на музыку у младших школьников




Методические основы развития эмоциональной отзывчивости

 

На развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяющее влияние оказывает целый ряд факторов. Для исследования наибольший интерес представляет воздействие на развитие эмоциональной отзывчивости — искусства, во всем многообразии его видов и способов действия. О значимости соприкосновения с миром искусства как о направляющей развития творческого начала ребенка, говорили Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.

Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества. Интеграция искусств — метод развития целостного художественного сознания, заключающийся в применении комплекса искусств в виде единства взаимосвязанных видов художественной деятельности. Рассмотрим возможности интегрированной художественной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.

Проблема взаимодействия различных видов искусства в интегрированной художественной деятельности детей является одной из актуальных в педагогике искусства. В наши дни в инновационном пространстве образуются новые, интегрированные формы образовательной деятельности. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности и видов искусства. Это обусловлено тем, что воздействие искусства во взаимосвязи различных его видов помогает ребенку преодолеть барьер специфической художественно-образной выразительности языка каждого отдельного вида искусства, способствует вхождению в мир искусства как такового, приобщает к художественной культуре как целостному явлению.

Интегрированные подходы с точки зрения музыкального воспитания на основе использования комплекса искусств рассматривали Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдулин, О.П. Радынова, Л.В. Школяр, Е.П. Кабкова. Любой из видов интегрированной художественной деятельности предполагает развитие эмоциональной отзывчивости, так как именно в интегрированной художественной деятельности и в процессе эстетического воспитания происходит обогащение чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, что способствует развитию эмоциональной отзывчивости ребенка. Интеграцией художественной деятельности, по мнению Т.С. Комаровой, является «глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающая все виды художественно-творческой деятельности». Интегрированная художественная деятельность, в свою очередь, представляет собой форму организации занятий учащихся на основе взаимодействия искусств.

Применение интеграции и взаимодействия искусств требует педагогического мастерства и творчества преподавателя, в связи с этим предъявляются повышенные требования к практической творческой деятельности учителя. В художественном воспитании детей большинство авторов указывают на то, что эмоциональная отзывчивость является необходимой и существеннейшей характеристикой восприятия произведений


искусства. Следствием ее возникновения является изменение поведения ребенка, его настроения и мыслей. При этом одни авторы (В.К. Белобородова, Г.Г. Григорьева, Н.С. Карпинская, Л.П. Стрелкова) рассматривают эмоциональную отзывчивость как эмоциональный отклик, первоначальный этап при восприятии произведения изобразительного искусства ребенком. Другие (B.C. Кузьмин, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина) считают, что эмоциональная отзывчивость является основой развития творческих способностей. Третьи (Б.И. Додонов, Р.И. Жуковская, Л.Н. Комиссарова) соотносят эмоциональную отзывчивость на произведение искусства с деятельностью оценивания, которой свойственно сопоставление, оценка и побуждение.

Для восприятия произведений искусства, понимания эмоционального содержания необходимо начинать занятие с создания в группе детей эмоциональной атмосферы. Поэтому создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости на музыку является одним из важных условий формировании эмоциональной отзывчивости у младших школьников на музыку.

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у младших школьников, если нет интереса к занятию и к музыке вообще. Педагог должен создать атмосферу доверия, доброжелательности — беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на занятиях тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения по поводу возникших в процессе слушания музыки эмоциональных переживаний.

Атмосфера занятия по музыке — это искренность общения, это открытие себя, постижение жизни, погружение в смысловые глубины музыкальных звуков. В.А. Сухомлинский утверждает, что «толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Нельзя забывать, что язык музыки — это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии». Диалог в процессе обсуждения музыкальных впечатлений чувств, эмоций — это результат понимания детьми замысла музыкального произведения, его красоты и тонкости, музыкальных образов. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для развития эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.

Немаловажную роль в создании доброжелательной атмосферы играет создание ситуаций успеха. Поощряя, учитель помогает испытать переживание радости, что придает детям уверенность в преодолении трудностей, в определении собственных переживаний ребёнка.

Выразительная, эмоциональная форма изложения проблемы позволяет педагогу активизировать творческие проявления, делает младших школьников инициативными соучастниками в создании творческого продукта. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для развития эмоциональной отзывчивости.

Использование педагогических методов и приемов, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников, является одним из ведущих педагогических условий. Обращение к методу создания художественного контекста Л.В.Горюновой(выход за пределы музыки к смежным видам искусств: живописи, литературе) способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у младших школьников эмоционального отклика, являющихся значимыми для развития эмоциональной отзывчивости. Обращение к другим видам искусства, учитель должен помнить, знание выразительных средств каждого вида искусства требует особого мастерства, искусствоведческих знаний и высокой культуры.

В процессе музыкального восприятия выделяют следующие методы, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку как важнейшее условие понимания музыкального искусства: метод эмоционального воздействия (Л.Г.Дмитриева и Н.М.Черноиваненко)заключается в умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Голос педагога может окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно рассказывает о колыбельной; торжественно, с суровым мужественными интонациями — о патриотической песне. Использование метода эмоционального воздействия определяет успех музыкальной деятельности учащихся, формирует эмоциональную отзывчивость у младших школьников.

Для развития эмоциональной отзывчивости используется метод сравнения (О.П.Радынова),который предполагает анализ и сравнениеконтрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, учащиеся ощущают их различие, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т.д. Выполнение различных заданий позволяет им ощутить выразительность используемых композитором выразительных средств, способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, постепенное сравнение менее контрастных произведений — развитию более тонкого восприятия музыки.

Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) (отмеченные М.Н. Скаткиным), помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, — писал В.А.Сухомлинский, — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души…»

Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ педагога используется для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений. Необходимо отметить, что в педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыке.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания (Н.А. Ветлугина), который способствует развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. Его содержание — побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. А.А. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт младшего школьника, то у ребенка формируется индивидуальное эмоциональное отношение к музыке. Автор метода для его реализации предлагает задавать такие вопросы, как «Что ты почувствовал?», «Как ты ощутил?», «Было ли так с тобой?», «В чём тебе это помогло разобраться?», «А как бы ты поступил?» и т.д. Только сопереживая, младший школьник постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства.

Также метод пластического интонирования (Т.Е. Вендерова) является одним из способов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование — это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства — движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной пластической выразительности, учитель должен побуждать младших школьников воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно — свобода творчества.

Метод эмоциональной драматургии (Д.Б.Кабалевский, Э.Б. Абдуллин) активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также содействует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. В содержание урока музыки входят произведения, различные по характеру и настроению. В то время, когда учитель продумывает эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, нельзя забывать о поддержке необходимого эмоционального настроя, а также необходимо найти приемы переключения внимания учащихся. На основе принципов эмоционального контраста решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровня музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность видов форм музыкальных занятий в условиях данного класса. Педагог, гибко используя различные методы, развивает способность к пониманию учащимися содержания музыкального произведения, мыслеобразования, т.е. развивает эмоциональную отзывчивость на музыку у младших школьников на музыку.

Метод создания композиций (Л.В.Горюнова)предполагает изучениемузыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Однако метод создания композиций требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Разработанный О.П. Радыновой метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческихдействий, направленных на осознание музыкального образа. Здесь применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательный, тактильный, словесный, вокальный, мимический, темброво-инструментальный, интонационный, цветовой.

Главное — не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.

В методе контрастных сопоставлений О.П.Радынова разработаласистему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Метод моделирования художественно-творческого процесс (Л.В. Школяр). Цель метода — повышение активного деятельностного освоения музыкальных произведений через развитие творческого воображения, способ усвоения — индивидуальная интерпретация процесса создания музыкального произведения — от рождения замысла до его воплощения. Данный метод представляет собой прохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы «изнутри» и проживание самого этого момента. Особенно это важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только «для слушания». Это важно при освоении пласта народной музыки — фольклора, когда младшие школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины: это важно и при освоении (разучивании) любой песни.

Метод «сочинение сочиненного» (Л.В.Школяр).Цель метода—повышение активного деятельностного освоения музыкальных произведений через развитие умений по применению выразительных средств в творческой деятельности, способ усвоения — индивидуальная интерпретация процесса создания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности. Данный метод позволяет воссоздать стратегию художественного мышления и пройти путь композитора, реализующего свой замысел.

Именно на вербализации собственный переживаний ребёнка в ситуации восприятия музыки направлен метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А.Пиличяускас).Его реализациятребует определённого уровня развития музыкального мышления младшего школьника, наличия у него умения соотносить свой музыкальный жизненный психологический опыт с воспринимаемым музыкальным произведением.

Одним из приёмов развития эмоциональной отзывчивости на музыку является создание музыкально-творческих ситуаций, которые влияют на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Такие ситуации включают в себя творческие задания для выражения эмоциональных переживаний, возникших в процессе музыкального восприятия. Эти задания можно реализовывать во всех видах музыкальной деятельности. Творчество создаёт условия для понимания, осознания собственных переживаний, чувств и самовыражения их в каком-либо виде деятельности. Оно стимулирует развитие эмоциональной отзывчивости на произведения различного характера, как условие понимания замысла композитора. Музыка, творчество в различных вариантах способствует осознанию эмоционального отклика.

Воплощение отклика помогает детям внимательно, осознанно слушать музыку. Творческая деятельность ребёнка является с одной стороны проявлением эмоционального отклика на музыку, а с другой стороны способствует осознанию чувств, переживаний, возникших в процессе музыкального восприятия. Творческие задания на занятиях по музыке способствуют общему творческому развитию личности, что, равным образом, воспитывает образно-ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Таким образом, творческая деятельность помогает младшим школьникам приблизиться к пониманию музыкального произведения. В целом, в процессе самовыражения своих переживаний у младших школьников развиваются варианты творческих прочтений музыкальных сочинений, что представлять собой диалогическое общение с композитором. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто нестереотипный, оригинальный, т.к. нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. При всей недосказанности, противоречивости ответ будет индивидуальным, с личностно-эмоциональной окрашенностью. Каждый вид искусства по-своему воздействует на сознание людей через актуализацию личностного опыта, но все вместе они способствуют формированию гармонически развитой личности.

Таким образом, в результате анализа литературы можно заключить, что интегрированная художественная деятельность представляет собой взаимосвязь разных видов искусства и видов художественной деятельности, способствует приобщению ребёнка к миру искусства на основе единых законов художественного восприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: