении опытов следует использовать дистиллированную воду.
9. При работе с электрооборудованием и силовыми щитками следует ознакомиться с правилами работы и строго соблюдать требования техники безопасности.
10. Утилизация отходов: жидкие отходы, содержащие разбавленные растворы реактивов, выливаются в раковины и промываются большим количеством воды. Отходы, содержащие концентрированные кислоты, щелочи, ртуть, сероводород и другие ядовитые вещества, собираются в специальные емкости в вытяжном шкафу. Твердые отходы (бумага и т. д.) выбрасываются в специальный мусорный ящик.
11. После окончания работы уберите свое рабочее место, выключите приборы, закройте краны с водой. Сдайте свои рабочие места дежурным.
12. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки с мылом, каждому студенту рекомендуется иметь собственное полотенце и мыло.
13. При работе в химической лаборатории необходимо строго соблюдать установленные правила по технике безопасности. При создании нестандартной ситуации в лаборатории немедленно сообщите преподавателю и выйдите из лаборатории.
Техника безопасности при работе в химической лаборатории
1. Запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, без разрешения преподавателя.
2. Все опыты, связанные с применением или образованием ядовитых веществ, вредных паров и газов, необходимо проводить в вытяжном шкафу, окна которого открыты не более чем на одну треть.
3. Опыты с легковоспламеняющимися веществами проводите в малых количествах (не более 2 мл) и вдали от открытого огня.
|
4. Нельзя зажигать спиртовку непосредственно от другой горящей спиртовки. Следует пользоваться лучиной, спичкой и т.д. Тушить спиртовку нужно только защитным колпачком.
5. При нагревании жидкости пробирку закрепляют в штативе или держат пробиркодержателем, направляя отверстие в сторону от себя и окружающих. Не наклоняйтесь над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости, во избежание попадания брызг в лицо.
6. При определении запаха выделяющегося газа нельзя наклоняться над реакционной системой. Следует легким движением руки направить струю воздуха от отверстия сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
7. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями вливайте кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, непрерывно помешивая образующийся раствор.
8. Если склянка с легко воспламеняющейся жидкостью опрокинулась или разбилась, немедленно выключите все находящиеся вблизи источники открытого огня, засыпьте разлитую жидкость песком, соберите его и перенесите в предназначенный для этого железный ящик.
Оказание первой помощи
1. При несчастных случаях сразу же обращайтесь к преподавателю или лаборанту.
2. При попадании на кожу кислот или щелочей пораженное место немедленно промойте струей воды, обработайте 3% раствором гидрокарбоната натрия (в случае кислотного ожога) или 1% раствором уксусной кислоты (при поражении щелочью), смажьте мазью от ожогов.
3. При попадании раствора любого реактива в глаза немедленно промойте их большим количеством воды, после чего сразу же обратитесь к врачу.
|
4. При термическом ожоге охладите пораженное место под струей холодной воды и смажьте мазью от ожогов.
5. При порезах стеклом удалите осколки из раны, обработайте её спиртовым раствором йода и перевяжите.
6. При отравлении газообразными веществами (сероводородом, хлором, парами брома) выведите пострадавшего на свежий воздух и обратитесь к врачу.
7. При поражении электрическим током, не прикасаясь к пострадавшему, обесточьте систему и вызовите врача.
Оформление отчёта
Документом, отражающим работу студента в лаборатории, является отчет по лабораторной работе, где указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, дата и название работы. Записи в журнале производятся только ручкой, рисунки и графики можно делать карандашом.
При подготовке к лабораторной работе студент приводит названия опытов, описывает ход работы, уравнения изучаемых реакций, принципиальные технические детали проводимого процесса и его теоретическое обоснование. На занятии приводятся наблюдения, расчеты, рисунки, таблицы, графики, выводы. Отчет отражает умение студента наблюдать, пояснять проведенные опыты и делать выводы.
При проведении расчетов в работе следует иметь в виду, что излишняя точность в расчетах, значительно превышающая экспериментальную погрешность, не повышает точность результата. Для числовых значений рассчитываемых величин достаточно 4 значащих цифр, например, 12,34; 0,1234; 0,001230.
Отклонения результатов измерений от истинных значений соответствующих величин неизбежны. Поэтому составной частью каждой работы должен быть расчет ошибок (относительных и абсолютных).
В ряде лабораторных работ результаты измерений представляют в виде графиков, которые строят на миллиметровой бумаге и вклеивают в лабораторный журнал. На осях координат должны быть нанесены деления в соответствующем масштабе и обозначены отмеряемые величины и их единицы измерения. Кривую на графике проводят через точки, руководствуясь не только их расположением, но и теоретическими соображениями о виде полученной зависимости.
Работа считается зачтенной, если она выполнена, правильно оформлена и проверена, о чемпреподавателем в конце отчета делается соответствующая запись «зачтено».
Знакомство с химической посудой и оборудованием
При проведении химического эксперимента используется различная посуда и оборудование. На первом практическом занятии учащихся необходимо с ней познакомить (продемонстрировать посуду и объяснить ее предназначение).
Стеклянная посуда:
– пробирка - это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов;
– стеклянная палочка различной толщины и длины используется для перемешивания жидкостей;
– часовое стекло применяется для исследования твердых веществ, им накрывают стаканы при проведении синтезов;
– воронка используется для переливания жидкостей и для фильтрования;
– химический стакан различного объема предназначен для приготовления растворов и проведения химических реакций, как при комнатной температуре, так и при нагревании;
– колба плоскодонная применяется для приготовления и хранения растворов;
– колба круглодонная - для проведения синтезов;
– чашка Петри используется для высушивания различных веществ;
– кристаллизатор применяется для охлаждения растворов и при сборе газов под водой;
– цилиндр - для собирания газов.
Мерная посуда:
– мерный цилиндр используется для измерения довольно больших объемов жидкостей;
– пипетка применяется для точного измерения объема жидкости;
– мерная колба незаменима для приготовления растворов точной концентрации.
Фарфоровая посуда:
– ступка с пестиком предназначена для измельчения твердых веществ, перемешивания смесей;
– тигель используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах;
– треугольник необходим для закрепления тиглей, чашек на кольце штатива;
– выпарительная чашка предназначена для упаривания растворов на водяной или песчаной бане;
– шпателем берут из склянок различные реактивы.
Оборудование:
– штатив для пробирок нужен для проведения опытов в пробирках;
– держатель для пробирок - для закрепления пробирок при нагревании;
– металлический штатив с лапками - для закрепления приборов при проведении эксперимента;
– ложка для сжигания - для сжигания веществ
– асбестовая сетка - для нагревания веществ на электрической плитке;
– спиртовка - для нагревания веществ;
– электрическая плитка - для нагревания веществ;
– сушильный шкаф - для сушки веществ;
– муфельная печь - для прокаливания веществ, проведения синтеза при высокой температуре;
– весы - для взвешивания веществ;
– ртутный термометр - для определения температуры.