Тема: Строение и структура биополимеров.
Способы получения, специфические свойства (семинар).
Дата:_________ Занятие № 1
Классификация биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновые
кислоты). Способы получения (реакции полимеризации и поликонденсации). Структура макромолекул (линейные, плоскостные, пространственные). Специфические свойства: молекулярная масса, асимметричность, гибкость, эластичность.
Цель работы: усовершенствовать знания о принципах строения биополимеров и показать влияние состава и химической природы компонентов макромолекул на их физико-химические свойства.
Сущность работы: разобрать классификацию биополимеров; на конкретных примерах рассмотреть структуру белков, полисахаридов, нуклеотидов; изучить способы получения биополимеров и их специфические свойства.
Задание №1.
Заполнить данную таблицу:
Классификация полимеров.
состав | природа | структура |
* Биополимеры - это высокомолекулярные вещества, обеспечивающие жизнедеятельность живых систем.
1.
Задание № 2.
На конкретных примерах приведите способы получения биополимеров:
1. Реакция полимеризации:
2. Реакция поликонденсации:
Задание № 3.
Приведите структурные формулы фрагментов:
______________________________________
Полипептидной цепи полинуклеотидной цепи
________________________
Гликозидной связи
2.
Задание №4
Приведите структурные формулы гетероциклических оснований:
_____________ _____________ __________
Тимина аденина гуанина
_______________ _________________
Цитозина урацила
Задание № 5.
Приведите схематично четыре морфологические организации белковых структур:
|
______________________ _________________
Первичная структура вторичная
Структура
3.
_______________________________________
Третичная структура четвертичная
Специфические свойства биополимеров:
Высокая молекулярная масса-
Асимметричное строение-
3. Гибкость –
4.
Эластичность -
Домашнее задание:
1. Приведите строение любого трипептида и назовите его _________________
2. Приведите строение фрагментов следующих полисахаридов: крахмала, гликогена.
3. Приведите фрагмент полинуклеотида с пуриновым основанием, укажите сложноэфирные и гликозидные связи, назовите его:
5.
4.Охарактеризуйте природу связей между отдельными звеньями в макромолекулах полисахаридов
5. Напишите структуру гексапептида: глицил-тирозил-валил-лизил- треонил- лейцин. Сколько в нем пептидных связей?
6.
БИОПОЛИМЕРЫ
Классификация
п о ПОЛИНУКЛЕОТИДЫБЕЛКИ ПОЛИСАХАРИДЫ
Составу
Методы поликонденсации полимеризации
получения
Структура первичная вторичная третичная четвертичная
Биополимеров
Поли пептидная спираль двойная или
Цепь линейная тройная несколько
Полинуклеотидная цепь спираль глобул объеди
Разветвленная няются в одну
цепь циклических глобулярная крупную
Полуацеталей частицу
складчат ая
Стержнеобразная
Типы силы водородные ионные дисульфидные
Взаимодействия Ван-дер-Ваальса связи связи связи
Дата: _________
Тема: Полисахариды. Получение, строение и свойства.
|
Занятие № 2
Блок информации (по указанию преподавателя):
8.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Качественные реакции на полисахариды, Гидролиз полисахаридов.
Цель работы: изучить основные свойства полисахаридов, обусловленные их строением.
Сущность работы: провести реакции, характеризующие свойства крахмала и целлюлозы.
Опыт 1. Цветная реакция на крахмал:
Характерной реакцией на крахмал служит реакция с раствором йода в йодиде калия (иод-крахмальная реакция).
Реактивы: крахмал 1%-ный раствор, раствор Люголя (в 100 мл воды растворено 20 г йодида калия и 10 г йода).
Ход работы. В пробирку помещают 1 – 2 мл раствора крахмала, приливают одну каплю раствора Люголя (J2 + КJ); отмечают окраску раствора, затем нагревают и охлаждают.
Опишите наблюдения | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Опыт 2. Гидролиз крахмала:
Реактивы: крахмал (1%-ный раствор), соляная кислота (конц.), раствор Люголя, лакмус, 10%-ный раствор гидроксида натрия, раствор Фелинга.
Ход работы: в пробирку наливают 5 мл 1 %-го раствора крахмала и 6 капель концентрированной соляной кислоты. Перемешивают и кипятят на пламени горелки. Через 1-2 мин после кипения берут несколько капель раствора пипеткой и приливают в пробирку, в которой находится 6 мл дистиллированной воды, сюда же приливают 2 капли раствора Люголя. Отмечают полученное окрашивание. Пробирку с остатками крахмала кипятят еще 1-2 мин и снова проводят такую же пробу с раствором йода в йодиде калия. Отмечают полученное окрашивание. Затем кипятят еще
|
4 мин и проводят пробу с реактивом Люголя, после чего должно получиться желтое окрашивание. Это значит, что крахмал расщепился до глюкозы. Гидролизованный раствор крахмала нейтрализуют с поьощью лакмуса раствором гидроксида натрия, добавляют реактив Фелинга и нагревают.
Опишите наблюдения | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Напишите уравнения реакций | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Опыт 3. Гидролиз целлюлозы:
Ход работы: в пробирку помещают
кусочек ваты, заливают его крепким раствором серной кислоты (72 %-ный). После полного растворения (приблизительно через 15 – 20 мин) раствор осторожно разводят водой в 10 – 15 раз и кипятят. После окончания гидролиза нейтрализуют крепким раствором щелочи до сильно- щелочной реакции (по лакмусу) и по каплям добавляют СuSО4.
Опишите наблюдения | 10. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Напишите уравнения реакций | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Выводы: |
11.
Домашнее задание.
1. Напишите структурные фрагменты:
________________________ _____________________
Амилозы амилопектина
__________________________ ______________________
Целлюлозы хондроитин-4-
Сульфата
__________________________ ________________________
Гиалуроновой кислоты гепарина
12.
2. Перечислите полисахариды, которые входят в состав соединительных тканей:
3. Напишите вещества, которые можно отнести к:
_________________________________________________
Гомополисахаридам
________________________________________________________
Гетерополисахаридам
_________________________________________________________
Олигосахаридам