Пункт 3. Схема: возможные пути разрешения проблемы определения природы нехристианских мистических явлений




Пункт 2. Введение и проблематика.

В нашем мире происходили и происходят различные чудесные явления, которые по естественным причинам привлекают к себе множество людей. Наличие таких чудес вне Православной Церкви имеют место, но отношение к ним со стороны верующих неоднозначное. Экстрасенсы, колдуны и приверженцы других, нехристианских религий могут указывать на различного рода факты, подтверждающие, якобы, истинность этих мистических сверхъестественных явлений. А благодаря развитию интернета ознакомиться с такими свидетельствами не составляет особого труда, кроме того, этих свидетельств зафиксировано по всему свету, действительно, очень много. Как же нам, православных христианам, стоит правильно относиться к подобному феномену, и можно ли считать это серьезной проблемой для самой Церкви?

Надо сказать, что в некотором смысле феномен чудес вне Православия, действительно, вызывает проблему, так как представители различных религий в силу случающихся у них сверхъестественных явлений, интерпретируемых часто как божественные, могут видеть в этом внутреннее единство всех религиозных направлений и основания к их объединению между собой в так называемую единую всемирную церковь. Исходя из такой логики – во всех религиях действует Бог, и, следовательно, все они ведут к Нему. Это может относиться не только к нехристианам, но, к большому сожалению, и к людям, казалось бы, церковным, но которые видят в чуде самоценность.

Пункт 3. Схема: возможные пути разрешения проблемы определения природы нехристианских мистических явлений

А) Чудо à фантазии, обман, мошенничество

Б) Чудо à Бог

В) Чудо à диавол

Действительно, «чудеса», которые производят, например, т.н. целители и колдуны на известной телевизионной передаче или на своих личных недешевых сеансах могут быть опровергнуты благодаря уличению упомянутых лиц в очевидном, или не очень очевидном, мошенничестве и обмане, цель которых – известные корыстные мотивы (Передача «Идущие к черту»). Есть и те, кто в силу серьезных психических расстройств и болезней начинают «видеть» параллельно нашей земной реальности потусторонний, соседствующий с нами мир: «слышать» какие-то голоса и т.п. Но эти «сверхъестественные способности» при определенных условиях вполне поддаются медицинскому объяснению и даже лечению.

Конечно же, чудеса и сверхъестественные явления существуют. Но они могут иметь своим источником не только благого Бога, но также и диавола. Наша Церковь знает огромное множество истинных божественных чудес, а также и особых духовных даров, носителями которых сподобляются быть Ее верные чада ради их праведной и богоугодной жизни. Можно с уверенностью говорить о том, что Церковь не только свидетельствует о таких подлинно божественных явлениях и благодатных переживаниях, но и во всей полноте живет ими (здесь подразумеваются в первую очередь, конечно же, сакраментальная сторона жизни Церкви, но и не только!). Интересно, в связи с этим привести мысль протод. Андрея Кураева о том, что Православная Церковь в отношении к чуду подходит как бы противоречиво, и это необходимо понимать. «С одной стороны, Она (Церковь) не придает большого зна­чения чудесам — нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного, с другой стороны, каждая наша молитва — это молит­ва о чуде. Отец Андрей приводит далее слова писателя Ивана Тургенева: «Каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что, Господи, ну сделай так, чтобы дважды два было пять. Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что «хлеб наш насущный дай нам днесь» и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, в конце концов завершает свою молитву не­ким смягчающим обращением: «Впрочем, да будет воля Твоя, Господи». Для отца Андрея это противоречие объясняется тем подходом, которым руководствуется православный человек и, например, какой-нибудь колдун в вопросе о чуде. Если для первого – это сыновняя обращенность к Богу (по крайней мере, так должно быть – это тот идеал, к которому все мы призваны – возлюбить Господа сыновней любовью), предполагающая, несмотря на желание исцеления или потребности в каком-либо ином чуде, всецелую открытость к принятию воли Божией (Бог может дать, а может и не дать просимого), то для последнего – это не молитва, а определенный заговор, ритуал, который предполагает наличие у кол­дуна власти над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. Для человека церковного такой подход является ущербным и недостойным христианина. Именно в этом смысле мы не должны искать чудес, требовать у Бога, во что бы то ни стало, исполнение своей воли. Но сам по себе феномен чуда не является чем-то плохим (конечно же, с известными оговорками), но, напротив, как уже было сказано выше, неотделимо и всецело пронизывает всю духовную жизнь православного человека.

Какие же имеются критерии отличия истинных божественных чудес от ложных, источником которых является не Господь, а Его противник – диавол? Такие критерии, разумеется, есть.

Во-первых, нужно отметить, что все чудеса, совершаемые Богом всегда, если можно так сказать, скромны и не навязчивы, то есть у человека есть возможность принять это чудо, или же его отвергнуть. Господь не нарушает свободу воли ни одного человека. Например, всем известная туринская плащаница или благодатный огонь. У каждого всегда есть возможность объяснить эти свидетельства по-своему. То же самое касается и остальных чудесных явлений – «Зоино стояние» и т.п. Сам Христос, как мы видим из Евангелия, всячески старался творить Свои благодеяния следовавшему за Ним народу прикровенно, подальше от любопытных глаз, кротко и смиренно, в то время как диавол, как мы знаем из той же евангельской истории действует совершенно противоположным образом (искушения Христа в пустыне, свидетельство о Христе после одного чудесного исцеления: Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос (Лк.4:41), и, конечно же, из Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова, в котором содержится для всех нас предупреждение о том, что сатана будет стараться прельстить своими чудесами, даже и избранных: «и даст великие чудеса и знамения», придав им мировую огласку).

Во-вторых, чудеса, производимые Богом всегда преследуют высшую цель – они приносят качественную, духовную пользу человеку. Даже когда речь идет об исцелении телесных недугов, помощи в материальных проблемах – цель – возвести ум человека гор е, не просто показать, что Господь существует, но и привлечь его к Себе, понудить к изменению собственной жизни, пробудить к взысканию жизни вечной. Поэтому следует руководствоваться повелением Господа смотреть на плоды, ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добры е» (Мф. 7:18). В этой связи хочется привести в пример Н и коласа Кеннета, который приезжал в прошлом году к нам в Академию и рассказывал о своем нелегком пути прихода от различных языческих буддийских практик к Православию. Он в частности, свидетельствовал о том, что когда он еще был далеко от Православия, Господь часто являл Себя в его жизни, наставляя на пути к Истине. Также в мусульманском мире, и не только, есть люди, в жизни которых произошло чудо по молитвам к святым православным угодникам, например, к предстательству святого Иоанна Русского (любимый плов хозяйки по молитвам Святого был чудесным образом отправлен в Мекку ее мужу, человеку, у которого св. Иоанн состоял рабом) и святителя Николая Чудотворца, чье почитание разошлось далеко за пределы Православной Церкви (Спасение мусульманина. В середине 80-х годов одному русскому человеку довелось быть в православном храме в Ташкенте. И там он увидел мусульманина, который с большим благоговением, непрестанно кланяясь, возжигал свечи перед иконой св. Николая Чудотворца. Там же, возле иконы, у них завязался разговор, и мусульманин поведал о чуде, которое сотворил с ним святитель Николай. Зимней ночью он шел через степь в дальнюю деревню и вдруг совсем близко услышал волчий вой. Через несколько минут его окружила стая волков. В ужасе и отчаянии мусульманин закричал: «Русский Бог и Никола, помоги!» Внезапно подул сильный ветер, поднялась вьюга. Она налетела на волчью стаю и, закрутив ее в вихре, увела в степь. Когда ветер стих, мусульманин увидел возле себя седого старичка, который сказал ему: «Ищи меня в русской церкви», — и тут же исчез. Придя в православный храм, мусульманин с изумлением и великой радостью узнал в образе святителя Николая того самого «дедушку», который явился ему ночью в степи).[1]

********************************************************

Свидетельство от. Андрея Кураева:

«Помню, году в 88-м шел по Арбату. Тогда Арбат был открытой зоной, там бродили первые уличные проповедники, в основном кришнаиты. У меня завязалась беседа с одним из них. И он говорит: «Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать». Пришлось ответить, что я и не сомневаюсь в его способностях и даже не прошу их демонстрировать. Т.к я не атеист, а христианин, для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос — какого вы духа, каков источник ваших чудес. Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, а значит, недолго была в секте. И вот я ее спрашиваю: «Скажи, пожалуйста, за время твоего общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?» » — Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение Махамантра! Она так много дает!» — «Скажи, а что кроме этого изменилось в твоей жизни?» Девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: «Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям». «Нет, — говорит, — пожалуй, Нет. Все осталось прежним». Для меня это показательно. Ведь главное чудо, которое может произойти в мире, — это не переставление Эвереста с места на место, а переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек».[2]

*********************************************************

Апостол Павел в послании к Коринфянам указывает на то, что «сам сатана принимает вид Ангела света » (2 Кор. 11:14). И Церковь учит, что он и его служители могут так же творить некоторые чудеса, но в силу своей тварности, естественно, с большими ограничениями (например, они не знают мыслей человека, не знают его будущего, не могут никого воскрешать, так как Творец и Податель жизни у нас один – Бог) и при том только в той мере, в которой им будет попущено Самим Богом (можно вспомнить ветхозаветную историю Иова, а также состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10−12).

Преп. Иоанн Кассиан пишет: «весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию (другие) и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии».

Согласно святым Отцам, бесы не могут исцелять любую болезнь, не могут исцелять увечья, восстанавливать утраченные части тела. Они могут исцелять только те болезни, которые сами же наслали на человека. Святой Иустин Философ говорил, что демоны «подобны разбойникам, ибо как у тех в обычае ловить кого-нибудь живьем, брать в плен, а потом возвращать близким за выкуп, так и эти, якобы боги, напав на чьи-либо члены, а потом, заботясь о собственной славе, приказывают людям выйти принародно, на виду у всех, и когда насладятся восхвалениями, удаляются от недужных, прекращая болезнь, ими самими устроенную и возвращая людей в их прежнее состояние».

По свидетельству убиенного священника Даниила Сысоева, многие годы занимавшегося реабилитацией людей, пострадавших от обращения к различным колдунам, если и бывает некий эффект «исцеления» от обращения к бесам, то он продолжается только до того момента, пока «исцелившийся» не привлечёт своим примером ещё кого-либо на тот же путь. После этого болезнь возвращается или происходят другие негативные последствия. Например, известны случаи, когда мать обращалась к экстрасенсу для исцеления сына, и тот выздоравливал, но вскоре впадал в необъяснимую депрессию и кончал жизнь самоубийством. Известны случаи, когда после одной «исцеленной» болезни у человека появлялось несколько новых, более серьёзных. Нередко после обращения за помощью к колдунам человек становился одержимым бесом, но во многих случаях никакого исцеления вовсе не происходило, и человек, не получая даже призрачной пользы, брал на душу смертный грех.[3]

Также хочется привести одну историю, описанную в Древнем Патерике. «Некоторые братия пошли к авве Антонию, рассказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него — истинны ли они были или от демонов. С ними был осел, и он пал по дороге. Как только они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: „Отчего это у вас на дороге пал осел?“ Братия спросили его: „Как ты узнал об этом, авва?“ — „Демоны показали мне“, — отвечал старец. Тогда братия говорят: „Мы об этом-то и пришли спросить: мы видим явления, и они часто бывают истинны, не заблуждаемся ли мы?“. Так старец на примере осла показал им, что они происходят от демонов».[4]

В статье иерея Георгия Максимова («Как относиться к чудесам других религий?») более подробно критически рассматриваются такие мистические явления как прозорливость, предсказания, исцеления, знамения и нетление, которые происходили и происходят сегодня в окружающем нас неправославном мире.

В третьих, еще одним критерием для определения истинности того или иного сверхъестественного явления, если оно совершается посредством какого-то конкретного человека, является религиозная принадлежность последнего и святость его жизни. Нередко у тяжело или неизлечимо больного неопытного в духовной жизни христианина появляется желание обратиться за излечением к т.н. «бабкам», экстрасенсам, гуру, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Такие люди, к большому сожалению, не находят в этом ничего противного Православной вере и не видят никакой опасности. Особенно когда «целители» используют на своих сеансах церковную утварь – свечи, ладан, иконы и т.п., когда перед «чисткой кармы» и снятия порчи просят таких горе христиан предварительно причаститься в православном храме Святых Таин!

Разумеется, святые Отцы увещают таких людей этого не делать, чтобы вместе с телом не погубить и душу, называя такое обращение к нечистой силе бесчестием перед Богом. А преподобный Паисий Святогорец объясняет, как необходимо правильно относиться к подобным явлениям. Он говорит следующее: «Есть разница между чудесами нашей веры и чудесами других вероисповеданий. И ходжа совершает чудеса различными магическими способами. Он добивается, чтобы видели свет, в то время как мы, когда диавол показывает нам свет и посылает сияние, показываем ему спину… Мы ищем чуда от Бога и не общаемся с диаволом». Критерием истинности чуда для афонского Старца является его церковность, поэтому для православного христианина должно быть очевидным, что не следует искать чудес там, где нет общения с Церковью. Например, в России известно о сохранности останков буддистского бурятского ламы Итэгелова и т.п. Но никакого отношения к православному почитанию нетленных мощей святых подвижников, если применить в данном случае критерий церковности, эти свидетельства не имеют.

К сказанному выше следует также добавить, что иногда, пусть и не так часто, в нашем мире могут, действительно, происходить различного рода сверхъестественные явления, природу которых определить трудно даже опытному в духовной жизни христианину. В данном случае, согласно мысли святых Отцов, следует руководствоваться правилом: не хули, но и не принимай! То есть мы призываемся проявить здесь особую осторожность и рассуждение, чтобы, с одной стороны, не похулить чудо, если оно произошло от Бога, но с другой стороны, и не впасть в прелестное состояние, если производимое явление от врага. Очень интересно в данном случае объяснение святым Иоанном Кассианом евангельского места (Лк.9:49): Наставник, мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. На это Господь отвечает Своим ученикам: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лк.9:50). Св. Иоанн продолжает: «однако, когда эти многие скажут Христу в последний день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?, тогда Он даст им, как Сам свидетельствует, такой ответ: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:22–23).

В заключение хочется отметить следующее, у Церкви есть ряд критериев отличения истинных чудес от ложных, благодаря которым христианин, стремящийся жить подлинной духовной жизнью, сможет, с помощью Божией, обнаружить действия Бога и действа врага рода человеческого. И если сердцевиной нашей жизни будет Христос, а неискание чудес, то Господь не даст нам ошибиться в отношении того, чем пытается прельстить нас диавол.

 


[1] https://pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=6719

 

[2] См.: https://www.pravmir.ru/o-chudesax-mnimyx-i-istinnyx

[3] См.: https://zen.yandex.ru/media/id/5f3fffbac8ce966b514f9e15/kak-otnositsia-k-chudesam-drugih-religii-5f744c55cdcd496427738aad

[4] См.: Там же



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: