Как же психологически грамотно родителям вести себя с ребенком-пятиклассником?
Конечно, родители должны предъявлять определенные требования к ребенку. Однако есть гораздо более важные вещи, чем требовательность родителей! Ребенок ждет от вас, в первую очередь, понимания! А также – поддержки, помощи, любви!
Опыт показал: дети, от которых родители только требуют, не давая достаточно любви, тепла, понимания, поддержки, ласки – вырастают холодными, эгоистичными, обидчивыми людьми, с болезненным самолюбием!!!
Если совсем ничего не требовать от ребенка и только баловать его – из него вырастет капризный, самовлюбленный и эгоистичный человек! Однако во всем должна быть мера!!!
Особенности периода адаптации: Снижение успеваемости. Повышенная тревожность, страхи. Проблемы в общении с ребятами. Частая заболеваемость. Эмоциональные проблемы (капризы, слезы, агрессивность, нежелание идти в школу, апатия).
Что часто происходит в этот период: Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Часто появляются различные заболевания детей – они вызываются перенапряжением психики ребенка.
Продолжительность адаптации. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений (дезадаптации) необходимо обратиться к психологу.
|
Что же может затруднить адаптацию пятиклассников к обучению средней школе?
Рассогласованность требований учителей. Например, учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Трудности может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника!
Что делать родителям? Объяснить, с чем связаны эти различия. Помочь ребенку справиться с возникающими трудностями (составить расписание, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и т.п.).
Проблема выполнения домашних заданий. На первых порах школьникам нередко нужна помощь родителей и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно). Обратите внимание на то, что ухудшение успеваемости часто связано с проблемами адаптации, привыканием к новым условиям.
Проблема: повышенная тревожность. Адаптация вызывает у многих 5-класников повышенную тревожность. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих (родителей, учителей, одноклассников). Этот страх приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Родители часто перегружают детей дополнительными занятиями, лишая их свободного времени и отдыха. А это приводит к стрессам и тревожности, ведет к неврозам!
|
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа 5-классников. В свою очередь, родители, которые принуждают своего ребенка работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи.
Отношение к ошибкам «Боязнь ошибки» - одна из основных форм школьной тревожности. Часто она подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам, за которыми следует наказание. Дети испытывают неуверенность в своих силах, тревогу по поводу плохих оценок или их ожидания. Следует научить ребенка правильно относиться к ошибкам, т.е. не делать из них трагедию, а просто стараться не допускать в будущем.
Как желательно поступать родителям? Рекомендации психологов.
Признавать право ребенка на ошибку, ведь от них никто не застрахован. Следует научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Помочь ребенку научиться вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Не ждать от ребенка только наивысших результатов. Поддерживать у своего ребенка уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности. И в то же время показать ему, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе. Уделять своему школьнику как можно больше внимания и ласки. Не сравнивать своего ребенка с другими (или с собой). Каждый человек – уникален и неповторим. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход!
|
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Помогайте,когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в трудное положение выбора между преданностью и любовью к вам и уважением к своему учителю.
Ваш ребенок не должен ожидать от вас награду за хорошую успеваемость и наказание - за неуспеваемость. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь не устанавливать наказаний и поощрений такого типа: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, и на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам ребенка, в том числе, в ваших отношениях с ребенком.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Умейте слушать ребенка. Родители, проявляющие интерес к тому, о чем говорит ребенок, поистине мудры, ибо дают ему возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний. Если вы не научились говорить с ребенком мягко, с любовью и уважением, то он будет избегать общения с вами.
Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за поступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают его, а остаются рядом с ним, уверяя в своей родительской любви, выражают уверенность в том, что это больше не повторится. Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности, ваше поведение должно как бы говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда!».