Д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования.
Международно-правовые акты в сфере образования
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). В ст. 13 этого международно-правового акта закреплено право каждого человека на образование и определены основные гарантии реализации этого права. Другой пример - Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН). Ряд статей этой Конвенции (например, ст. ст. 28, 29, 32, 33 и др.) также затрагивают сферу образования.
Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних можно выделить:
- международно-правовые акты универсального характера, многие из которых приняты под эгидой ООН, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ) и т.д;
- так называемые региональные международно-правовые акты, принятые в рамках Совета Европы, СНГ, региональные конвенции ЮНЕСКО.
44. Программа модернизации педагогического образования.
Цель модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.
Основные направления и задачи модернизации педагогического образования
1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов
1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.
1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.
1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.
1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.
2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов
2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.
2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.
2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования.
2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.
3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования
3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.
3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.
3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.
3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.
3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.
3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.
3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.
3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.
45. Субъекты образовательного права.
Субъекты образовательных правоотношений – участники образовательного процесса, вступающие между собой в правовую связь на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектом конкретного вида правоотношений, точнее сказать, в одном случае участник образовательного процесса выступает субъектом правоотношения, в другом таковым не является. Так, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом образовательного отношения в том смысле, что начало и осуществление его педагогической деятельности опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением педагогико-психологических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, предусмотренные Конституцией РФ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании».
Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям. Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) и институциональные (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является их правосубъектность – предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.