Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины




Башкирский институт физической культуры

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра физиологии и спортивной медицины

 

А.Х. Кальметьев

 

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов

 

 

Уфа 2015


УДК 616-036.82(072)

ББК 51.1(2)2я7

Т 36

 

 

Рецензенты:

зав. кафедрой «Физиологии и спортивной медицины» БашИФК, профессор Е.С. Волкова;

профессор кафедры «Физические средства реабилитации», доктор педагогических наук

Е.П. Артеменко

 

 

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по адаптивному физическому воспитанию Учеб.-метод. пособие /Сост. А.Х. Кальметьев. Уфа: Ред. - издат. центр БИФК, 2015. 65 с.

 

 

 
 

 


Учебно – методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 49.03.02 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Направление «Физическая реабилитация». Рекомендации к самостоятельной работе студентов содержат основные положения рассматриваемых тем, контрольные вопросы и тестовые задания. Содержание пособия соответствует блоку дисциплин профессионального цикла (Б3.В. 14). Предназначено для организации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям.

 

 

© А.Х. Кальметьев, 2015


 

Раздел 1. Адаптивное физическое воспитание в системе специализированных дошкольных учреждений для слепых ислабовидящих детей; для глухих и слабослышащих детей

 

Тема 1.1. Цели и задачи адаптивного физического воспитания в специализированных ДОУ

Тема 1.2. Задачи и средства адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения

Аудиторные занятия

Лекция 1. «Цели и задачи адаптивного физического воспитания в специализированных ДОУ »

План лекции:

1.Общее понятие об адаптивном физическом воспитании. Его цели и задачи.

2. Основные средства воздействия на детей, занимающихся адаптивной физической культурой. Адаптивное физическое воспитание дошкольников. Система специализированных дошкольных учреждений.

3..Цели и задачи адаптивного физического воспитания в специализированных ДОУ.

4. Задачи и средства АФВ детей с нарушениями зрения (коррекционные, образовательные, воспитательные, оздоровительные).

5. Особенности применения специальных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

№ п/п Вид самостоятельной работы   Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая (единое задание для каждого студента группы) Проработка конспекта лекции; подготовка к тесту Конспект лекции; Составление словаря понятий по учебной дисциплине Тест
2. Групповая Решение ситуационных задач   Выступление преподавателя
3. Индивидуальная Вписать в конспект свои предложения Дополнения в конспекте по предложенным упражнениям

6. Коррекционная направленность АФВ детей с нарушениями зрения

  Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине   Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на лекционном занятии. При проведении занятия используется работа в малых группах. Группа разбивается на подгруппы, анализирует содержание адаптивного физического воспитания на примере видеоматериала, раздаточного материала. В процессе обсуждения соотносятся цель, задачи, виды упражнений, доступных в специализированных ДОУ. Каждая подгруппа готовит предложения по оптимизации АФВ в ДОУ с позиций: «Если бы я был педагогом по АФВ в специализированном ДОУ». Учебно-методические материалы к групповой самостоятельной работе: фотоматериалы, фрагменты статей, видеоматериалы.    

 


 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Работа с основной и дополнительной литературой 2-я неделя семестра Представить конспект лекции и краткий конспект самостоятельно проработанного материала. Словарь понятий
 

 

Перечень вопросов для самостоятельного изучения и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Охарактеризуйте адаптивное физическое воспитание дошкольников.

2. Что представляет система специализированных дошкольных учреждений.

3. Представить и раскрыть цели и задачи адаптивного физического воспитания в специализированных ДОУ.

Литература (номера источников литературы из п. 5): 6, 8, 9.

Дополнительная литература номера источников из п. 5): 12, 19, 29.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание (АФВ)?

2. Виды нарушений развития, которые требуют организации системы специального образования.

3. Адаптивное физическое воспитание дошкольников. Его содержание.

4. Адаптивное физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения.

Примерные тестовые задания

Вопрос 1. Адаптивное физическое воспитание это:

1) вид физического воспитания;

2) компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющей потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в

формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре;

3) физическое воспитание инвалидов;

4) физическое воспитание больных.

Вопрос 2. Система специализированных дошкольных учреждений включает:

1) дошкольные учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями;

2) логопедические дошкольные учреждения;

3) дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения;

4) дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата.

Вопрос 3. Адаптивное физическое воспитание дошкольников - это

1) развитие движений детей с нарушениями органов и систем организма;

2) компонент (вид) адаптивной физической культуры для детей дошкольного возраста, удовлетворяющей потребности детей с отклонениями в состоянии здоровья в двигательной активности, развитии их двигательной сферы, подготовке к школьному обучению, жизни, бытовой и доступной для детей простейшей трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре;

3) закаливание детей и обучение выполнению доступных движений;

4) укрепление здоровья детей с помощью двигательной активности.

Вопрос 4. Адаптивное физическое воспитание в специализированных ДОУ имеет следующие цели и задачи:

1) цели и задачи вытекают из конкретных аномалий развития ребенка;

2) каждое дошкольное учреждение определяет цель и задачи, исходя из своих условий;

3) цель - это максимально возможное развитие жизнеспособности

ребенка, имеющего нарушения жизнедеятельности; задачи: коррекционные, компенсаторные, профилактические (1 группа); образовательные

воспитательные и оздоровительные (2 группа);

4) только коррекционные, образовательные и оздоровительные.

Вопрос 5. К средствам адаптивной физической культуры, оказывающих воздействия на занимающихся детей относятся:

1) физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы; физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные,

оздоровительные, воспитательные задачи; к естественно-средовым и гигиеническим факторам как средствам адаптивной физической культуры относят: использование воды, солнечных ванн, ходьбу босиком по траве, песку, гальке; занятия туризмом, рыбалкой природное окружения для выполнения различных упражнений и игр; правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания,

окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря, оборудования; дополнительно используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относят к средствам адаптивной физической культуры, но которые усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека (аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души, водолечебные ванны, бани, электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др.);

2) лечебные физические упражнения, солнце, воздух и воду, питание;

3) физические упражнения и лечебно-климатические факторы;

4) физические упражнения, массаж и физиопроцедуры.

Тема 1.3. Анализ программы адаптивного физического воспитания афв детей с нарушениями зрения

Семинар 1. Проведение анализа программы дошкольных учреждений для слепых и слабовидящих детей

1. Программы по физической культуре дошкольных учреждений для слепых и слабовидящих детей.

2. Принципы построения программы.

3. Цели и задачи адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей.

4. Содержание программы по физической культуре.

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение основной и дополнительной литературы; Конспект по изученному материалу
 

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Подготовка к семинарскому занятию, написание реферата по теме 3-я неделя семестра Доклад на 3 минуты

 

    семинара, составление каталога журнальных статей с аннотациями (5 статей)    

 

 

Литература (номера источников литературы из п. 5): 1, 8, 9, 10.

Дополнительная литература (номера источников литературы из п. 5): 25, 26, 27, 29.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Авторы - создатели программ для системы специального дошкольного образования.

2. Содержание программ по физической культуре для дошкольников с нарушением зрения?

3. Как развивалась отечественная наука об адаптивном физическом воспитании дошкольников?

4. Каковы современные тенденции развития науки о физической культуре ребенка?

Вопросы для самопроверки:

1. Раскрыть цель и задачи адаптивного физического воспитания дошкольников с нарушением зрения.

2. Дать характеристику упражнений, рекомендуемых специализированными программами для слепых и слабовидящих дошкольников.

3. Раскрыть принципы построения программы для ДОУ, в котором воспитываются дети с нарушениями зрения.

4. Охарактеризовать задачи, рекомендуемые программами Для этих видов ДОУ.

Примерные тестовые задания:

Вопрос 1 Задачи АФВ для детей с нарушениями зрения выделены следующие:

1) только общие задачи, принятые в физическом воспитании;

2) только задачи укрепления здоровья;

3) наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья АФВ направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения;

4) только задачи коррекции физического развития.

Вопрос 2. Средства АФВ для детей с нарушениями зрения выделены следующие:

1) только общеразвивающие упражнения;

2) общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, формирования микроориентировки, основные движения, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, доступные детям, упражнения для развития физических качеств, коррекционные упражнения, упражнения для глаз;

3) только основные движения;

4) только упражнения на коррекцию физического развития.

Вопрос 3. Для детей с нарушениями зрения выделены следующие упражнения для развития зрительно-двигательной координации:

1) упражнения для снятия двигательного утомления, для совершенствования центрального и периферического зрения;

2) упражнения в ходьбе и беге;

3) упражнения строевые;

4) включение в общеразвивающие упражнения движений глазами.

Вопрос 4. Для детей с нарушениями зрения выделены следующие упражнения для развития пространственного восприятия, ориентировки и точности движений:

1) только определение названия, цвета, формы, величины предметов;

2) определение названия, цвета, формы, величины предметов, рисунков при выключении центрального и периферического зрения, Для этого используют ходьбу и бег между предметами, по схеме, нахождение предметов, ходьба и бег за звуковым сигналом, строевые упражнения;

3) только ходьбу и бег на звуковой сигнал;

4) только строевые упражнения.

Вопрос 5. Для детей с нарушениями зрения доступны следующие спортивные упражнения и спортивные игры:

1) только катание на санках и плавание;

2) только ходьба на лыжах и плавание;

3) катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде, плавание; городки, элементы баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса;

4) только элементы бадминтона и настольного тенниса.

Тема 1.4. Особенности организации и методики проведения занятий АФВ со слепыми и слабовидящими детьми

Аудиторные занятия

Лекция 2. Организация и методика проведения занятий АФВ в специализированном ДОУ

1. Особенности организации занятий АФВ со слепыми и слабовидящими дошкольниками в ДОУ.

2. Специфика применения методов АФВ при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

3. Методика проведения занятий АФВ со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста. Особенности обучения основным движениям.

4. Индивидуальные и групповые занятия.

5. Специальное оборудование и инвентарь для занятий АФВ со слепыми и слабовидящими детьми

6. Возрастные особенности воспитания физических качеств у слепых и слабовидящих дошкольников.

7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия для слепых и слабовидящих детей в режиме дня дошкольного специального (коррекционного) учреждения

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая (единое задание для каждого студента группы) Проработка конспекта лекции; подготовка к семинару и тестированию Конспект лекции; Составление карты развития движений у детей от 0 до 7 лет

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине

 

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Работа с основной и дополнительной литературой 3-я неделя семестра Представить конспект лекции и краткий конспект самостоятельно проработанного материала. карту развития движений
Литература (номера источников литературы из п. 5): 4, 6, 8, 9. Дополнительная литература (номера источников литературы из п. 5): 1, 2.11, 25, 26, 27, 28.  

 

Перечень вопросов для самостоятельного изучения и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Методика обучения дошкольников с нарушениями зрения основным движениям.

2. Методика обучения дошкольников с нарушениями зрения ОРУ.

3. Методика обучения дошкольников с нарушениями зрения сохранению правильной позы (осанки).

4. Методика формирование двигательной базы дошкольников с нарушениями зрения.

Вопросы для самопроверки

1. Выделите Особенности организации занятий АФВ со слепыми и слабовидящими дошкольниками в ДОУ.

2. В чем заключается специфика применения методов АФВ при организации занятий с детьми, имеющими нарушения зрении?.

3. Раскройте методику проведения занятий АФВ со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста.

4. Методика проведения идивидуальных и групповых занятий.

5. Какое специальное оборудование и инвентарь необходимый для занятий АФВ со слепыми и слабовидящими детьми?

6. Сензитивные периоды воспитания физических качеств у слепых и слабовидящих дошкольников.

7. Какие физкультурно-оздоровительные мероприятия для слепых и слабовидящих детей должны проводиться в режиме дня дошкольного специального (коррекционного) учреждения?

Примерные тестовые задания:

Вопрос 1. Значение физического воспитания детей с нарушением зрения является:

1) одним из важных направлений коррекционной работы;

2) одним из важных направлений коррекционно-педагогической работы, находится в тесной связи с другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы;

3) является основой для укрепления здоровья детей;

4) основой развития их двигательной активности.

Вопрос 2. Задачами физического воспитания детей с нарушением зрения являются:

1) только охрана и укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма;

2) только развитие потребности в двигательной активности;

3) охрана и укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма; развитие потребности в двигательной активности; формирование основных движений и двигательных качеств, коррекция и профилактика физического развития;

4) только формирование основных движений, коррекция и профилактика физического развития.

Вопрос 3. К организационным формам физического воспитания детей с нарушением зрения относятся:

1) утренняя гимнастика, подвижные игры, свободная деятельность детей, физкультминутки, музыкальные занятия, занятия по физической культуре;

2) только утренняя гимнастика и подвижные игры;

3) только занятия по физической культуре;

4) только свободная деятельность детей.

Вопрос 4. Организация и методика проведения физкультурных занятий включает:

1) проведение занятий в разных возрастных группах 3-4 раза в неделю, в специально оборудованном физкультурном зале, на участке ДОУ, в групповой комнате;

2) проведение занятий в разных возрастных группах 3-4 раза в неделю, в специально оборудованном физкультурном зале, на участке ДОУ, в групповой комнате. Занятие имеет вводную, основную и заключительную части. Во вводной части дети готовятся к основной физической нагрузке, поэтому в нее включаются упражнения в ходьбе, беге, строевые, несложные упражнении; в основной части дети выполняют общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключительной части занятия - легкий бег, ходьба, упражнения на внимание и координацию, подводятся итоги занятия; используют фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей; должна поддерживаться равномерная физическая нагрузка, моторная плотность занятия может быть высокой;

3) занятие имеет вводную, основную и заключительную части;

4) используют фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей; должна поддерживаться равномерная физическая нагрузка, моторная плотность занятия может быть высокой.

Вопрос 5. К методам физического воспитания детей с нарушением зрения относят:

1) только методы зрительного восприятия;

2) показ и практическое выполнение упражнений;

3) игровые методы;

4) словесные инструкции, звуковые сигналы, показ, зрительные ориентиры, помощь взрослого, страховку, метод упражнений, игровой.

Тема 1.5. Развитие физических качеств у детей с нарушениями зрения в процессе АФВ. Тема 1.6. Планирование и учет работы по АФВ детей с нарушениями зрения

Аудиторные занятия

Лекция 3. Методика развития физических качеств у детей с нарушениями зрения в процессе АФВ

1. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам для детей с нарушениями зрения.

2. Особенности регулирования психофизической нагрузки на занятиях АФВ, направленных на развитие физических качеств детей.

3. Учет сенситивных периодов развития физических качеств.

4. Методы развития физических качеств у слепых и слабовидящих детей

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Групповая Г рупповое решение творческих задач Выступление руководителя
 

 

Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме. Следует заранее подготовить вопросы и продумать примерные ответы. Такую работу должны заранее проделать и преподаватель и студенты. Можно использовать опорный конспект как раздаточный материал, наглядность.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Работа с основной и дополнительной литературой 4-я неделя семестра Представить конспект лекции и краткий конспект самостоятельно проработанного материала. карту развития движений
 

 

Литература (номера источников литературы из п. 5): 4, 6, 8, 9. Дополнительная литература (номера источников литературы из п. 5): 1,

2.11, 25, 26, 27, 28.

Учебно-методический раздаточный материал.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения:

1. Методы развития быстроты у детей с нарушениями зрения.

2. Методы развития координации у детей с нарушениями зрения.

3. Методы развития гибкости у детей с нарушениями зрения.

4. Методы развития силовых способностей у детей с нарушениями зрения.

5. Методы развития общей выносливости у детей с нарушениями зрения.

6. Назовите виды планирования АФВ в специализированном ДОУ для детей с нарушениями зрения.

7. Составьте план-конспект занятия и раскройте особенности его составления.

8. Как учитывается методика проведения занятия в плане-конспекте.

9. Как проводится учет физической подготовленности детей.

Вопросы для самопроверки:

Какие показания и противопоказания имеются к физическим нагрузкам для детей с нарушениями зрения?

2. Раскройте методы регулирования психофизической нагрузки на занятиях АФВ, направленных на развитие физических качеств детей.

3. Почему необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств?

4. Перечислите методы развития физических качеств у слепых и слабовидящих детей.

Тема 1.7. Задачи и средства АФВ детей с нарушениями слуха. Тема 1.8. Анализ программы АФВ детей с нарушениями слуха

Аудиторные занятия

Семинар 2. Задачи и средства АФВ детей с нарушениями слуха

1.Задачи АФВ детей с нарушениями слуха (коррекционные, образовательные, воспитательные, оздоровительные).

2. Средства АФВ. Особенности применения специальных упражнений. Обучение навыкам правильного дыхания.

3. Программы по физической культуре дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих детей.

4. Содержание программы.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения:

1. Назовите и охарактеризуйте принципы построения программы.

2. Перечислите цели и задачи адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих детей в программе по физической культуре.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскрыть задачи АФВ детей с нарушениями слуха по их

направленности: коррекционные, образовательные, воспитательные,

оздоровительные.

2. Дать характеристику средств АФВ для детей с нарушением слуха.

3. В чем заключаются особенности применения специальных упражнений?

4. Как следует проводить обучение навыкам правильного дыхания?

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение основной и дополнительной литературы; Конспект по изученному материалу. Выступление на семинаре

 

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Подготовка к семинарскому занятию, написание реферата по теме семинара, составление каталога журнальных статей с аннотациями (5 статей) 5-я неделя семестра Доклад на 3 минуты

 

 

Литература (номера источников литературы из п. 5): 1, 8, 9, 10.

Дополнительная литература (номера источников литературы из п. 5): 25, 26, 27, 29.

Методический материал: дополнительная литература, журналы.

Примерные тестовые задания

Вопрос 1. У детей выделяются следующие виды нарушений слуха:

1) глухонемота, оглушенность;

2) плохой музыкальный слух или его отсутствие;

3) частично слышащий и полностью оглохший;

4) глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха; тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины; важно подчеркнуть, что в современной сурдологической практике термин «тугоухий» применительно к детям с частично нарушенной слуховой функцией используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике принято использовать термин «слабослышащий»; позднооглохшие - дети, у которых к моменту наступления нарушения слуха уже была сформирована речь.

Вопрос 2. Отмечаются следующие двигательные нарушения у слабослышащих и глухих детей:

1) слух теснейшим образом связан с движением, поскольку слуховые

сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений; между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость; выделяют следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников: недостаточно точная координация и неуверенность движений; замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития пространственной ориентировки; замедленная реагирующая способность, скорость выполнения движений и темпа двигательной деятельности в целом; нарушения мелкой моторики, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве; нарушение дифференцировки и ритмичности движений; отставание в развитии двигательных качеств; установлено, что физическая работоспособность у детей с нарушенным слухом наилучшая в начале и середине осени, что способствует овладению новыми движениями; в переходный период от осени к зиме физическая работоспособность резко снижается, наблюдается ухудшение

самочувствия; в зимний период физическая работоспособность снова стабилизируется - период благоприятный для развития физических качеств и закрепления движений; переходный весенний период отличается снижением двигательной активности и общего самочувствия неслышащих детей - в это время лучше планировать игры и игровые занятия; середина весны и весь летний период благоприятны для физического совершенствования;

2) только трудности сохранения статического и динамического равновесия;

3) только недостаточно точная координация и неуверенность движений; замедленность овладения двигательными навыками;

4) только отставание в развитии двигательных качеств.

Вопрос 3. Слабослышащие и глухие дети имеют следующие нарушения психофизического развития:

1) только задержка развития локомоторных статических функций;

2) задержка развития локомоторных статических функций влияет на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, ребенок плохо ориентируется в пространстве и предметном мире; неслышащие дети имеют ослабленное здоровье; у них своеобразно формируется познавательная сфера, не формируется слуховое внимание; имеются трудности с переключением внимания; доминирует зрительное восприятие; дети отстают в сенсорном развитии, развитии мышления; речь не участвует в решении наглядных задач, отсутствует планирующая функция речи; потеря слуха сопровождается дисгармоничным физическим развитием, дефектами опорно-двигательного аппарата;

3) только проблемы развития познавательных процессов и отставание в физическом развитии;

4) не развиваются речь и моторика.

Вопрос 4. Для слабослышащих и глухих детей рекомендуются следующие подвижные игры:

1) практически те же самые, что и для детей без слуховых нарушений;

2) используются игры, более простые по содержанию и правилам;

3) используются игры с ходьбой, бегом прыжками, игры для развития двигательной реакции, внимания, воображения; игры с предметами (скакалками, мячами и др.), игры для развития мелкой моторики, обязательным компонентом игры является слово;

4) только игры малой подвижности.

Вопрос 5. Методика проведения подвижных игр с глухими и слабослышащими детьми заключается в следующем:

1) в исключении речи из игры, объяснение все жестами и мимикой;

2) методика проведения подвижной игры должна учитывать, что у глухих и слабослышащих детей из-за недостаточности развития речи новые движения осваиваются труднее и дольше, дети испытывают трудности в точном выполнении движения, воспроизведении темпа и ритма движений, хуже ориентируются в пространстве; поскольку компенсация слуха происходит за счет зрения, эту особенность тоже учитывают при проведении подвижной игры; дети должны видеть, что им предстоит делать, поэтому движения показываются точно по всем параметрам; показ должен сопровождаться объяснением, указанием, командой; дети должны видеть движения губ, жесты и мимику говорящего; при показе дети должны повторять задание вслух; педагог должен убедиться, что дети хорошо поняли правила игры; продуманная, хорошо организованная игра создает благоприятные условия для речевого общения, обогащает словарный запас, развивает физические и психические качества ребенка, приучает к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики;

3) используются зрительные ориентиры как сигналы для начала и окончания игры, для регулирования нагрузки в игре;

4) игру показывают на картинках, затем зрительными сигналами регламентируют ход игры.

Тема 1.9. Особенности организации и методики занятий АФВ в ДОУ для глухих и слабослышащих детей

Аудиторные занятия

Лекция 4. Организация и методика проведения занятий АФВ в специализированном ДОУ

1. Формы двигательной активности глухих и слабослышащих детей в режиме дня дошкольного специального (коррекционного) учреждения.

2. Особенности организации занятий АФВ с глухими и слабослышащими детьми.

3. Построение занятия. Методика проведения занятий с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста.

4. Особенности обучения основным движениям, освоение ОРУ. Формирование двигательной базы. Особенности формирования навыков пространственной ориентации. Понятие «мертвой зоны».

5. Специфика применения методов АФВ при организации занятий с глухими и слабослышащими дошкольниками.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения

1. Применение жестовая речи и спортивных жестов

2. Структура занятия адаптивной физической культурой в ДОУ для глухих и слабослышащих детей.

3. Индивидуальные и групповые занятия.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите формы двигательной активности глухих и слабослышащих детей в режиме дня дошкольного специального (коррекционного) учреждения.

2. Выделите5 особенности организации занятий АФВ с глухими и слабослышащими детьми.

3. Как построить занятие АФВ?

4. Представьте методику проведения занятий с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста.

5. Охарактеризуйте особенности формирования двигательной базы о слабослышащих и глухих детей

5. В чем проявляется специфика применения методов АФВ при организации занятий с глухими и слабослышащими дошкольниками?

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплине

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
  Общая (единое задание для каждого студента группы) Проработка конспекта лекции; подготовка к тесту Конспект лекции; Составление словаря понятий по учебной дисциплине Тест
2. Групповая Решение ситуационных задач на основе видеоматериалов Выступление преподавателя
3. Индивидуальная Вписать в конспект свои предложения Дополнения в конспекте по предложенным упражнениям
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на лекционном занятии. При проведении занятия используется работа в малых группах. Группа разбивается на подгруппы,  

 

анализирует содержание адаптивного физического воспитания на примере видеоматериала, раздаточного материала. В процессе обсуждения соотносятся цель, задачи, виды упражнений, доступных в специализированных ДОУ. Каждая подгруппа готовит предложения по оптимизации АФВ в ДОУ с позиций: «как бы я проводил занятия АФВ в качестве педагога. Учебно-методические материалы к групповой самостоятельной работе: фотоматериалы, фрагменты статей,

видеоматериалы.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
  Общая Подготовка к семинарскому занятию, написание реферата по теме семинара, составление каталога журнальных статей с аннотациями (5 статей) 5-я неделя семестра Доклад на 3 минуты
 

 

Литература (номера источников литературы из п. 5): 1, 8, 9, 10.

Дополнительная литература (номера источников литературы из п. 5): 25, 26, 27, 29.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: