Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ 5 курса ОЗО факультета истории и права по дисциплине «Историография отечественной истории»
Семестр
СОСТАВИЕЛЬ: К.И.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫПРИСЕНКО Г.П.
ТУЛА. 2011
I. Пояснительная записка.
Методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и с УМКД по дисциплине.
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов необходимые навыки работы с исторической литературой; дать целостное представление об отечественной историографии как истории исторической науки и исторических знаний XVIII- II половины XIX веков; ознакомить студентов с основным кругом концептуальных сочинений этого периода по истории России.
Задачи изучения дисциплины: проведение сравнительного анализа исторических сочинений этого периода для понимания методологических и концептуальных подходов авторов к изложению отечественной истории в рамках определённых познавательных систем эпохи модернизаций; ознакомление студентов как с историей исторической науки так и с историей исторических знаний, включая философские концепции отечественной истории XVIII- II половины XIX веков, выделяя при этом круг классических сочинений Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, П.Я Чаадаева.
Дисциплина способствует выработке самостоятельной методологической и исследовательской позиции будущего специалиста, его свободной ориентации в условиях современного философского, методологического и проблемного плюрализма.
Концептуально дисциплина отражает понимание её предмета в рамках развития отечественной исторической мысли в эпоху модернизаций, а также понимание тесной связи её предмета с историей отечественной культуры в целом.
Указанное понимание предмета дисциплины, заставило уделить большое внимание (особенно в семинарских занятиях) непосредственному изучению отечественной исторической литературы XVIII-II половины XIX веков.
Требования к уровню усвоения содержания курса. Требования к усвоению содержания курса должны обеспечивать соответствие квалификации по получаемой специальности. Студенты должны:
-знать теории познания эпохи модернизаций, в рамках которых развивалась отечественная историческая наука;
-уметь использовать полученные знания для самостоятельной работы в области составления историографических обзоров по различной тематике, включая ВКР;
-свободно ориентироваться в основных концептуальных положениях сочинений по истории России.
II. Методические указания по темам.
Тема 1. Историография. Предмет. Задачи.
План изучаемой темы:
1. Предмет историографии.
2. Задачи историографии.
3. Методологические основы современной исторической науки.
Учебники и учебные пособия:
Историография истории России до 1917 года. Под ред. док. исторических наук, проф. М.Ю. Лачаевой. Т.1-2. М., 2003-2004.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006.
Румянцева М.П. Теория истории. М.,2002.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. М., 1993.
Рекомендуемые источники и литература литература:
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993.
Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск, 2000.
Декарт Р. Рассуждения методе, чтобы верно направить свой разум и отыскать истину в науках //Соч.: В 2т. Т.1. М., 1989.
Кант И. Критика чистого разума. СПб.,1993.
Лаппо – Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб.,1910-1913.
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.,1989.
Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в историографию отечественной истории XX века: Учебное пособие. Омск, 2001.
Ключевский В.О. Лекции по русской историографии // Соч. Т.7. М., 1989.
Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории.М.,2008.
Медушевсая О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории: Учебное пособие. М.,1997.
Определения ведущих понятий и основное содержание темы:
Историография – часть интеллектуальной истории, демонстрирующая в ретроспективе процесс познания национальной истории.
Предмет –история исторической мысли, исторической науки а также исторических знаний в эпохи традиционализма и модернизаций. Дискуссионность этой проблемы. Современное понимание предмета историографии в более широком, междисциплинарном поле – на стыке науковедения, социальной истории, истории культуры.
Задачи - анализ проблематики исторических сочинений научного и историко-философского характера; анализ процесса создания исторических концепций и понимание их как главного фактора в истории науки, их распространения, судьбы; оценка источниковой базы исторических сочинений; исследование развития теорий познания, в рамках которых развивались историческая мысль в XI-XVII веках, историческая наука и исторические знания в XVIII-XXI веках: провиденциализм – первая мощная мировоззренческая система с вертикальным построением причинно-следственных связей, историзм русской литературы эпохи традиционализма; рационализм - роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, мысль о естественном развитии исторического процесса и активном участии в нём человека, возникновение исторической науки в рамках данной познавательной системы; гегельянское направление – обобщённое изображение действительности с помощью абстракций, идея внутренней обусловленности исторического процесса, идея государства как естественно-необходимой и высшей формы социальной организации; позитивизм - исторический процесс как эволюционные ряды твёрдого очертания (право, хозяйство, государственная и общественная организации, культура); поиск закономерностей исторического развития; критический позитивизм – результат кризиса позитивизма, приоритет теоретико-методологической проблематики; неокантианство, феноменологическое направление - попытка обосновать специфику исторической науки как идеографической; марксистская методология - стремление к историческому синтезу, обращение к категории общественно-экономических формаций с выходом классовой борьбы на первый план.
Методологические основы современной исторической науки – позитивизм, гегельянско-марксистское, феноменологическое; оппозиция номотетической и идеографической систем знания; возможность синтеза оппонирующих подходов через методологию истории А.С. Лаппо-Данилевского. Формирование бережного отношения к традиции, личности учёного-историка, принципов научной этики. Методологические вопросы изучения историографии: историографический факт, несущий информацию об истории науки; историографический источник. Единство историографического факта и историографического источника. Проблема периодизации исторической науки - критерий методологии истории как наиболее эффективный.
Самостоятельная работа по теме предполагает по выбору студентов знакомство с источниками: Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978; Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993; Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск, 2000; Декарт Р. Рассуждения методе, чтобы верно направить свой разум и отыскать истину в науках //Соч.: В 2т. Т.1. М., 1989; Кант И. Критика чистого разума. СПб.,1993; Лаппо – Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб.,1910-1913 и с литературой, указанной к теме в целом для правильного понимания методологической основы современной исторической науки и знаний в области познавательных систем, в рамках которых развивалась историческая наука в XVIII-II половине XIX веках. Овладев этим материалом, студенты могут значительно расширить собственные информационные возможности, приобрести определённую фундаментальность знаний не только в историко-научных, но и культурологических, историософских, историко-литературных аспектах своего образования. Его усвоение поможет стать подготовленным участником современного плюралистического исторического сообщества на разных его уровнях – от школьного учителя истории до самостоятельного научного исследователя через понимание парадигм научного познания прошлого. В процессе этой работы важно возможно более чёткое выявление собственных методологических предпочтений, без которого трудно обойтись как при чтении школьного курса истории, так и при самостоятельной исследовательской работе.
Учебники, учебные пособия и дополнительная литература указаны выше по теме в целом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы (самоконтроль):
для достижения задач, поставленных при изучении темы, студенты должны использовать результаты аудиторной работы – лекций и самостоятельной работы. Все виды занятий предполагают следующий прогнозируемый результат:
- понимание дискуссионности предмета историографии;
- знание задач изучаемой дисциплины;
- понимание методологических основ современной исторической науки;
- понимание значения бережного отношения к исторической традиции, к личности учёного историка в период развития современной исторической науки в условиях постмодерна.
Тема 2. Российская историография I половины XVIII века в рамках рационалистической философии.
План изучаемой темы:
1. Василий Никитич Татищев – автор первого научного сочинения по истории России.
2. Историческая наука в стенах АН в XVIII веке.
Учебники и учебные пособия:
Историография истории России до 1917 года. Под ред. док. исторических наук, проф. М.Ю. Лачаевой. Т.1-2. М., 2003-2004.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006.
Румянцева М.П. Теория истории. М.,2002.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. М., 1993.
Рекомендуемая литература и источники:
Татищев В.Н. Записки. Письма. 1717 – 1750. М.,1990.
Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.,1979.
Татищев. В.Н. История Российская. М-Л.,1963.
Ломоносов М.В. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии // Полное собрание сочинений. Т.6. М-Л., 1952.
Миллер Г. Ф. История Сибири. Т.1. М.,1999.
Миллер Г. Ф. К 300-летию со дня рождения //Исторический архив. 2006. №1.
Вольтер Ф. История Карла XII, короля Швеции и Петра Великого, императора России. СПб., 1999.
Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII- первая половина XIX вв.). М.,1985.
Белковец Л.П. Ф.Г. Миллер в оценке отечественной историографии // Вопросы истории. 1988. №12.
Дурнвцев В.И. Россия и Европа. Обзор материалов по истории русской исторической мысли конца XVII – начала XIX веков. М.,1985.
Историки России XVIII-XX веков. Вып. 14. М.,1996.
Кузьмин А.Г. Татищев // Великие деятели России. М.,1996.
Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Ч.I - III. Л., 1961 – 1971.
Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии XVIII века. М.,1997.
Определения ведущих понятий и основное содержание темы:
В.Н. Татищев (1686-1750) – автор первого научного сочинения по истории России. Процесс расчленения целостного знания об обществе и обособление исторических знаний; процесс превращения их в науку в I половине XVIII века. Государственная служба В.Н. Татищева, философские и политические взгляды: «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государством» (1730), «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» (1733). Роль просвещения в развитии истории. Государство – носитель и проводник идеи общего блага. «История Российская с древнейших времён» (20-е годы - середина XVIII века): метод, категория «деяние», источниковая база, концепция отечественной истории.
Историческая наука в стенах АН в XVIII в. Роль иностранных ученых в Российской Академии наук. Г. Байер (1694-1738) - основоположник российской исторической географии, изучения в России языков восточных народов, теории норманнского происхождения Древнерусского государства. Г. Миллер (1705-1783) - первый русский историограф (с 1747). Исследования по генеалогии. Участие во Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). "Описание Сибирского царства" (1748-1749). Генеалогический спор с П.Н. Крекшиным. Речь "О происхождении народа и имени российского" (1749). Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Деятельность на посту директора Московского архива коллегии иностранных дел (с 1764). А. Шлецер (1735-1809). Основные концептуальные положения русской истории, первая ее периодизация - "Нестор" (1800-1809), "Русская история до основания г. Москвы" (нач. XIX в.). Методика изучения "Повести временных лет". Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. М.В. Ломоносов (1711-1765). «Замечания на речь Миллера "О происхождении народа и имени российского" (1750), "Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I или до 1054 г." (1751-1763), "Краткий российский летописец" (1760, учебник по русской истории), историографический спор М.В. Ломоносова с Вольтером о русской истории (1754-1760). Антинорманнская концепция русской государственности. Догосударственная история восточных славян. Концепция идеального монарха.
Превращение исторических знаний в науку - черта нового периода русской истории. Обоснование принадлежности России к европейской цивилизации. Приоритет философии рационализма.
Самостоятельная работа по теме предполагает знакомство с источниками: Татищев В.Н. Записки. Письма. 1717 – 1750. М.,1990; Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.,1979; Татищев. В.Н. История Российская. М-Л.,1963; Ломоносов М.В. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии // Полное собрание сочинений. Т.6. М-Л., 1952; Миллер Г. Ф. История Сибири. Т.1. М.,1999; Миллер Г. Ф. К 300-летию со дня рождения // Исторический архив. 2006. №1; Вольтер Ф. История Карла XII, короля Швеции и Петра Великого, императора России. СПб., 1999 и литературой: Дурнвцев В.И. Россия и Европа. Обзор материалов по истории русской исторической мысли конца XVII – начала XIX веков. М.,1985; Кузьмин А.Г. Татищев // Великие деятели России. М.,1996; Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Ч.I - III. Л., 1961 – 1971 для правильного понимания особенностей развития начального периода отечественной исторической науки. Следует более подробно ознакомиться с творческим наследием В.Н. Татищева и понимать его как автора первого отечественного научного сочинения по истории России «История Российская с древнейших времён». Для этого необходимо придти к пониманию таких вопросов как метод, концепция отечественной истории В.Н. Татищева, источниковая база, критика источников, категория «деяние» в сочинении В.Н. Татищева. При изучении российской историографии XVIII века в рамках рационалистической философии необходимо усвоить результаты развития исторической науки в стенах Российской Академии Наук: проблематику исследований и роль иностранных ученых в изучении истории России, а также значение работ М.В. Ломоноса по отечественной истории. Следует понимать методы исторического исследования, привнесенные Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлецером в российскую историческую науку в XVIII в., основные концептуальные положения русской истории, ее периодизации, предложенные А. Шлецером, разработку М.В. Ломоносовым истории восточнославянского и древнерусского периодов в сочинениях: «Замечания на речь Миллера «О происхождении народа и имени российского», «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I или до 1054 г.», «Краткий российский летописец», суть историографического спора М.В. Ломоносова с Вольтером о русской истории. В целом для усвоения проблематики исторической мысли I половины XVIII века следует уметь обобщить такие темы как превращение исторических знаний в науку - черта нового периода русской истории; приоритет философии рационализма в теории познания исторического процесса; обоснование принадлежности России к европейской цивилизации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы (самоконтроль):
для достижения задач поставленных при изучении темы, студент должен использовать результаты аудиторной работы – лекций и самостоятельной работы. Все виды занятий по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
-знание представителей отечественной исторической науки, в сочинениях которых формировались основы отечественной историографии;
- понимание роли иностранных учёных в развитии отечественной историографии.
Тема 3. Российская историография II половины XVIII века в рамках рационалистической философии.
План изучаемой темы:
1. Консервативное течение – М.М. Щербатов.
2. Критическое течение – И.Н. Болтин.
3. Просветительское течение.
4. Проявление социальной ориентации буржуазии в проблематике изучения прошлого.
Учебники и учебные пособия:
Историография истории России до 1917 года. Под ред. док. исторических наук, проф. М.Ю. Лачаевой. Т.1-2. М., 2003-2004.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006.
Румянцева М.П. Теория истории. М.,2002.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. М., 1993.
Рекомендуемая литература:
Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М.М. Щербатов. М., 1967.
Черепнин Л.В. Русская историография до XIX века. Курс лекций. М.,1957.
Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли XVIII века. И.Н. Болтин. М.,1983.
Определения ведущих понятий и основное содержание темы:
Консервативное течение - М.М. Щербатов (1733-1790). Общественно-политические взгляды: "О древних чинах, бывших в России по должности каждого из них" (1776), "Размышление о неудобствах дать свободу крестьянам и служителям или сделать собственность имений" (1785), "Краткая повесть о бывших в России самозванцах" (1774), "О повреждении нравов в России" (1786-1789), "Путешествие в землю Офирскую г. С... швецкого дворянина" (1783-1787). Российский историограф. "История Российская от древнейших времен" (II пол. 60-х гг. - 1790), "Рассуждение о пороках и самовластьи Петра Великого" (1782): метод, зачинатель российского актоведения, категория "умствование народное", источниковая база, концепция отечественной истории.
Критическое течение. И.Н. Болтин (1735-1792). "Примечания на Историю древния и нынешняя России господина Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным" (1788), "Критические примечания генерал-майора Болтина на 1 и 2 тома Истории князя Щербатова" (80-е гг. XVIII в.). Французские историки II пол. XVIII в. о России. Оппонирование И.Н. Болтиным в русле традиций отечественной историографии XVIII в. Вклад в развитие исторической науки: сравнительно-исторический метод, роль географического фактора в мировой истории, теория русского феодализма.
Просветительское течение. Выражение антифеодальных идей в исторической мысли. Теоретические основы просветительства. Идеи о верховном суверенитете народа. Эволюционно-просветительское направление: С.Е. Десницкий (1740-1789), Н.И. Новиков (1744-1818), Н.А. Третьяков (1735-1779), Я.П. Козельский (1728-1794). Исторический процесс. Роль хозяйственной деятельности на каждой ступени развития общества. Разделение труда. Публикация источников по отечественной истории. Радикально-просветительское направление. А.Н. Радищев (1742-1802). Основная политическая проблематика его сочинений. Философские взгляды и исторические представления: "Вольность" (1783), "О человеке, его смертности и бессмертии" (1790-1797), "Путешествие из Петербурга в Москву" (1788-1790), "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего" (1790). Российская история в системе антикрепостнических и антисамодержавных оценок. Революционность и реформизм. История Сибири: "Письмо о китайском торге" (позд.1790), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1792-1796).
Проявление социальной ориентации буржуазии в проблематике изучения прошлого. И.П. Рычков (1712-1777) "Опыт Казанской истории древних и средних времен" (1762). В. Крестинин (1792-1795) "Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа в севере" (1785), "Исторические начертания о двинском народе" (1784), "Краткая история о городе Архангельском" (1792), "Начертание истории города Холмогор" (1790), "Исторический опыт о внешней торговле Петра Великого" (1795). М.Д. Чулков (1740-1793) "Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древнейших времен доныне настоящего..." (1781-1788). И.И. Голиков (1735-1801) "Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России..." (1788-1789), "Дополнения..." к ним (1790-1797). Своеобразие буржуазной историографии, углубившее задачи исторической науки: отход от трудов общеисторического масштаба, попытка воссоздать внутреннюю "гражданскую" историю, быт, торговлю, мануфактурное производство. Изучение местных архивов, введение в научный оборот новых видов источников.
Самостоятельная работа по теме предполагает знакомство с литературой: Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX в.). М.,1985; Пештич С.Л. Русская историография XVIII века. Ч.I. Л., 1962; Ч.2. Л., 1965; Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М.М. Щербатов. М., 1967; Черепнин Л.В. Русская историография до XIX века. Курс лекций. М.,1957; Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли XVIII века. И.Н. Болтин. М.,1983 для правильного понимания усложнившейся проблематики отечественной исторической мысли в этот период.
- консервативное течение. М.М. Щербатов. Общественно-политические взгляды. Понимать сочетание ценностей эпохи отечественного традиционализма в период модернизаций XVIII в. Усвоить следующие вопросы: представления о социальном устройстве общества, его иерархичности; критика нравов во время правления Екатерины II; методология исторического исследования: актоведение, категория «умствование народное»; связь концепции отечественной истории с политическим идеалом М.М. Щербатова.
- критическое течение. И.Н. Болтин. Увидеть в отдельных критических сочинениях И.Н. Болтина развитие методики исторического исследования, а также развитие традиций отечественной историографии XVIII в. Усвоить следующие вопросы: по каким признакам французские авторы II половины XVIII века отделили Россию от европейской цивилизации, как объяснил эти признаки И.Н. Болтин; И.Н. Болтин - зачинатель сравнительно-исторического метода, автор теории русского феодализма.
- просветительское течение. С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, Н.А. Третьяков, Я.П. Козельский,
А.Н. Радищев. Понимать выражение антифеодальных идей в исторической мысли, знать теоретические основы просветительства, идеи о верховном суверенитете народа. Понимать отличие между эволюционно-просветительским и революционно-просветительским направлениями. Для этого усвоить следующие вопросы: понимание просветителями исторического процесса; публикация источников по отечественной истории; роль хозяйственной деятельности и правовых отношений на каждой ступени развития общества; Российская история в системе антикрепостнических и антисамодержавных оценок А.Н. Радищева; революционность и реформизм А.Н. Радищева.
- проявления социальной ориентации буржуазии в проблематике изучения прошлого, которые способствовали углублению задач исторической науки: отход от трудов общеисторического масштаба, внимание к истории отдельных местностей и промышленного развития. Для этого усвоить следующие вопросы: история каких частей Российской империи и кем была изучена во II половине XVIII века; как выглядела история русской торговли; источниковая база подобных исследований.
В целом для усвоения проблематики отечественной историографии II половины XVIII века следует понимать её своеобразие которое выразилось в усложнении развития исторической науки, а также уметь обобщить такие темы как сочетание идей традиционализма и модернизации в общественно-политических взглядах историков II половины XVIII века и европейская цивилизация и Российская империя.
Вопросы и задания для самостоятельной работы (самоконтроль):
для достижения задач поставленных при изучении темы студент должен использовать результаты аудиторной работы – лекций и самостоятельной работы. Все виды занятий по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
- понимание причин, породивших просветительское, критическое, консервативное течения российской историографии II половины XVIII века;
- умение отличить социальную ориентацию буржуазии в проблематике изучения прошлого во II половине XVIII века.
Тема 4. Историография I половины XIX века в рамках философии рационализма и философских идей Шеллинга..
План изучаемой темы:
1. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского».
2. Российская историография в свете философских идей Шеллинга.
Учебники и учебные пособия:
Историография истории России до 1917 года. Под ред. док. исторических наук, проф. М.Ю. Лачаевой. Т.1-2. М., 2003-2004.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006.
Румянцева М.П. Теория истории. М.,2002.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. М., 1993.
Рекомендуемая литература и источники:
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. М.,1988.
Чадаев П.Я. Философские письма. 1828-1830 // П.Я. Чаадаев. Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. М., 1991.
Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. 1837. Там же.
Чаадаев П.Я. Ответ на статью А.С. Хомякова «О сельских условиях». Там же.
Козлов В.П. Н.М. Карамзин – историк // Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 4. М., 1988.
Лотман Ю.М. Колумб русской истории // Там же.
Шмидт С.О. «История государства Российского» в культуре дореволюционной России // Там же.
Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986.
Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.
Определение ведущих понятий и основное содержание темы:
Н.М. Карамзин (1766-1826) - вершина российской историографии XVIII - I четверти XIX вв. Общественно-политические взгляды: московская масонская ложа (1785-1789), путешествие в Европу (1789-1790) - "Письма русского путешественника", "Вестник Европы" (1802-1803), "Марфа Посадника или покорение Новгорода" (1803), "Записка о древней и новой России" (1811). Российское самодержавие как развивающаяся система. "История государства Российского" (1804-1826): цель создания, понятие государства, источниковая база, уровень источниковедческого анализа, концепция отечественной истории. Соотношение понятий "государственная централизация" и "цивилизация", "государственность" и "нравственность". Место в истории русской культуры и исторической науки.
Официальное направление. М.П. Погодин (1800-1875) - первый профессор кафедры истории Московского Университета. "Древняя русская история до монгольского ига" (1871-1872), "Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-1855 гг." - центральные положения официальной историографии II четверти XIX в. о развитии всемирной и российской истории. Теория о социальном мире в России.
Чаадаевская концепция аномальности России. П.Я. Чаадаев (1794-1856). "Философические письма" (1828-1830), "Апология сумасшедшего" (1837), "Ответ на статью А.С. Хомякова "О сельских условиях" (1843). Первая философия русской истории. Место России в мировой истории: проявление всеобщих законов истории человечества, причины аномальности исторического развития России, возможность России войти в круг человеческой цивилизации. Идея русского лидерства. Идея регрессивной роли России в мировом развитии.
Исторические взгляды славянофилов. А.С. Хомяков (1804-1860). "Мысли по вопросам всеобщей истории" (1860). И.В. Киреевский (1806-1856). "Девятнадцатый век" (1832), "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (1852). К.С. Аксаков (1817-1860). "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка" (1847), "Нравы и обычаи древних славян вообще и русских славян в частности" (1852), "Богатыри князя Владимира" (1853), "Записка о внутреннем состоянии России" (1855), "Рецензия на VI т. "Истории России" С. Соловьева" (1858). Философия - систематическое развитие христианского мировоззрения. Понимание мира. Способы познания. Учение о двух культурах и их взаимоотношении. Учение о государстве и церкви. Концепция отечественной истории. Миссия России. Русский национальный характер.
План семинарского занятия по теме 2 часа:
1. Концепция аномальности России П.Я. Чаадаева.
Источники:
Чаадаев П.Я. Философские письма. 1828-1830 // П.Я. Чаадаев Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. М., 1991.
Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. 1837. Там же.
Чаадаев П.Я. Ответ на статью А.С. Хомякова «О сельских условиях». Там же.
Самостоятельная работа по теме предполагает знакомство с источниками: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. М.,1988; Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М.,1980; Хомяков А. С. Избранное. Тула, 2004; Чаадаев П.Я. Философские письма. 1828-1830 // П.Я. Чаадаев Полн. собр. соч. и избранные письма. Т. 1. М., 1991; Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. 1837// Там же; Чаадаев П.Я. Ответ на статью А.С. Хомякова «О сельских условиях» // Там же и и литературой: Козлов В.П. Н.М. Карамзин – историк // Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 4. М., 1988; Лотман Ю.М. Колумб русской истории // Там же; Шмидт С.О. «История государства Российского» в культуре дореволюционной России // Там же; Цимбаев Н.И. Славянофильство. М.,1986; Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983 для правильного понимания развития отечественной историографии этого периода. Историография I половины XIX века развивалась в рамках философии рационализма, философских идей Шеллинга и Гегеля. Следует понимать место Н.М.Карамзина в истории развития отечественной исторической мысли и науки. Это - вершина российской историографии XVIII - I четверти XIX веков. В «Истории государства Российского» все достижения русской исторической мысли XI-XVIIIвеков были введены в научный оборот. Усвоить следующие вопросы: эволюция общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина, его теория самодержавной власти монарха, место «Писем русского путешественника» в творчестве Н.М. Карамзина; философия и методология «Истории государства Российского», понятия: «государственная централизация», «цивилизация», «государственность», «нравственность», их соотношения в историческом процессе и его описании.
Особо выделяется чаадаевская концепция русской истории. Понять концепцию аномальности России и причину этой аномальности. Усвоить представления П.Я. Чаадаева о месте России в мировой истории. Понимать вопросы: какие законы развития общества П.Я. Чаадаев считает всеобщими? Что обуславливает возможность вхождения России в круг человеческой цивилизации? Идея возможного русского лидерства и регрессивной роли России в мировом развитии.
Особо выделяются исторические взгляды славянофилов. Знать круг авторов и проблематику исследований. Усвоить следующие вопросы: славянофилы о цельности мировой истории; учение о двух культурах и их взаимоотношении; учение о государстве и церкви; концепция русской истории.
В целом следует понимать место российской историографии I половины XIX века в истории исторической науки, которое характеризуется рядом вершин: Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, славянофилы. Уметь обобщить также темы: место Российской империи в мировой истории (философский аспект); «История государства Российского» - национальная русская история.
Вопросы и задания для самостоятельной работы (самоконтроль):
д ля достижения задач поставленных при изучении темы, следует использовать результаты аудиторной работы – лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы.
Все виды занятий по теме предполагают следующий прогнозируемый результат:
- умение прокомментировать историческое наследие Н.М. Карамзина как классику отечественной исторической науки;
- понимание историософской концепции русской истории П.Я. Чаадаева и исторических взглядов славянофилов и как проявления национальной философской мысли и как проявление либеральных взглядов на русскую общественную жизнь этого периода.
Тема 5. Историография середины XIX – начала XX веков в рамках гегельянской философии.
План изучаемой темы:
1. Эволюционная «История Российская с древнейших времён» С.М. Соловьёва.
2. «Государственная школа» в российской историографии 40-70-х годов XIX века.
Учебники и учебные пособия:
Историография истории России до 1917 года. Под ред. док. исторических наук, проф. М.Ю. Лачаевой. Т.1-2. М., 2003-2004.
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008.
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006.
Румянцева М.П. Теория истории. М.,2002.
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 года. М., 1993.
Рекомендуемая литература и источники:
Кавелин Д.К. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.,1989.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соч. Кн.I – XXI. М. 1991-1998.
Иллерицкий В.Е. С.М. Соловьёв. М.,1980.
Ковальченко И.Д., Дмитриев С.С. Историк С.М. Соловьёв. Его жизнь, труды, научное наследство // Соловьёв С.М. Сочинения. Кн.1 Т.1-2. М., 1988.
Криницкая Г. С. Проблема либерализма в исторической концепции Б.Н. Чичерина // Отечественная история. 2006. №3.
Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии. Л.,1977.
Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М.,1990.
Шаханов А.Н. С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский // Вопросы истории 2000. №3.
Определения ведущих понятий и основное содержание темы:
С.М. Соловьев (1820-1879). "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома" (1847), "История Российская с древнейших времен" (1851-1871). Философские взгляды. Методология исторического исследования: принцип историзма, эволюционность исторического процесса, единство всемирной истории (цель исторического развития народов, движущая сила, основные этапы), теория факторов и частных закономерностей. Концепция отечественной истории: соотношение родовых и государственных начал, развитие российской государственности.
"Государственная школа" в российск