Профилактика суицидов в подростковом возрасте
Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают действия к суициду. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, но в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни.
Все самоубийства (62%) у несовершеннолетних связаны с конфликтами в семье, неблагополучием, боязнью со стороны взрослых насилия, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, несчастная любовь, черствостью и безразличием окружающих, попаданием в секты (н-р «Три кита»).
Что же такое суицид?
Если рассматривать с точки зрения суицид (по Википедии) - (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Типы суицидального поведения:
· Демонстративное поведение. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, а это своего рода просьба о помощи. Он показывает, что ему трудно справляться со своими жизненными ситуациями. На этом этапе поведения, он пытается напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. И делает это в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
|
· Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции, такие как обида, гнев, затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает попытки к суициду. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению сильнодействующими и токсичными препаратами.
· Истинное суицидальное поведение – это конкретный, продуманный план действия. Подросток готовится к совершению суицидального действия. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. И поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Подростки вешаются или к спрыгивают с высоты.
Стадии развития суицидального поведения:
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Это период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (проявляться в повышенной раздражительности, снижении успеваемости, ограничении общения, уровня интересов, эмоциональной неустойчивости). В этот период и формируются мысли о суициде, которые проявляются в виде заявлений о том, что «вот бы уснуть и не проснуться», «надоела такая жизнь», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т. д. У подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве; фантазии и размышления о своей смерти. Примеры высказываний в виде: «Лучше умереть, чем так жить». И при этом значение таких высказываний недооцениваются или воспринимаются окружающими людьми. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. И на своем пути они не встречают человека, который их выслушает.
|
Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это проявление желания покончить с собой, сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия - суицидальные намерения и попытка. Переходит к замыслу о суициде, о решении (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
Пресуицид - это период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах, возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу. После попытки суицида к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. И в этот период к суицидальным действиям маловероятно повторение. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно уделять ему должное внимание и относиться к ребенку. Начинают вести привычный для них образ жизни, т. к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, то ребенок может до сих находится под угрозой и совершить повторное суицидальную попытку. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, беседовать с ним и оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.
|
Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. На первом месте - находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Итак, перейдем к профилактике суицидов.
Важно постоянно помнить, что за любое поведение к суициду ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Важной для профилактики суицидов является профилактика депрессий у подростков. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение или другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.
Во-первых, нужно начать разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть с позитивными настроями. Оптимистический настрой нужно «внушить» ребенку, вселить уверенность, сказать, что он умеет добиваться поставленных целей. Ни в коем случае обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости». И показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Никогда не надо сравнивать его с другими ребятами, будет только хуже, сделает всё назло и наоборот. Сравнения с другими, приведет к занижению самооценки подростка.
Во-вторых, переключить на новые дела. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. А так же внести разнообразие в обыденную жизнь. Например: попробовать походить в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные дни на увлекательную экскурсию, посетить кинотеатр, выставки. Завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок, т.к. доказано, что животные могут настроить ребенка на позитивный лад.
В-третьих, соблюдение режима дня. Следить за тем, чтобы он нормально питался, хорошо высыпался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Для предотвращения суицидов у детей, преподаватели могут сделать следующее:
- внушать им оптимизм и надежду; - проявлять сочувствие и понимание;
- воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях;
- осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Психологам проводить с детьми работу: психокоррекционные занятия по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей. А так же проводить работы по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Учителям и родителям психолог должен рассказать, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток.
Для предотвращения попыток суицидального поведения у детей, психологу необходимо:
- снимать психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,
- уменьшать психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, - формировать компенсаторные механизмы поведения,
- формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.
Если всё-таки есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, что будет, если они оставят ребенка без помощи.
Рекомендации тем, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
1. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка, осторожно поговорите с ним;
2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
3. Дайте знать, что хотите ему помочь;
4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
5. Говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
8. Не предлагайте упрощенных решений;
9. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
10. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию;
11. Ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
13. Действуйте так, чтобы изменить его внутреннее состояние;
14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.