После определения ТПР или Кшпр попервому способу можно рассчитать мощность шума приемника как
Или
![]() |
Далее рассчитываем мощность шума в антенне
Суммарную мощность шума
![]() |
и чувствительность приемника
Глядя на полученный результат, не трудно видеть что расчет сделан верно.
Анализ полученных результатов
1) Сравнение значений шумовой температуры анализируемого приемника (ТПр = 2002.09 К) и антенны (Т А= 35 К) позволяет утверждать, что Тпр »Та.Следовательно, при уменьшении Тпр возможно значительное улучшение чувствительности приемной установки. Таким образом, снижение шумов приемника целесообразно.
2) Сравнение значений шумовой температуры приемника (ТПр = 2002.09 К) и УРЧ (ТУРЧ= 123 К) показывает принципиальную возможность снижения шумов, так как минимальным предельным значением Тпр является ТУРЧ. Из анализа выражения (16) видно, что основной вклад в ТПр вносят шумы УПЧ. Снизить их уровень можно двумя путями.
Во-первых, можно рекомендовать использовать УПЧ с меньшим уровнем собственных шумов. Например, если применить УПЧ с Кш упч = 18 К (в анализируемой структуре Кщ упч = 7.94 К), то шумовая температура будет определяться следующими слагаемыми (алогично формуле (16))
ТПР = 51 + 123.5 + 195.5 + 65.2 + 9.05 + 174.52 = 619.2 К.
Следовательно, ТПр уменьшится почти на 25% и доля шумов УПЧ будет малой.
Во-вторых, уменьшить вклад шумов УПЧ можно, применив ПрЧ или/и УРЧ с большими значениями коэффициента усиления. Пусть по-прежнему КщУПч = 18 дБ. Применим, однако, УРЧ с КР УРЧ = 251 дБ, а ПрЧ с КР Прч = 3.98 К. В этом случае
ТПР = 51 + 123.5 + 195.5 + 157.9 + 628.5 + 377 = 429.3 К.
Видно, что использование УРЧ с высоким коэффициентом усиления снизило не только вклад шумов УПЧ, но также и ПрЧ.
3. Другим фактором, определяющим высокий уровень шумов, являются потери в кабеле на входе приемника. Если передвинуть ВУ и УРЧ непосредственно к антенне, а кабель подключить к выходу УРЧ, то структура приемника примет следующий вид (значения Кр урч и Кр прч соответствуют предыдущему случаю):
Рассчитаем шумовую температуру при таком построении приемника
= 105 + 166.2 + 68.9 + 4.1 + 0.29 + 4.7 = 349.19 К.
Таким образом, подключение ВУ и УРЧ непосредственно к антенне позволяет существенно снизить шумы приемника.
Дальнейшее уменьшение шумов возможно при снижении потерь в ВУ либо при использовании УРЧ с меньшим уровнем собственных шумов. Однако, сучетом того, что ТА = 35 К, это не даст заметного улучшения чувствительности.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы получены данные по шумовой температуре приемника, найден коэффициент шума и получены данные по чувствительности в единицах мощности и в единицах напряжения. Была дана оценка структуре с точки зрения необходимости и возможности снижения шумов и улучшения чувствительности; предложены способы повышения чувствительности, все это подтверждено соответствующими расчетами. Поставленная задача решена в полном объеме, однако для практического производства устройства данных недостаточно. Необходимая информация может быть получен в результате дополнительных исследований, необходимость которых в техническом задании данного курсового проекта не указывается.
Использованная литература
11. Радиоприемные устройства: Учебник для вузов / Под ред. Н.Н.Фомина. - М.: Радио и связь, переиздание 2005.
12. Буга Н.Н и др. Радиоприемные устройства: Учебник для вузов. - М.: Радио и связь, 1986, переиздание 2006.
13. Палшков В.В. Радиоприемные устройства. - М.: Радио и связь, 1984, переиздание 2005.
14. М.А.Кузнецов, Р.С.Сенина. Радиоприемники AM, ОМ, ЧМ сигналов: Пособие по проектированию. Изд. 2-е / СПбГУТ. - СПб, 1999, переиздание 2005.
15. Макаров О.В., Олендский В.А., Палшков В.В. Руководство по курсовому проектированию радиоприемников / СПбГУТ. - СПб, 1992, переиздание 2005.
16. Методические указания к лабораторным работам по курсу Радиоприемные устройства /А.Э.Двинина и др.; СПбГУТ. - СПб, 1996, переиздание 2005.
17. Алексеев Ю.П. Бытовая радиоприемная и звуковоспроизводящая аппаратура: спр-к. - М.: Радио и связь, 1991 (1994), переиздание 2005.
18. "Радиоприемные устройства" Методические рекомендации по изучению дисциплины. Указания к решению контрольной работы - М.А. Кузнецов, Р.С. Сенина