Финансовая политика государства




Сущность и функции финансов.

Финансы- форма производств.отношений возникающих по поводу распред. и перераспред.чистого дохода(ЧД), ВВП (отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных за год во всех отраслях экон.на терр.гос-ва) и части нац. богатства в связи с формированием централизованных (гос.бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованных (доходы пред-тия и населения) фондов, ден. средства которых, используются на цели расширения, воспроизводства и удовлетвор.общегос-нных потребностей. Финансы-означают денежный платеж. Функции государства: защита интересов граждан, оборона, социальное обесп.

Денеж фонды – сумма денеж ср-в специально обособлен и используемые для опред целей.

Произв-нные отношения – совокуп. матер-ных, экономич. отношений между людьми в процессе обществ-го производства и движения общест-го продукта от произв-ля до потребителя. Финансовыми явл ден отношения кот. выражают отношения распред.и перераспред.части общест-ного продукта главным образом ЧД

Функций финансов:

Распр-льная функция-формирование и использование денежных фондов, поддержание эффективной структуры капитала. Фонд денежных средств-средства формирующие на заранее установл. цель и использ. по этой цели.

Контр-ная функция закл-тся в контроле рублем за реальным де-нежным оборотом и может осущ-ться 2 способами: в форме кон-троля за изменением финансовых показателей и состоянием платежей и расчетов или в форме контроля за реализацией стратегии финансирования..Совок-сть обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему.

Финансовая система РБ.

Финансов система – совокупность законов, норм и правил, регулирующих фин. деятельность и фин. отношения гос-ва.

Фин система - совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовый аппарат- это часть общегосударственного управленческого аппарата на которую возложена управление финансовой системой государства

Органы: мин.фин., мин. По налогам и сборам, нац. Банк, таможенные комитеты, отраслевые ведомства

Структура фин системы:

1. Фин-сы субъектов хозяствов (децентрализов финансы или финансы организ)

2. Фин-сы коммерч организ,Фин-сы некоммеррч организ, Фин-сы домаш хозяйств

3. Ощегосударственные финансы (централиров-е ф-сы)

4.гос бюджет, Гос кредит, Гос целевые фонды

Финансов аппарат (дополнительгый)

Фин система включает:

- материальное производство (финансы предприятий, с/х, строительства, торговли и т.д.) – децентрализованная сфера;

- финансы нематериального производства (образование, здравоохранение, культура, искусство) – централизованная сфера,

- сфера фин. аппарата.

Важные звенья общегос-ных финансов:

гос. бюджет – главный фин. план гос-ва, состоящий из доходной и расходной частей.

гос-ные целевые бюджетные фонды (ФСЗН, дорожный и инновационный фонды).

ГОС. КРЕДИТ – совокупность финансовых отношений гос-ва с физ. и юрид. лицами, когда гос-во выступает кредитором, заемщиком и гарантом.

Фин.аппарат - министерство финансов, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет.Он является частью гос. аппарата и его нельзя включить в состав фин. отношений. Данная сфера оказывает влияние на фин. отношения, организовывая их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хоз-ва.

Финансовая политика государства

Фин. пол-ка – это сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффектив использование для выполнений функций государства.

Виды ФП:

1. в зависимости от целей: - стимулирующая (налоговая политика, снижение % по налогам, кредитам, дотации и др.); - стабилизационная; - сдерживающая (изымаем деньги из обращения, н-г увеличив, увелич % по кредитам, отменяем льготы и др.)

2. В зависимости от сроков и масштабов решаемых задач: -финансовая тактика (краткосрочная охватывает текущ период на 1 год); - финансовая стратегия. (долгосрочная от 3-5 лет до 10 лет)

Фин. пол-ка вкл. в себя: определение и разработку научно обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями экономического и социального развития.

Фин. стратегия – это долговременный курс финансовой политики, ориентирован на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач. Этапа развития экономики

Фин. тактика – направлена на решение задач текущего этапа развития экономики:

-механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов;

-разработку конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Самостоятельные составляющие части финансов политики яв-ся: фискальная (бюджетная + налоговая), денежно-кредитная (ставка рефинансирования), валютная, инвестиционная,учетная.

Де́н.-кредит. поли́тика — это политика гос-ва, воздействующая на кол-во денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Ден.-кредит. Регул-ние — это совокупность конкретных мероприятий Нац. банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Бюджет-налог. политика - это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Она представляет собой совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Цели финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов.

4.Государственный бюджет. Гоc.бюд –основной фин-ый план гос-ва, отражающий экономические отнош. по поводу использов., распредел., формиров. централиз фонда денежных средств. В соответствии с БКРБ бюджет выступает как основной фин-вый план формир-ния и использования фонда ден. средств для обеспечения функций госуд-ва, эконом-го и соц-го развития РБ, а также соответствующих административно-территориальных единиц. При помощи бюджета осуществ. перераспределение ВВП, обеспечивающее удовлетворение общегосуд-ых нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управ., правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюд. играет важную роль в экономич. регулировании воспроизвод-ных процессов, развитии соц. сферы, в совершенствов. региональных пропорций. Существенным признаком бюд. является его плановость, поскольку бюд– это план госуд-го хозяйства на предстоящий период. Всегда в качестве 1-го из субъектов этих отношений выступает госуд-во, нуждающееся в ден. средствах для выполнения своих функций, 2-ым субъектом становятся население, орг-ции, часть доходов которых идут на общегосуд-ные нужды. Отношения между госуд-вом, населением и организ-ми возникают и при использовании бюджетных ресурсов. Консолидир бюд. рб: 1республиканский 2 бюд. областей 3 бюд. г.минска Консолид бюд. областей: 1.областной 2.бюд районов(районный, поселки г.п, бюд сельсоветов), бюд городов областного подчинения Роль: 1.регулир. макроэконом-кие пропорции между сферами обществен-го воспроизводства, между отраслями и внутриотраслевые.2.обеспеч.соц. защиту насел 3.перераспред. доходов 4.финансир из фонда гос.программы 5. гос инвестиц в непроиз сферу и др. Бюд. права участников бюд. процесса в РБ наряду с КонституциейРБ закреплены в следующих законах:1 Бюд. кодекс РБ.2 Нал-вый кодекс РБ (Общ. и Особен части).3 Закон РБ «О республик-ом бюд. на предстоящий год».4 Закон РБ «О местном управ. и самоуправ. РБ» от 20.02.91 г. № 617-ХII.5 Закон РБ «О бюд.госуд-го внебюджетного фонда соц.защиты населения РБ Мин труда и соц.защиты на предстоящий год». Таким образом, бюд. права РБ –это совокуп. прав и обязан.(полномочий) страны в области бюджетной деят-ти, осуществляемых Президентом, Нац.собранием, Сов.Министров, др. республ-ми органами гос. управления. На 2016г утверждены доходы республ бюджета в сумме 180,6трл р,расходам-163,4трл р=>профицит 17,2трл. Указом президента рб решено 8млр.профицита направить в фонд нац. Развития, для выделения ср-в матерям 10.000$ за 3 ребенка. Бюд. Сохраняет свою соц.направленность и более 50% (здравоохран., образов, физ.культура и спорт, и др.)

 

5. Бюджетная система РБ Бюд система - совокуп бюд всех уровней, которая основыв. на экономич. отнош. и правовых нормах. Построение бюд систем различных госуд-в основыв. на спец. принципах: Пр.единства его задачей служит установ. более эффектив-го контроля за финансами со стороны правительства. Пр.полноты означает, что в каждом звене бюд.системы дох. и расх. должны отражаться в их полном объеме. Пр.реальности предусмат. правдивое отражение в бюд. финансовых операций государства, характера расх. и дох., соответствие утвержденных по бюд. сумм их исполнению. Пр.гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Пр.самостоятельности обеспечив. наличием собственных источников дох. и правом соответ-их гос. органов самостоятельно состав., рассматр, утверждать и исполнять бюд. Пр.эффективности использования бюд-ых средств означает, что при состав., рассмотр., утвержд. и исполнении бюджетов все участники бюд.процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использов. миним-го объема бюд-ых средств или достижения максим-го результата с использованием определенного бюд-ом объема средств. Пр. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расх. бюд. должны обеспечиваться общей суммой доходов бюд. и поступлений из источников финансир-ия его дефицита. Пр.достоверности бюджетов означает, что бюд. формируются на основе обоснованных прогнозных макроэконом-их показателей соц.-экономич развития РБ, соответствующей администр.-территор-ной единицы РБ. Пр.адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюдж-ые средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюдж-ых средств с направлением их на финансир-ие конкретных целей. Пр.ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюд.процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюд. процесса. Внебюдж. фонды в 2016г. –Фонд нац-го развития, Республ-ий инновационный фонд, Республ-ий дорожный фонд) Межбюд.трансферты-это бюдж.ср-ва, переданные из одного бюд. в другой на безвозмезд. и безвозвратной основе. Формы межбюд трансфертов: - дотации (из вышестоящ бюд нижестоящ, если собствен. доходов недостаточно) -субвенция (предоставляется др бюд на осущ целевых расх) –субсидия (предостав. орг или физ.л на услов участия в финансир. на реализацию тов, раб) – бюд.кредит (сред-ва предост.из вышестоящ. нижестоящему, а также из респуб.бюд. бюджету гос.внебюд.фонда или из бюдж. госуд-го внебюдж. фонда республик.бюджету на возвратной основе) утвердить на 2016 г из бюд.минска в республик. бюдж. межбюджетный трансфер в размере 7,5млр.руб.

 

6.Доходы и расходы гос.бюджета Доходы - эконом.отношения между гос-вом и субъектам хоз-ния в процессе формирования бюд.фонда Доходы бывают:- налоговые(республик. местные налоги, сборы(пошлины), пени, начислен. за несвоеврем.уплату налогов, %за пользов.отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов.)-неналоновые(дох.от продажи и использов.имущества, дох.от оказания платных услуг, штрафы, компенсации, конфискации, дох от использ гос имущ, дивиденды, аренда, продажа земли)-взносы на государсвенное соц.страх. –социальные(фсзн) –безвозмездные поступления(суммы поступив. от юр.и физ.лиц, международ. организ. и правительств иностр.гос-в)В соответствии с БКРБ не менее 50% дох. от налога на прибыль и не более 70% от НДС должны быть зачисленны в респуб.бюдж. Доходы бюд. имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др.Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней, позволяющей органам гос. власти выполнять свои функции. Им свойственны денежная форма и обезличенность, а также безвозмездность и безвозвратность.

Расходы - это эконом. отношения, возникающие в связи с распределением фонда ден.средств и его использов. по отраслевому, целевому и территориальному назначению.Бывают:-текущие (часть расх бюд, обеспечивающая функциониров. органов гос власти, оказание гос.поддержки бюджетам других уровней дотаций, субсидий и субвенций) -капитальные (часть расх.бюдж, обеспечив. инновационную и инвестицион деят.)

Расх:-затраты на соц услуги(здрав, образ, пособие 40-50%) -на хоз нужды (капиталовлож в инфраструктуру, субсидии с/х, расх.на осуществ. гос.программ 10-20%) -вооружение, содерж дипломат служб 10-20% -администр.-управлен. (милиция, армия)5-10% -платежи по гос долгу 7-8% На 2016г утверждены доходы республ бюджета в сумме 180,6трл р,расходам-163,4трл р=>профицит 17,2трл. Указом президента рб решено 8млр.профицита направить в фонд нац. Развития, для выделения ср-в матерям 10.000$ за 3 ребенка. Бюд. Сохраняет свою соц.направленность и более 50% (здравоохран., образов, физ.культура и спорт, и др.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: