Иногда отношение к чему-то как к совершенству со временем уходит в прошлое.




Table of Contents

Артур Фриман, Роуз Девульф 10 глупейших ошибок, которые совершают люди

Предисловие

Введение

Как узнают наиглупейшие ошибки?

Путь к собственным эмоциям

Цена эмоций

Умные люди — тоже люди

Мобилизация силы разума

Анкета мастера ошибок

Глава 1 Я же все прекрасно знал!

Когда нас покидает разум

Сила мысли

Как распознать шаблонное мышление

Горячая десятка

Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

Новые привычки мышления

Дружественная терапия

Глава 2 Синдром Маленького Цыпленка

Потеря хладнокровия

Чего вы боитесь?

Давайте мыслить реалистично

Прислушайтесь к себе

Поспорьте со своими мыслями

Не надо катастроф

Допрос свидетеля

Запись мыслей

Встаньте на свою защиту

Найдите ошибки на картинке

Все пути ведут в Бедоград

Промежуточные этапы

Защита, а не разрушение

Глава 3 Чтение мыслей

Чем теснее отношения, тем сильнее иллюзии

Склонность к предположениям

«Улики» и намеки

Неправильная интерпретация имеющихся улик

Неправильный прием сообщений

Когда получено ложное сообщение

Почему так трудно избавиться от привычки к «чтению мыслей»?

Присваивание имени

Оспаривание предположений

Проверка восприятия

Изменяем представление о себе

Высказывание собственных мыслей

Чтение собственных мыслей

Глава 4 Склонность все относить на свой счет

Замечание одно — реакции разные

Автосканирование

Результаты чрезмерной чувствительности

Распространенные источники ошибок

Если вас действительно критикуют

Выбор ответа

Глава 5 Доверие своему пресс-секретарю

Злые шутки оптимизма

Пресс-секретарь в повседневной жизни

Внутренний пресс-секретарь

Реальная проверка

Живи в реальном мире, и ты победишь

Глава 6 Доверие своему критику

Эффект камертона

Откуда возникает восприимчивость к критике?

Критическое отношение к критике

Очистка и сортировка

Внутренний критик

Когда критика полезна, а когда — нет

Отсрочка суждения

Ответ на критику

Без колебаний

Глава 7 Максимализм

Изъяны совершенства

Прекрасные высокие стандарты

Оптимальный уровень требовательности

Тернистый путь к компромиссам

Глава 8 Болезненное сравнение

Глава 9 «Что, если…»

Глава 10 Есть такое слово — «должен»

Глава 11 «Да, но…»

Смесь из опасных ошибок

Глава 12 Активизируем умственные способности

Определение значения слов

Сомнения в обоснованности выводов

Распределение ответственности

Отмена катастрофы

Поиск альтернатив

Сравнение преимуществ и недостатков

Наклеивание ярлыков

И что тогда?

Сверхпреувеличение

Десятибалльная шкала

Превращение неприятностей в преимущества

Новое представление о себе

Репетиция положительного образа

Самоинструктаж

Самоотвлечение

Игра в адвоката

Глава 13 Более, чем просто понять

От знания к действию

Планирование времени

Планирование обучения

Решение проблем

Поэтапное движение к цели

Ролевые игры

Релаксация

Глава 14 Живите лучше

Лучшая идея

Инструменты на всю жизнь

Вы в ответе за жизнь

Приложение

Annotation

Умные люди — тоже люди. А человеку свойственно ошибаться. Наверняка в течение своей жизни вы допустили хотя бы одну из глупых ошибок, описанных в этой книге. Но скорее всего, вы совершили сразу несколько ошибок и до сих пор продолжаете упорствовать, называя их фатальным невезением. Виной всему — десять негативных шаблонов мышления. Именно они неизменно вовлекают нас в неприятности, порождают бесконечные сложности, проблемы и непонимание в отношениях с окружающими. Как выпутаться из паутины бесплодного самокопания? Как выплыть из водоворота депрессивных состояний? Как научиться избегать тупиковых ситуаций? Всемирно известные психологи дают ключ к новому образу мыслей. Исправьте ошибки мышления — и вы сможете преобразовать всю свою жизнь. Архимедов рычагу вас в руках!

 

· Артур Фриман, Роуз Девульф

o Предисловие

o Введение

§ Как узнают наиглупейшие ошибки?

§ Путь к собственным эмоциям

§ Цена эмоций

§ Умные люди — тоже люди

§ Мобилизация силы разума

§ Анкета мастера ошибок

o Глава 1

§

§ Когда нас покидает разум

§ Сила мысли

§ Как распознать шаблонное мышление

§ Горячая десятка

§ Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

§ Новые привычки мышления

§ Дружественная терапия

o Глава 2

§

§ Потеря хладнокровия

§ Чего вы боитесь?

§ Давайте мыслить реалистично

§ Прислушайтесь к себе

§ Поспорьте со своими мыслями

§ Не надо катастроф

§ Допрос свидетеля

§ Запись мыслей

§ Встаньте на свою защиту

§ Найдите ошибки на картинке

§ Все пути ведут в Бедоград

§ Промежуточные этапы

§ Защита, а не разрушение

o Глава 3

§

§ Чем теснее отношения, тем сильнее иллюзии

§ Склонность к предположениям

§ «Улики» и намеки

§ Неправильная интерпретация имеющихся улик

§ Неправильный прием сообщений

§ Когда получено ложное сообщение

§ Почему так трудно избавиться от привычки к «чтению мыслей»?

§ Присваивание имени

§ Оспаривание предположений

§ Проверка восприятия

§ Изменяем представление о себе

§ Высказывание собственных мыслей

§ Чтение собственных мыслей

o Глава 4

§

§ Замечание одно — реакции разные

§ Автосканирование

§ Результаты чрезмерной чувствительности

§ Распространенные источники ошибок

§ Если вас действительно критикуют

§ Выбор ответа

o Глава 5

§

§ Злые шутки оптимизма

§ Пресс-секретарь в повседневной жизни

§ Внутренний пресс-секретарь

§ Реальная проверка

§ Живи в реальном мире, и ты победишь

o Глава 6

§

§ Эффект камертона

§ Откуда возникает восприимчивость к критике?

§ Критическое отношение к критике

§ Очистка и сортировка

§ Внутренний критик

§ Когда критика полезна, а когда — нет

§ Отсрочка суждения

§ Ответ на критику

§ Без колебаний

o Глава 7

§

§ Изъяны совершенства

§ Прекрасные высокие стандарты

§ Оптимальный уровень требовательности

§ Тернистый путь к компромиссам

o Глава 8

§

§ Глава 9

§ Глава 10

§ Глава 11

§ Смесь из опасных ошибок

§ Глава 12

§ Определение значения слов

§ Сомнения в обоснованности выводов

§ Распределение ответственности

§ Отмена катастрофы

§ Поиск альтернатив

§ Сравнение преимуществ и недостатков

§ Наклеивание ярлыков

§ И что тогда?

§ Сверхпреувеличение

§ Десятибалльная шкала

§ Превращение неприятностей в преимущества

§ Новое представление о себе

§ Репетиция положительного образа

§ Самоинструктаж

§ Самоотвлечение

§ Игра в адвоката

§ Глава 13

§ От знания к действию

§ Планирование времени

§ Планирование обучения

§ Решение проблем

§ Поэтапное движение к цели

§ Ролевые игры

§ Релаксация

§ Глава 14

§ Лучшая идея

§ Инструменты на всю жизнь

§ Вы в ответе за жизнь

o Приложение

 

Артур Фриман, Роуз Девульф
10 глупейших ошибок, которые совершают люди

Предисловие

 

Более тридцати лет назад один из моих пациентов дал мне ключ к методу, который впоследствии развился в научный подход, получивший название когнитивной терапии. Именно об этом методе вы узнаете, прочитав книгу «Десять глупейших ошибок, которые совершают люди».

В то время я занимался традиционным психоанализом, то есть выслушивал воспоминания пациентов, следил за цепочками свободных ассоциаций, надеясь проникнуть в их подсознание. И вот как-то один из моих больных заявил, что испытывает глубокое разочарование по поводу слишком медленного процесса излечения, в чем он обвинял своего врача. Мужчина признался, что как только он вспоминает обо мне, тут же начинает испытывать чувство вины. Затем он начал подробно рассказывать о своих мыслях. Центральной была та, о которой пациент поначалу умалчивал: он считал себя очень плохим человеком из-за того, что злился на меня.

Его откровения дали мне пищу для размышлений. Я начал расспрашивать других пациентов и выяснять, не испытывают ли они недовольство или чувство гнева? Оказалось, что у всех у них время от времени возникают похожие негативные мысли. Стереотипное мышление людей — даже самых умных, неординарных и образованных — приводит к неверной оценке ситуации, неправильному восприятию действий окружающих, преувеличению важности отдельных событий.

Для того чтобы от простых наблюдений прийти к формулировке методов эффективной терапии, потребовались многие годы исследований. Но полученные данные неумолимо вели меня к следующему заключению: именно наш образ мыслей в конечном итоге и определяет, преуспеем ли мы в жизни, будем ли ею наслаждаться, а в отдельных особых случаях — сохраним ли мы саму жизнь. Я понял, что чем выше уровень мышления, тем с большим успехом мы можем корректировать последствия использования негативных поведенческих стереотипов.

В ходе исследований я разработал методы, позволяющие успешно преодолевать болезненные эмоциональные состояния и пагубное поведение. Как правило, они дают быстрые и эффективные результаты.

Исследования, проводимые в течение десятилетий — не только мною, но и другими учеными, — привели к тому, что появились возможности применения когнитивной терапии для лечения эмоциональных проблем широкого диапазона. С чувством глубокого удовлетворения я наблюдаю, как явление, получившее название когнитивной революции, широко распространяется не только в США, но и во всем мире.

С не меньшим удовлетворением я приветствую усилия ученых, стремящихся к распространению и углублению революционных идей. Предлагаемая вашему вниманию книга вносит заметный вклад в дело когнитивной революции. В ней подробно разъясняется, сколь губительно для нас стандартно искаженное мышление и как правильно его откорректировать.

Доктор Артур Фриман — в прошлом мой ученик, а затем коллега в Центре когнитивной терапии Пенсильванского университета — стал одним из признанных специалистов мирового уровня в области когнитивной терапии. Роуз Девульф — писатель и популяризатор науки; ей по плечу изложить все сложности когнитивной терапии в доступной и интересной форме. Плодотворность этого творческого союза уже известна читателям, познакомившимся с их первой совместной книгой «Мог бы, хотел бы, должен был бы… или Как преодолеть сожаления об ошибках и упущенных возможностях».

Если вы хотите освободиться от негативных шаблонов мышления, повергающих в несчастье миллионы людей, книга, которую вы держите в руках, укажет вам верный путь.

 

Аарон Т. Бек,доктор медицины, директор Центра когнитивной терапии, профессор психиатрии Пенсильванского университета

Введение

Как узнают наиглупейшие ошибки?

 

Ошибаются все. Такова суть человеческой природы. Мы делим ошибки на мелкие (вдруг вы заметили — ай-ай-ай — что надели свитер наизнанку) и крупные (вы поняли — ну и ну! — что человек, которого вы одарили своей любовью или доверием, вовсе их не заслуживает).

Мы относим ошибки к разряду глупых, если считаем, что их вполне можно было предвидеть заранее. Но, увы, почему-то мы повторяем их вновь и вновь.

Может показаться невероятным, что существует возможность выбрать из сотен тысяч промахов и миллионов глупостей всего десять основных ошибок, совершаемых людьми.

Ответ лежит в принципах отбора определенной категории ошибок. «Облюбованные» нами промахи, несомненно, являются самыми глупыми, потому что они ведут нас к совершению бесчисленного множества других, влекут за собой ненужные эмоциональные страдания. Они не имеют отношения к сути принимаемых нами решений, а касаются способа их принятия. Короче говоря, это те ошибки, которые мы совершаем в процессе размышления об обстоятельствах нашей жизни. Мы говорим только о специфических ошибках мышления, которые создают для нас новые проблемы, усугубляют существующие и усложняют поиски их решений. Такие ошибки мышления приводят к неправильной интерпретации жизненного опыта, к ложным суждениям о других людях, к неправильной самооценке. Неправильное понимание, неверное суждение могут вызвать болезненные эмоции, что, в свою очередь, подтолкнет к поступкам, о которых впоследствии мы будем сожалеть, или, что еще хуже, помешает совершать действия, способные повысить наш жизненный потенциал.

Люди часто говорят: «Я чувствовал себя так плохо (я был так зол, так расстроен, так беспокоился), что не мог мыслить разумно». Но на самом деле все наоборот: вы не в состоянии трезво подойти к оценке ситуации, а уж вследствие этого у вас развиваются и углубляютсячувства вины, гнева, страха, вас одолевают стрессы. Изучив, каким образом можно избежать десяти описанных в книге ошибок, вы поймете, как стать намного успешнее.

Путь к собственным эмоциям

 

Невозможно переоценить значение человеческих чувств. Эмоции — центр человеческого существования. И все же опыт показывает: вы обращаетесь к чувствам, вы понимаете, почему ощущаете именно это и именно так, — но боль не исчезает. Да, мы осознаем, что творится у нас в душе, и тем не менее продолжаем действовать во вред себе.

Несомненно, катарсис — всплеск эмоций — приводит к облегчению, после потока слез наступает успокоение. Если вы сбрасываете тяжкое бремя, на какой-то срок становится легче. И все же, если причина, которая заставила вас заплакать, не устранена, вскоре вы снова разреветесь. И как только вы опять взвалите на себя неподъемную ношу, вы тут же ощутите ее тяжесть. Кажется, не вызывает сомнений факт, что, если вы хотите изменить жизнь к лучшему, надо хоть что-то делатьдля разрешения тяготящих вас проблем. И все-таки жизнь показывает: можно научиться вести себя правильно и тем не менее чувствовать себя глубоко несчастным человеком.

Видимо, необходимо найти такую жизненную формулу, которая приведет к укрощению душевных бурь и научит позитивному, конструктивному поведению. Именно этим и занимается когнитивная терапия. Она сочетает разрозненные фрагменты разных теорий особым образом, что и приносит людям быстрое, простое и длительное облегчение.

Когнитивная терапия не требует от вас раскопок эмоционального прошлого, а готовит к улучшению своей жизни в настоящем и в будущем. Какое значение имеет то, как обходились с вами в прошлом другие люди? Для того чтобы двигаться дальше, нет нужды прощать или наказывать их. Давно ушедшие события не имеют для вас ни малейшего значения (за исключением каких-то особых, реальных причин для беспокойства и неуверенности). Поймите, для того чтобы изменить жизнь к лучшему, вам достаточно уже имеющегося потенциала,нужно только не бояться принять на себя ответственность. Взять на себя ответственность — значит отвечать и за свои эмоции. Очень соблазнительно возложить вину за гнев, беспокойство, неуверенность или депрессию на других людей или на объективные обстоятельства. Всегда можно найти «козла отпущения»: «Мне не было бы так плохо, если бы не он (она, они…)». Но давайте сосредоточимся на слове «обвинять».Обвинять — но кого? Да, окружающие люди или несчастные обстоятельства заставили вас испытать боль, но только от вас зависит, позволите ли вы ей продолжаться.Если вы хотите, чтобы боль прекратилась, скажите твердо: «Моя жизнь зависит только от меня».

Цена эмоций

 

Вы спросите: «Но что я могу сделать?» Прежде всего попробуйте иначе думатьо событиях своей жизни. Слово «когнитивный» означает «мыслительный». Когнитивный подход начинается с использования удивительно мощных мыслительных способностей человеческого мозга. И это очень важный момент, поскольку все наши эмоции и действия неотделимы от мыслей. Все взаимосвязано. Мышление открывает доступ к эмоциям, а эмоции, в свою очередь, дают нам импульсы к действиям.

В процессе чтения книги вы убедитесь в том, что, изменив мышление, вы получаете возможность управлять эмоциями, тем самым избавляясь от их власти. Вы поймете, что беспокоящие нас чувства хранятся не где-то в глубинах человеческого организма, периодически выплескиваясь наружу, а «производятся» именно в тот момент, когда мы нуждаемся в них. Каковы наши мысли— таковы и эмоции. Если вам трудно поверить в это, рассмотрим следующие примеры.

 

Предательство

Вам нужна помощь, и вы позвонили подруге. Дома ее не оказалось, и вы оставляете сообщение на автоответчике. «У меня проблема, — говорите вы. — Это очень важно. Я в отчаянии, мне срочно нужна твоя поддержка. Пожалуйста, позвони мне сразу же, как только придешь домой». Но подруга так и не позвонила — ни вечером, ни на другой день, ни на следующий… Вам кажется, что она вами пренебрегает: «Еще бы, с какой стати она будет звонить мне? Ведь я не представляю для нее интереса». Что вы чувствуете? Разочарование? Боль? Возможно, вы с обидой вспоминаете: «Когда она нуждалась в помощи, я была тут как тут. Я же всего лишь попросила позвонить. Настоящая подруга отозвалась бы немедленно».

Она звонит через неделю: «Меня не было в городе. В семье случилось несчастье. Просто не было возможности позвонить перед отъездом. Только что прослушала твое сообщение и вот звоню. Чем я могу помочь? Надеюсь, еще не поздно? Я чувствую себя просто ужасно оттого, что не смогла вовремя откликнуться».

Ну и что вы теперь чувствуете?

 

Злые родители

У вас было тяжелое детство — с этим никто не станет спорить. Мать — алкоголичка, отец — суровый и бесчувственный человек. Вы росли, завидуя любви и материальному достатку, которыми были окружены другие дети и которых вам так не хватало. Вы уверены в том, что родители загубили вашу жизнь. Неудивительно, что всякое воспоминание о них вызывает у вас чувство раздражения и унижения. Вы думаете: «Именно из-за них у меня все идет криЬо. Я неудачник. Моя душа пуста».

У вас в голове проносятся грустные мысли, но внезапно дверь открывается, и входят Майкл Джексон и Мадонна. Они участвовали в телевизионном шоу, условием которого был выбор наугад одного человека, перед которым они должны были выступить, и именно вы оказались избранником судьбы. Они одеты так… ну так, как могут одеваться только Майкл Джексон и Мадонна. Их сопровождает целый оркестр и добрая дюжина знаменитостей меньшего калибра, которые ждут, чтобы их вам представили. Суперзвезды твердо намерены доставить вам удовольствие.

Что вы чувствуете? Вы удивлены? Обрадованы? Не верите глазам своим? Остолбенели от изумления? Если предположить, что такое умопомрачительное развитие событий возможно, уместно задать вопрос: а вы все еще продолжаете размышлять о том, как вы несчастны? Неужели, встретившись с Майклом Джексоном и Мадонной, вы будете жаловаться им на своих беспутных предков? Скорее всего, вы хотя бы на время забудете о своих несчастьях. Вы будете заняты совсем другими мыслями: «Вот это да! Майкл и Мадонна вместе!», или «Хорошо бы и Николсон зашел!», или «Наверное, я сплю и вижу чудесный сон».

Умные люди — тоже люди

 

Человеку свойственно ошибаться.

Если бы в любой момент жизни каждый из нас обладал всеми нужными знаниями для того, чтобы вынести на сто процентов верное суждение…

Если бы каждый из нас всегда сохранял спокойствие, хладнокровие, здравый смысл, всегда был в курсе событий, всегда с легкостью ориентировался в массе информации…

Если бы мы никогда не совершали таких поступков, о которых потом приходится только сожалеть, если бы мы никогда не заваривали кашу, тщетно надеясь быстро ее расхлебать, если бы мы никогда не завязывали отношений, которые ни к чему хорошему не приводят…

Если бы мы никогда не чувствовали, что у нас слишком много работы, слишком много обязательств, слишком много проблем…

Если бы мы никогда не ощущали себя комком нервов или кучей отбросов…

Если бы нам никогда не приходилось произносить сакраментальные слова: «И как это могло получиться?» или «Как я мог так поступить? О чем я вообще думал?»

Если бы никто никогда не допускал глупых ошибок…

Тогда…

Ну, тогда эту книгу можно было бы и не писать.

Но, скорее всего, вам, как и большинству обыкновенных людей, не составит труда припомнить, как часто у вас возникали мысли, о которых впоследствии вы не могли говорить без боли. Предположим, что-то казалось вам правдой, а в конечном итоге выяснилось, что вы барахтались в море лжи. Или вы приняли важное решение в спешке, в гневе, в расстроенных чувствах, а потом пришлось признать, что оно оказалось неверным. Даже если окружающие считают вас чуть ли не гением, нет сомнения, что в течение своей жизни хотя бы одну из глупых ошибок, описанных в этой книге, вы допустили. А скорее всего, вы совершали их даже по несколько зараз, так как такие промахи по природе своей имеют тенденцию группироваться.

Разумеется, список типичных ошибок мышления не может быть столь же точным и неоспоримым, как перечень групп крови или десяти крупнейших городов мира, но за ним стоит тысячелетний опыт наблюдений за причудами человеческой натуры.

Десять шаблонов мышления неизменно вовлекают нас в неприятности. Ничего сложного в них нет. И тем не менее они порождают бесконечные сложности, проблемы и неудобства.

Все ошибки, описанные в книге, имеют ряд общих черт.

1. Они возникают в процессе размышлений.

2. Создают для нас серьезные затруднения.

3. Они заставляют нас чувствовать себя просто ужасно.

4. Их довольно легко избежать.

5. Они влекут за собой неприятные последствия, которых могло бы и не быть, если бы мы дали себе труд спокойно и разумно осмыслить события.

Мобилизация силы разума

 

Итак, в этой книге рассматриваются ошибки, которые совершаются в тех случаях, когда человеку не удается использовать все преимущества, даруемые ему способностью мыслить. Просчеты, допускаемые умными людьми, утратившими контакт со здравым смыслом. Мы попробуем разобраться, как вполне разумные люди буквально выдумываютсебе трудности, скандалы, разочарования, тревоги, депрессии и несчастья длиною в жизнь. Их ошибки глупы не потому, что ученые люди навесили на них такой ненаучный ярлык, а потому, что так их впоследствии называют сами люди, допустившие явные промахи.

Мы говорим об ошибках, про которые нельзя точно сказать, что именно сделано неправильно; известно только одно — дела пошли вкривь и вкось. Наша книга поможет вам научиться распознавать шаблоны мышления. Она научит вас анализировать глупые ошибки, если они были допущены, и предпринимать хотя бы что-то в их отношении.

Новый образ мыслей изменит и ваше восприятие собственной личности, и отношение к окружающему миру. Вы получите возможность преобразовать свою жизнь. Как только вы научитесь исправлять ошибки мышления, вы выйдете на широкую прямую магистраль жизни.

Анкета мастера ошибок

 

В разные моменты жизни — вне зависимости от уровня развития интеллекта — вы наверняка совершали какие-то ошибки, описанные в этой книге. Весьма вероятно, что некоторые из них доставляли вам множество неприятностей. Предлагаемая вашему вниманию анкета поможет выделить те главы книги, которые представляют для вас наибольший интерес.

Оцените свою реакцию на перечисленные ниже утверждения по шкале от 0 до 4 баллов, перечеркнув крестиком один из квадратов напротив каждого утверждения. В конце теста даются правила обработки результатов.

При выборе оценки имейте в виду, что:

 

♦ 0 баллов означает:никогда, ни при каких обстоятельствах ко мне не применимо данное утверждение;

♦ 1 балл означает:это утверждение применимо ко мне только в самых крайних случаях;

♦ 2 балла означает:иногда ко мне применимо это утверждение;

♦ 3 балла означает:это утверждение применимо ко мне очень часто;

♦ 4 балла означает:данное утверждение справедливо по отношению ко мне в большинстве случаев.

 

1. Я слишком бурно реагирую даже на мелкие проблемы.

2. Меня упрекают в том, что я делаю из мухи слона.

3. Я легко прихожу в возбуждение.

4. Не стоит даже пробовать, все равно ничего не выйдет.

5. Я заранее знаю, что все будет плохо.

6. Я могу точно сказать, о чем думают другие.

7. Мои близкие должны знать, чего я хочу.

8. Всегда можно определить, что думает человек, понаблюдав за его жестами и мимикой.

9. Я полагаю, что когда люди проводят много времени вместе, они настраиваются на мысли друг друга.

10. Я расстраиваюсь из-за того, что, как мне кажется, думает другой человек, а потом оказывается, что я был не прав.

11. Я в ответе за то, чтобы любимые мною люди были счастливы.

12. Если что-то не получается, я чувствую, что это моя вина.

13. Меня критикуют чаще, чем других людей.

14. Я всегда могу определить, когда человек нападает именно на меня, — даже если он не упоминает моего имени.

15. Я чувствую, что меня несправедливо обвиняют в том, что находится вне моего контроля.

16. Из-за своей самонадеянности я попадаю в неприятные ситуации.

17. Моя уверенность в себе отталкивает людей.

18. Я уверен, что человек, добившийся успеха в одной области, может точно так же преуспеть в другой.

19. В моих промахах виноваты другие.

20. Добившись успеха, можно отдохнуть и удержаться на достигнутом уровне за счет силы инерции.

21. Люди сознательно затрагивают именно те области, в которых я особенно чувствителен к критике.

22. В отношении критики у меня шестое чувство. Я всегда угадываю, когда обо мне говорят.

23. Негативные замечания ранят меня по-настоящему, поэтому иногда я впадаю в депрессию.

24. Я слышу только негативные замечания и не замечаю похвал.

25. Я полагаю, что все замечания стоят одного и того же, одна им цена.

26. Я расстраиваюсь, если мне не удается завершить дело.

27. Если обо мне говорят, что я «такой как все» или «один из многих», я чувствую себя оскорбленным.

28. Лучше я ничего не буду делать, чем возьмусь за работу ниже моего достоинства.

28. Для меня очень важно, чтобы люди воспринимали меня как человека, ни на йоту не отступающего от стандартов безупречности.

30. Даже самая незначительная ошибка может испортить мне весь день или даже всю жизнь.

31. По сравнению с другими я — неудачник.

32. Во мне силен дух соревнования.

33. Я расстраиваюсь, когда слышу об успехах других людей.

34. Я падаю духом оттого, что нахожусь не там, где должен был быть.

35. Мне кажется, что если хочешь добиться успеха, надо постоянно сравнивать себя с другими.

36. Мир, знаете ли, очень опасное место.

37. Если не хочешь иметь неприятностей, соблюдай осторожность в словах и делах.

38. Не люблю пользоваться случаем.

39. Я упустил хорошую возможность, потому что побоялся рискнуть.

40. Я избегаю предпринимать какие-то действия из боязни травмы или неудачи.

41. Я испытываю чувство вины из-за того, что должен был что-то сделать в прошлом, но не сделал.

42. Я считаю, что надо жить по правилам.

43. Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу больше неудач, нежели успехов.

44. На меня давит необходимость поступать правильно.

45. Меня угнетает необходимость сделать все дела.

46. Мне безразлично мнение окружающих.

47. Люди упрекают меня в том, что я не умею слушать.

48. Когда меня просят что-то сделать, я ощетиниваюсь.

49. Я считаю, что все должно делаться по-моему или не делаться вовсе.

50. Я склонен откладывать даже очень важные дела и весьма медлителен.

Как оценить результат анкеты

Посмотрите на рисунок, который получился в результате зачеркивания квадратов. Если зачеркнутыми оказались в основном квадраты, соответствующие баллам 0 и 1, то проблем у вас совсем немного, а значит, и в жизни у вас не возникает особых затруднений, связанных с рассматриваемыми в книге ошибками.

Однако мы уверены: многие из читателей обнаружат, что они зачеркнули немало квадратов, соответствующих оценке в 2 балла и выше. Ну а если вы увидите целые группы крестиков, отмечающих оценки 3 и 4, вы получите возможность понять, какие же конкретно ошибки мышления представляют для вас наибольшую опасность.

Итак, если вы обнаружили группу крестиков в диапазоне от 2 до 4 баллов:

♦ в вопросах 1–5 — обратите внимание на главу вторую;

♦ в вопросах 6-10 — обратите внимание на главу третью;

♦ в вопросах 11–15 — обратите внимание на главу четвертую;

♦ в вопросах 16–20 — обратите внимание на главу пятую;

♦ в вопросах 21–25 — обратите внимание на главу шестую;

♦ в вопросах 26–30 — обратите внимание на главу седьмую;

♦ в вопросах 31–35 — обратите внимание на главу восьмую;

♦ в вопросах 36–40 — обратите внимание на главу девятую;

♦ в вопросах 41–45 — обратите внимание на главу десятую;

♦ в вопросах 46–50 — обратите внимание на главу одиннадцатую.

Глава 1
Я же все прекрасно знал!

 

 

Отдельные сцены из фильмов «Индиана Джонс» и «Последний крестовый поход» дают наглядный пример известной общечеловеческой тенденции «все знать» и одновременно игнорировать имеющуюся информацию.

Неустрашимый исследователь Индиана Джонс и красивая, но с повадками дьяволицы Эльза Шнайдер после долгих приключений находят Святой Грааль — некий похожий на вазу предмет, ради которого они претерпели всевозможные испытания, преодолевая трудности и опасности. Но как только Эльза берет Грааль в руки, начинается землетрясение, почва разверзается у нее под ногами. Внезапно женщина замечает, что она балансирует над бездной. И спасает Эльзу только Индиана Джонс, отважно удерживающий ее за руку.

Грааль выскальзывает из другой руки женщины и падает на земляной выступ за пределами досягаемости наших героев. Эльза тянет свободную руку в отчаянной попытке добраться до Грааля. Индиана предупреждает, что у него не хватит сил удержать ее. «Дай мне вторую руку, — умоляет он, — у меня не хватает сил!» Однако красотка игнорирует жизненно важный призыв, она тянется к Граалю. И вот когда наконец в последнем усилии женщина дотягивается до чаши, ее рука выскальзывает из руки Индианы Джонса, и неразумная красотка летит навстречу неминуемой гибели.

Индиана Джонс только что еще раз убедился, насколько опасна попытка достать Грааль. И тем не менее через секунду он сам балансирует над пропастью: он уже забыл все, что знал, он дождался своей очереди попытаться ухватить драгоценную чашу. На сей раз папаша Индианы Джонса держит его за руку, в то время как сам герой отчаянно тянется к Граалю. «Дай мне вторую руку, — умоляет Джонс-старший, — иначе я тебя не удержу!»

«Я его достану!»— кричит в ответ Индиана Джонс. Сейчас он думает только о том, как сильно хочет завладеть трофеем, хотя всего лишь несколько минут тому назадон заклинал глупую Эльзу не делать этого — точно так же, как теперь отец умоляет его самого. К счастью для Индианы Джонса и его многочисленных поклонников, он вновь обретает способность здраво мыслить.

Вот что нам нужно — способность обрести контроль над собой прежде, чем мы совершим что-то страшное, непоправимое или просто глупое. Увы, слишком часто мы успешно падаем в бездну, созданную нашими собственными «героическими» усилиями!

Когда нас покидает разум

 

Случалось ли с вами, что когда дело сделано, когда вы уже сказали или совершили что-то, о чем стоит только сожалеть, или вы так и не решились на совершенно очевидный и единственно разумный поступок, вы произносите с зубовным скрежетом: «Ну как я мог свалять такого дурака?» Вы бьете себя ладонью по лбу и стонете: «Все было так просто! Ну почему я этого не сделал?!» А кто-то, должно быть, подзуживает: «Не понимаю тебя! Ты же все прекрасно знал!»

Нас постоянно информируют о каждом шаге известных личностей из сферы бизнеса и политики, которые, судя по занимаемому ими высокому положению, должны бы быть весьма умными людьми. И вдруг кто-то из них совершает нечто настолько несообразное, что у него рвутся ценные связи, летит к чертям бизнес, он терпит громадные убытки, лишается возможности занять важный государственный пост, сводит на нет усилия всей жизни. Наконец, его имя просто вымазывают грязью в газетах и вечерних телевизионных новостях… Вы только удивляетесь: «О чем же он думал? Что с ним случилось?»

Происшедшее вряд ли поддается физическому объяснению. Нет, его не ударила молния, не накрыла телепатическая волна, пришедшая с Марса. Психологи знают, что существует ряд специфических причин, которые заставляют умных людей делать то, чего они наверняка никогда бы не совершили, используй они должным образом свои мыслительные способности.

Если вы попытаетесь углубиться в причины, по которым утратили способность соображать именно тогда, когда это было особенно необходимо, вы, скорее всего, скажете: «Я просто не подумал», или «Я впал в отчаяние, мозги просто превратились в кашу», или «Я так переживала, так нервничала, что просто проглядела это». Когда задним числом мы говорим: «Я же все знал, но…», мы абсолютно искренни, мы действительнознали. Но наше поведение основывалось не на логическом анализе, а на эмоциях, которые и навлекли на нас неприятности.

Сила мысли

 

Наши мысли о той или иной ситуации могут упростить ее либо превратить в неразрешимую проблему, успокоить нас либо встревожить. Взгляд с различных точек зрения изменяет даже восприятие физических страданий. Психологи обнаружили, что солдаты, раненные на поле боя, жаловались на боли гораздо реже, чем гражданские люди, перенесшие, по объективным наблюдениям врачей, травмы аналогичной степени тяжести.

Почему так происходит? Теоретически логично предположить, что одинаковые по тяжести раны вызывают одинаковую боль. Разница заключается в том, что думаютпострадавшие о своих ранениях. Солдат: «Я покидаю поле боя, но я жив. Ура!» С его точки зрения, рана приносит облегчение. Конечно, дырка в груди — не самое приятное, что может случиться с человеком, но, принимая во внимание заданные условия, жив ведь. А пройди пуля на пару сантиметров выше? И мысль о том, что смерть миновала, успокаивает боль. У гражданского человека ранение вызывает раздумья о возможностисмерти, а не о вероятности ускользнутьот нее. Гражданский человек, если можно так выразиться, живет в сознании своего здоровья, и внезапная травма или рана вызывает тревогу, которая соответственно усиливает болевые ощущения.

Есть известная история о том, как один человек хотел одолжить у соседа газонокосилку. История эта как нельзя лучше иллюстрирует влияние мыслей на настроение. Берт хочет попросить у соседей газонокосилку. Выходя из дому, он думает о том, что его сосед Эд — отличный парень и будет рад выручить знакомого. «Старина Эд, — размышляет Берт, — чудесный человек». Но по пути вдруг закрадывается ужасная мысль: «А что, если он не согласится помочь мне?» Берт начинает спорить сам с собой: «Конечно, он мне не откажет. Он же хороший парень. В конце концов, я тоже многое для него сделал». А черные мысли продолжают свое грязное дело: «А что, если он не ценит те жертвы, на которые мне пришлось пойти? А вдруг он из тех эгоистов, которые готовы все взять, а сами ничего отдавать не хотят?» И вот Берт представляет, как сосед дает ему от ворот поворот, прикидывается, будто бы газонокосилка вовсе ему не принадлежит («Неужели он думает, что я поверю его байкам?»), или вспоминает, что как раз сам собрался заняться



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: