Древнеиндийская цивилизация




 

Несколько десятков тысяч растений, которые встречаются только в Индии. Земля очень плодородная и богатая. Инд и Ганг позволяли развивать продуктивное земледелие, была ирригационная система. Здесь более быстро возникало привилегированное сословие.

Махенджо Даро и Хараппа – самые древние памятники, обнаруженные на территории Индии. Культура названа хараппской. Когда обнаружилось, что Индия – древняя цивилизация, которая встала в ряд с Египтом и Грецией, мир был шокирован, потому Индия ранее считалась отсталой страной. Встало два вопроса: как людям удалось создать такую мощную цивилизацию, и куда она пропала. Совершенная для древности система оборота воды, стратификация общества (крупные дворцы с бассейнами). По археологическим исследованиям видно, что цивилизация угасала медленно. Отток населения могла вызвать военная угроза. Но здесь предполагается, что вмешались и природные условия – изменение климатических условий, иссякшие ресурсы (вода). Изучение осложняется отсутствием письменных источников. Все писали на пальмовых листьях, которые не сохранились.

Взаимодействие культур складывалось остро. Дравиды и арии. Разница была в хозяйственном устройстве, в пантеонах (верования), разница в языках. Поэтому в Индии была создана кастовая система – строгое разделение на сословия:

· Брахманы (священнослужители) – высшее сословие

· Кшатрии и раджи (военнослужащие)

· Вайшьи (ремесленники и торговцы)

· Шудры (рабы).

 

В Индии была развита литература. Позже появился индийский кинематограф, который был очень популярен в мире. Красочные фильмы, много танцев и музыки, однако сюжеты однообразны.

Сословие брахманов оказалось неподсудно. Никто не мог судить брахманов, никто не мог им указывать. Изначально они были связующими между Богом и людьми, но со временем предназначение брахманов забывается – они забывают следить за нравственным состоянием общества. Это вызвало разочарование в традиционной вере.

Понятие кармы. Перерождение. Душа, отяжелённая кармой, может плохо переродиться. Самый плохой вариант – перерождение в предмет. Перерождение в животное – ещё ничего (кроме крысы, моли и т.п.), а перерождение в человека – вообще привилегия. (Песня Высоцкого про перерождение душ).

Было мнение, что нужно жить отдельно от людей, чтобы достичь нирваны. Жёсткий аскетизм. Тот, кто постиг нирвану, назывался джайни. Отсюда джайнизм.

 

Однако было ясно, что все не могут вести такой образ жизни, и тогда возник буддизм. Самая первая из мировых религий. По преданию, у правителя ожидался сын, и прорицатели сказали, что это будет особенный ребёнок. После родов мать умерла, и правитель воспитывал наследника сам. По совету прорицателей, чтобы вырастить из сына полноценного наследника и направить его на тропу правления, царь не показывал ему неизлечимо больных, старых и мёртвых. Для сына построили дворец с садом, откуда он не выходил 29 лет и даже не видел завядающих цветов. В 29 лет царевич отправился в путешествие, где увидел неизлечимо больного, старого и похоронную процессию. Эти явления повергли его в шок, и по возвращению во дворец царевич снова ушёл в путешествие в поисках ответов. Тогда он встретил Мару (дьявола), который внушил царевичу, что тот и есть Будда, что ему суждено принести новую веру. Не сразу, но царевич смог рассказать людям о буддизме и найти приверженцев этой религии.

Учеников у него было много, один из них постоянно следовал за своим учителем. Условия жизни согласно буддизму были строгие: не иметь никакого имущества (циновка для сна, чаша для подаяний), быть бедно одетым. Запрещалось попрошайничество (просто поставить чашу и радоваться тому, что в неё упало). Участвовать в общественно полезных работах: сбор урожая, например.

Встал вопрос о том, кто такие брахманы и что они должны делать. Есть поверье, что после этого Будду несколько раз пытались убить. В итоге он совершенно случайно отравился.

Буддизм стал государственной религией. Трипитака – священная книга. Сутрапитака – общие сведения о буддизме, жизнь царевича. Винайяпитака – сведения о жизни буддистов. Абхидхармапитака – размышления о жизни.

Позиция буддизма: чем больше человек в жизни хочет, тем больше он страдает. Чтобы уменьшить страдания, нужно уменьшить желания. Итог – нирвана. Считалось, что этот путь необязательно должен состояться в одной жизни. Если в одной жизни что-то не удалось, можно будет попробовать в следующей.

Колесо сансары. Восемь спиц: истинный путь, помыслы, слово, дело, решимость, стремление, жизнь, самопознание (всё истинное). Воздерживаться от зла, умеренность во всём.

Были общины буддистов. В них можно было добровольно войти. Брали всех, кроме неизлечимо больных и наказанных, не отбывших наказание или не оплативших штрафы. Выйти из общины можно было так же добровольно.

 

 

Лекция 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: