Арт-банкинг в мире и в России




Введение

Инвестиции в искусство в наши дни являются одним из распространенных способов вложений денег для их сохранения и роста.

Когда-то давно он мог считаться экстравагантной причудой богатых людей, потерявших счет своим капиталам. Сегодня это почти стандартная услуга на инвестиционном рынке, которую оказывают многие финансовые компании, банки и даже (опосредствованно) инвест-фонды. Такой тип инвестирования имеет свое название - Арт-Банкинг.

Безусловно, высокий спрос на произведения искусства как предмет инвестиций не мог не обратить на себя внимания банкиров. Сегодня практически все крупные западные кредитные организации выделили внутри своих подразделений, ориентированных на работу с VIP-клиентами с портфелями от 500 тыс. евро, отделы art advisory. Пионерами арт-банкинга, то есть финансово-консультационного сопровождения инвестиций в произведения искусства, по ту сторону границы в конце 80-х годов XX века стали швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank и американский Citibank. В России такую услугу уже несколько лет предлагают департаменты private banking крупнейших кредитных организаций, среди которых Банк Москвы, «УралCиб», Дойче Банк и Импэксбанк. Но в этих структурах арт-банкинг — скорее, дополнительная услуга, предлагаемая в нагрузку к финансовому обслуживанию богатых клиентов.

Арт-банкинг — банковская услуга по финансово-консультационному сопровождению клиентов, которые предпочитают инвестировать в предметы искусства.

Традиционное коллекционирование в симбиозе с коммерческим подходом может превратиться из дорогого хобби в прибыльное дело – эту идею взяли на вооружение крупные западные кредитные организации в начале ХХ века.

Суть арт-банкинга состоит в покупке таких произведений, которые со временем будут оцениваться еще дороже, чтобы с выгодой перепродать их и получить существенную прибыль.

В этом деле важно сделать грамотную экспертную оценку стоимости объекта и рассчитать, когда именно в будущем и за какую цену можно перепродать предмет. Для подобной работы недостаточно быть искусствоведом, требуется также иметь экономическое образование. Именно поэтому услугу арт-инвестирования предлагают банковские учреждения, где работают специалисты, которые могут справедливо оценить и максимально точно спрогнозировать будущую рентабельность.

В кредитных учреждениях арт-банкинг является составляющей частью приват-банкинга. Также эту услугу предлагают для VIP-клиентов, которые рассматривают возможность альтернативных инвестиций.

Большинство крупных западных кредитных организаций выделяет внутри своих подразделений, ориентированных на работу с VIP-клиентами с портфелями от 500 тыс. евро, отделы art advisory. Пионерами арт-банкинга, то есть финансово-консультационного сопровождения инвестиций в произведения искусства, по ту сторону границы в конце 80-х годов XX века стали швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank и американский Citibank. В России такую услугу уже несколько лет предлагают департаменты private banking крупнейших кредитных организаций, среди которых Газпромбанк, Банк Москвы, Уралсиб, Дойче Банк и Импэксбанк.

Инвестиции в арт-объекты чаще всего практикуются в рамках департаментов private banking кредитных организаций, а также компаниями, специализирующимися на направлении wealth management (управление частными капиталами). Раньше, когда инвестирование такого рода считалось уделом очень богатых людей, профессионалы рынка называли порог входа $500 тыс. Для индивидуального подбора коллекции порог входа, разумеется, был больше — $1–5 млн (портфель из 5–7 картин).

Составляющее значительную часть арт-рынка современное искусство расширяет его границы, переводя инвестиции во вполне доступную нишу $3–10 тыс., и понятие «входной порог» теряет свой смысл. Но и в этом случае потребность в квалифицированных посредниках и организациях, предоставляющих услуги арт-банкинга, чрезвычайно высока.

Арт-менеджер и услуги

Менеджеры арт-банкинга (как правило, специалисты с художественным и экономическим образованием) дают рекомендации клиентам, в какие именно произведения искусства им выгоднее вложить деньги, чтобы в будущем при желании их можно было бы хорошо продать (частные коллекции часто выкупаются государственными музеями). Кроме этого, клиенту обеспечивается правильная оценка и экспертиза произведений искусства, помощь в составлении коллекций (картины могут стоить гораздо дороже, если их продавать как коллекцию), реставрациии хранении работ.

Особенностью альтернативных инвестиций этого типа является то, что консультантами при выборе картин или скульптур, антиквариата, нумизматики или раритетов должны выступать специалисты сразу двух областей профессионального знания - из области искусства и из области финансов. Иногда так и бывает - потенциального покупателя консультируют сразу два специалиста. Но чаще происходит по-другому: смежную специальность в необходимой мере осваивает финансист; или консультантом выступает человек мира искусства, имеющий соответствующий опыт, - например, владелец или сотрудник художественной галереи (галерист). Появилось название для таких профессий: арт-консультант, арт-дилер.

Менеджер арт-банкинга должен разбираться как в искусствоведении, так и в финансах. Именно он должен порекомендовать клиентам, какие именно предметы искусства им выгоднее купить именно сейчас с тем, чтобы хорошо заработать на их продаже в будущем. В нашей стране консультации подобного рода дают галеристы и арт-дилеры достаточно высокого уровня – те, кто довольно давно работает на рынке и имеет достаточно опыта, чтобы рисковать не только своими деньгами, но и капиталами состоятельного клиента. Появляются у нас и так называемые «кураторы коллекций» - своих галерей, а часто и своих собраний у них нет, но за определенный процент от сделок, они помогут собрать коллекцию вам, а в случае необходимости, помогут ее же продать. Кстати, хороший менеджер подберет коллекцию таким образом, что стоимость произведений будет возрастать именно в силу их комплексности. Например, общая стоимость трех картин, которые продаются по отдельности, может быть ниже цены трех картин, которые продаются вместе как коллекция. Кроме того, «выброс» на рынок грамотно подобранной коллекции всегда становится сенсацией, что само по себе уже служит хорошей рекламой и приносит дополнительные, часто весьма ощутимые, дивиденды. Пример из сегодняшней практики: продажа на Кристис картины Уильяма Тернера 19 апреля этого года в рамках аукциона старых мастеров прошла как рядовое событие, а назначенная на 5 июля распродажа 14 акварелей того же Тернера из коллекции бельгийского миллионера Ги Улленса еще за несколько месяцев до торгов стала сенсацией именно в силу «комплексного подхода».

Арт-банковский менеджер также должен обеспечить клиенту правильную оценку приобретаемых произведений – заниженная цена пойдет ему только в плюс, а вот завышенная может существенно снизить ликвидность «товара». Он же должен обеспечить качественную экспертизу произведений на подлинность, проверку юридической чистоты объекта инвестирования, помощь в реставрации и хранении произведений, а также их страхование и, при необходимости, транспортировку.

Комплекс услуг в той или иной степени и в разных комбинациях (в зависимости от организации, предоставляющей сервис арт-банкинга) включает:


1) рекомендации менеджеров относительно приобретения наиболее выгодных с точки зрения инвестиционного роста арт-объектов, прогноз рентабельности на базе анализа рынка и ценообразования;

2) консультирование при формировании коллекции. Собрания стоят дороже, чем отдельные предметы, кроме того, тематические частные коллекции, посвященные определенному направлению или периоду в искусстве, часто выкупаются государственными музеями;
3) адекватную оценку (стоимость услуги может доходить до 1% от цены произведения) и экспертизу подлинности посредством привлечения лицензированных экспертов с различной профильной специализацией, заключение которых имеет мировой авторитет и оформляется в соответствии с российскими и международными стандартами; химико-технологическую экспертизу (достоверность атрибуции по материалам и свойственным автору технологическим операциям) и искусствоведческую экспертизу (атрибуция, подлинность, провенанс, ценность);
4) выяснение юридической чистоты объекта инвестирования, подготовку документов, помощь в заключении сделки, в том числе на международном уровне;
5) организационную поддержку в вопросах транспортировки (расходы на транспортировку могут составить примерно 0,5% от стоимости работы), решение таможенных вопросов (на каждой границе существуют свои нюансы) и страхование покупки (0,6–0,8% от стоимости страхуемого объекта в год);
6) расчет налоговых последствий приобретения;
7) отслеживание уровневых торгов, арт-мероприятий различного формата, обеспечение участия клиента в аукционах (открытие счета в аукционном доме, предоставление гарантий);
8) реставрацию и хранение работ в охраняемых депозитариях (ориентировочная стоимость такой камеры с поддержкой температурно-влажностного режима — $4–7 за 1 кв. м площади хранения в день в зависимости от срока);
9) кредитование под залог предметов искусства — обычно сумма кредита не превышает 50% от установленной стоимости объекта (мера предосторожности со стороны банка);
10) консультирование по вовлечению приобретенных творений искусства, а иногда и целых коллекций в художественную жизнь. Грамотная демонстрация как инструмент продвижения работы благоприятно влияет на ее стоимость;
11) консультирование по стратегии инвестирования.

Арт-банкинг в мире и в России

1. Европа: Англия — традиционно тренд-сеттеры рынка, родина крупнейших аукционных домов Christie’s, Sotheby’s, Bonhams, MacDougall’s. Доля Англии в общемировом объеме продаж — 20%. Здесь давние традиции арт-бизнеса, а плотное сотрудничество с целым штатом арт-консультантов — привычная практика, как и в других центрах европейского арт-финанса: Германии, Италии, Франции, Швеции. Обширные связи профессионального сообщества европей- ских арт-банкиров помогают им добывать для своих клиентов редчайшие предметы искусства даже из частных коллекций.
2. США: стабильно высокий интерес к сектору, проработанные механизмы взаимодействия Art & Finance-сферы, зрелость арт-банкинга. Американские коллекционеры составляют 49% от всего мирового коллекционерского сообщества (Россия составляет 2%). Доля США в объеме продаж — порядка 40%.
3. Китай: благодаря проактивной позиции правительства Поднебесной в сфере взаимодействия финансового сектора и культуры рост арт-банкинга продолжается, но уже не такими темпами, как в предыдущее десятилетие. О развитой стадии арт-рынка говорит присутствие в Китае крупнейших аукционных домов Poly (занимает третье место в мире) и China Guardian (четвертое место в мире). Доля Китая в общемировом объеме продаж — 24%.
4. Ближний Восток: несмотря на геополитическую нестабильность в регионе распространение сферы искусства, концентрация роскоши и ультрабогатых персоналий (Ultra High Net Worth Individuals) говорят о том, что регион будет играть важную роль в формировании глобальной картины арт-бизнеса.

5. Латинская Америка: латиноамериканский арт-маркет остается вторым по влиятельности после европейского и имеет огромный потенциал дальнейшего роста. Интерес к этому рынку огромен, и индустрия Art & Finance в Латинской Америке будет только развиваться.
6. Африка: здесь формируется новое поколение серьезных коллекционеров. С формированием зрелого финансового рынка арт-банкинг продолжит уверенное развитие. Спрос на услуги в секторе показывает уверенный потенциал роста.

Российская Федерация

Россия: 90-е годы — время первоначального накопления капитала, когда «предметами первой инвестиционной необходимости» были квартиры, машины, драгоценности, — сменились периодом дальнейшего роста благосостояния, и российские арт-инвесторы начали присматриваться к более изысканным объектам инвестиций. Появляются первые предложения в сегменте арт-банкинга.
После кризиса, в 2009 г., падение российского арт-рынка составило только 5%, и вскоре рост возобновился. Традиционно отмечается больший интерес к «своему» классическому искусству, но есть и ценители всемирно признанных шедевров (одной из наиболее крупных сделок в этом сегменте считается продажа русскому покупателю с аукциона картины испанского художника Эль Греко «Молитва святого Доминика» за $13,8 млн).
Ежегодный отчет Deloitte & ArtTactic 2014 на основе показателей аукционных торгов фиксирует возрастающую уверенность российских покупателей в секторе арт-инвестиций: в фаворитах — знаменитый российский авангард и современное искусство. Отметим, что российские инвесторы не проявляют интерес к искусству как к классу активов, в том числе и как к источнику косвенной выгоды, а именно попадания в особый социальный круг и приобретения соответствующих связей

По мнению экспертов, именно отсутствие комплекса услуг в области арт-банкинга — основное отличие российского рынка от западного. В большинстве случаев клиенту могут только посоветовать эксперта-галериста, который может посодействовать в подборе коллекций. На Западе же вполне оправданным считается «плотное» сотрудничество с целым штатом арт-консультантов, многие из которых раньше трудились на Sotheby’s или Christie’s. Большие связи помогают этим людям добывать для своих клиентов предметы искусства даже из частных коллекций. Отечественный сервис пока такого не предусматривает.

Некоторые российские банки, правда, могут предложить и сопровождение сделок. «Одно из направлений нашей деятельности — создание механизмов цивилизованного участия в торгах аукционных домов в России и за рубежом, — говорит вице-президент Газпромбанка Марина Ситнина. — К примеру, на Западе есть определенная форма представления нового участника торгов, которая заключается в том, что банки представляют некие письма о достаточности средств клиента на приобретение той или иной вещи». Кроме того, в пакет услуг пользователя прелестями арт-банкинга, помимо собственно перевода денег, входят участие в торгах от имени клиента и возможность привлечения финансирования под залог произведения искусства. При необходимости такую услугу счастливому обладателю шедевра могут предложить в банке «Новый символ», Банке Москвы, Импэксбанке и Газпромбанке. Но о поточности продукта речи не идет — слишком уж сложна оценка залога. «Кредитование сопровождается обязательными услугами по экспертизе подлинности предмета, его оценке, страхованию и надлежащему хранению в специальном хранилище банка в течение срока кредита», — объясняет начальник операционного управления банка «Новый символ» Зоя Смирнова. Да и вообще, по словам специалистов, российские банки могут совершать лишь некоторые финансовые операции, связанные с произведениями искусства в рамках «индивидуальных» клиентских программ — ввиду эксклюзивной потребности. «Сопровождение крупных сделок требует усилий многих специалистов банка: оцениваются эффективность вложения и юридическая чистота объекта инвестирования, определяется оптимальный вариант финансирования сделки, просчитываются налоговые последствия», — добавляет главный исполнительный директор ФК «УралСиб» Алексей Чаленко.

Однако в стремлении удовлетворить любой каприз состоятельного гражданина банки готовы на многое. Если гражданину негде, скажем, хранить полотно Пикассо, приобретенное за сотню миллионов долларов, банк «Новый символ» готов предложить специальное помещение с поддержкой температурно-влажностного режима и минимальным движением воздуха. Плата за хранение предмета обожания в такой «барокамере» составляет от $4 до $7 за 1 кв. м площади хранения в день, в зависимости от срока. В Газпромбанке по запросу клиента могут зарегистрировать фонд, траст или же проконсультировать на предмет наследования коллекций, а в «УралСибе» предложат застраховать предмет искусства в собственной страховой компании (тариф составит 0,7%, с учетом оценки стоимости произведения искусства лицензированным экспертом).

Один из главных парадоксов российского рынка — несоответствие числа предметов, уходящих с молотка на русских торгах, количеству кредитных организаций, предоставляющих услугу арт-банкинга. Парадокс второй: даже при полном отсутствии конкуренции в этом сегменте ни одна российская кредитная организация не может похвастаться обилием клиентов. Игроки рынка предполагают, что невысокий спрос на арт-банкинг в свое время заставил Росбанк исключить эту услугу из своего арсенала. Правда, об истинных причинах решения в кредитной организации предпочитают не распространяться.

По мнению председателя совета директоров Юниаструм Банка Георгия Пискова, отсутствие ажиотажа объясняется еще и тем, что коллекции предметов искусства, обладающие большой ценностью, традиционно хранят в странах с наиболее благоприятным политическим, юридическим и налоговым климатом. А в нашей стране климат традиционно суровый. «Человек не должен задаваться вопросом: а не отберут ли у него завтра эту коллекцию?» — считает Писков.

Примерно по тем же причинам большая часть тех, кто готов потратить на украшение собственной гостиной несколько десятков миллионов долларов, предпочитает покупать «вечные ценности» через западные финансовые институты. «Не факт, что российским банкам имеет смысл убеждать воспользоваться собственными услугами, к примеру, Романа Абрамовича, — успокаивает российских банкиров исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. — Поэтому кредитные организации должны не переманивать клиентов у западных банков, а формировать круг собственных». Правда, этому увлекательному процессу мешают несколько законодательных проблем. Первая из них — жесткое регулирование вывоза произведений искусства (они имеют обыкновение не только ввозиться, но и вывозиться). Как известно, антиквариат, созданный более полувека назад, можно вывезти из страны только с разрешения Министерства культуры. Вторая проблема — отсутствие законодательства, регулирующего деятельность трастов. Эти структуры в основном используются для защиты сформированных коллекций от возможного раздела из-за конфликта между наследниками коллекционера или посягательств сторонних лиц. А пока в нашем законодательстве понятие «траст» отсутствует, услугу по их созданию российские банки вынуждены предоставлять через своих зарубежных партнеров.

Но отечественные банкиры не отчаиваются, рассчитываяна расширение клиентской базы за счет регионов, в которых деньги тоже водятся, хотя большинство специалистов сходится в том, что массовость этой услуге, конечно, не грозит, несмотря на стремительное расширение всевозможных списков отечественных толстосумов. По мнению главы рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Ричарда Хейнсворта, популярность арт-банкинга в дальнейшем будет зависеть от развития в нашей стране услуги private banking. Не последнюю роль сыграет и снижение доходности по другим инвестиционным инструментам. По словам международного консультанта по инвестициям в искусство Аны Маричевич, когда вложения в московскую недвижимость приносят до 20% в год, рассказывать людям о том, что «старые голландцы» приносят 5%, действительно смешно.

Инвестиции

Предметы искусства – одни из немногих активов, стоимость которых со временем только увеличивается. Периоды экономических кризисов тоже не влияют на ликвидность подобного рода инвестиций.

Единственное условие арт-инвестиций – это вложения на длительные перспективы. Если инвестор не согласен ждать около 10-20 лет, чтобы перепродать свой объект, то ему выгодней поискать другие источники для капиталовложения.

В среднем годовой прирост стоимости предметов искусства составляет 5-10%. Исключения бывают, но они касаются только знаменитых, культовых произведений, а это – единичные случаи.

Слабые стороны арт-инвестирования

Несмотря на привлекательность инвестиций в предметы искусства, в России и странах СНГ этот финансовый инструмент имеет низкую востребованность. В частности непопулярность арт-банкинга связана с тем, что:

1) Существует сложность в прогнозировании доходности.

2) Отсутствуют традиции подобного инвестирования.

3) Инвесторы желают зафиксировать прибыль сразу.

4) В СНГ не хватает авторитетных и профессиональных оценщиков.

5) В банковских учреждениях услугам арт-банкинга не хватает комплексного подхода. Для примера, западные кредитные организации сотрудничают с арт-консультантами, у которых есть опыт работы с ведущими аукционами и обширные связи с крупными коллекционерами.

6) Проблема состоит также в том, что отечественное искусство развивается, достойные объекты для вложений появляются регулярно, свободные средства у обеспеченных граждан также имеются, но арт-рынок как таковой пока не сформирован и непрозрачен.

Обратится в финансовую организацию, предоставляющую услуги арт-банкинга. Сейчас таких немало и становится все больше. Многие солидные банки уже пробуют освоить эту стезю. К примеру, Газпромбанк предлагает свои решения (для VIP-клиентов).

Подобные услуги могут предоставить ВТБ, Альфа-банк, Райффайзен, Сбербанк России.

Вывод

Времена экономической «турбулентности» заставляют владельцев и топ-менеджеров крупных компаний рассматривать альтернативные форматы инвестиций, ожидая от них большей стабильности, нежели от традиционных и более распространенных на сегодняшний день депозитов и инструментов фондового и валютного рынков. Искусство — один из немногих активов, стоимость которого со временем только увеличивается. В среднем годовой прирост стоимости предметов искусства составляет 5–12%.

Увеличением интереса к арт-инвестициям продиктована потребность в цивилизованном процессе выбора, приобретения и владения арт-объектом или коллекцией. Ответом на такой спрос является все увереннее «встающий на ноги» в нашей стране арт-банкинг — комплекс финансово-консультационных услуг по сопровождению инвестиций на арт-рынке.

Специалисты компании Art Market Research утверждают, что за последние 30 лет наиболее выгодным размещением капитала стали вложения в западно-европейскую живопись и скульптуру— при инвестициях в высшую ценовую категорию доход может составить 10-15% годовых в валюте. Раритетные художественные и исторические фотографии приносят около 9,3% годовых. Из китайского фарфора можно «извлечь» 6,7% годовых.

Из-за определенной сложности процедуры и меньших объемов сделок (по сравнению с другими типами вложений средст), а также необходимости последующих затрат на хранение приобретенных ценностей, Art Banking относят к категории альтернативных инвестиций. Тем не менее, при соответствующей поддержке профессионалов, покупка произведений искусства часто становится очень выгодным видом вложения.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Покупать искусство, безусловно, стоит – помимо выгодных (в большинстве случаев) инвестиций, это еще и эстетическое наслаждение, и престиж. Но, как и в любой другой области, стоит заручиться поддержкой профессионалов. Сейчас ими уже вполне могут стать и ведущие российские банки. Антикварный рынок движется вперед и активно наверстывает то, что было разрушено в советское время. Уже забыты те (на самом деле недавние) времена, когда русские покупатели приезжали на Сотбис и Кристис с чемоданом денег, и ошарашенные иностранцы пытались объяснить им, что сделки в сотни тысяч долларов не совершаются за наличный расчет. Уже поездки за ярмарку в Маастрихте и Парижское биеннале антикваров стали обычной практикой для многих галеристов. И на пути к цивилизованному и профессиональному арт-рынку арт-банкинг вполне может стать важной ступенью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: