Вопрос15.Реформы кабинетов консервативной и либеральной партий в Великобр. 60-80гг 19 в.




Политическую авансцену Англии определяли партия консерватизма и либеральная партия. В данный период времени они завершают свое формирование как партии современного типа(сами партии начинают формироваться в 40е гг).Реформы 1832г. не решили всех проблем, поэтому в 1860-1880гг. реформы были продолжены:

1.избирательная реформа (1867.1884г.): ликвидация «гнилых местечек»(обезлюдивших городков и деревень, сохранявших право представительства в парламенте), увеличение количества избирателей за счет снижения имущественного ценза (квартиросъемщики вошли в число избирателей ).2. Реформы управления страной:в 1872 году в Великобритании было введено тайное голосование. В тот же год была проведена реформа местного управления, которому подчинялись местные советы и муниципалитеты городов. В 1873 году была проведена судебная реформа. Упрощена система судопроизводства.Высшими судами становились верховный суд Великобритании и апелляционная палата. Реформа гражданской службы(1870) – согласно этой реформе, для того, чтобы стать чиновником, нужно было сдать экзамен (раньше должности покупали). 3. 1871 год – реформа армии. Была запрещена продажа офицерских патентов. 4. Реформа образования -закон о введении обязательного начального образования. С1891 года – начальное образование стало бесплатным. 5. Рабочий вопрос – в 1871 произошла легализация профсоюзов (право тред-юнионов на судебную защиту и проведение стачек).Закон о 54-часовой рабочей неделе, запрет приема на работу детей до 10 лет. 6.Законы о здравоохранении (Борьба против фальсификации медикаментов и продуктов, против загрязнения рек отходами предприятий). Т.о. реформы способствовали созданию в Великобритании гражданского общества и правового государства.

Вопрос16.Освободительное движение в Италии против австрийского господства и деятельность организации «Молодая Италия» Мадзини.Экономическое развитие Италии в первой половине XIX в. шло медленно: оно тормозилось политической раздробленностью страны, австрийским гнетом и господством феодально-абсолютистских порядков. Только освобождение страны от чужеземного господства, решительные демократические преобразования и объединение Италии в единое государство могли открыть путь для быстрого роста ее производительных сил.После 1830 г. национально-освободительное движение в Италии вступило в полосу подъема. Этот новый период получил название «Рисорджименто» («Возрождение»). В феврале 1831 г. в герцогствах Парма и Модена и в папской области Романья вспыхнули революционные восстания и образовались временные правительства.В Болонье был созван конгресс делегатов от этих трех областей, выдвинувший лозунг политического объединения всей страны. Однако уже в марте 1831 г. австрийские войска подавили революционное движение в этих частях Италии и восстановили в них прежние реакционные порядки. Быстрая ликвидация эти революционных выступлений объясняется тем, что руководившие ими буржуазные либералы не сумели вовлечь в революционную борьбу широкие слои крестьянства, уклонились от решения аграрного вопроса.В 1831 г. группа итальянских политических эмигрантов создала в Марселе организацию, которая сыграла впоследствии важную роль в борьбе за национальную независимость и политическое объединение Италии.Это было общество «Молодая Италия», основанное виднейшим итальянским буржуазным революционером-демократом Джузеппе Мадзини (1805—1872).Мадзини еще студентом вступил в ложу карбонариев в Генуе, был арестован, а затем выслан из Италии.«Молодая Италия» ставила своей целью объединение Италии в единую независимую буржуазно-демократическую республику путем революционного восстания против австрийского господства. Единую Италию Мадзини мыслил как республику, где утвердятся политические свободы, гражданское равенство, всеобщее избирательное право. Вся итальянская нация должна была навсегда забыть о своих узкоклассовых интересах и конфликтах. Опорой Мадзини являлись прогрессивные слои мелкой и средней буржуазии, а также передовые группы интеллигенции.Однако, Мадзини был против конфискации всех крупных земельных владений и передачи их в собственность крестьянам. Порочной была и его тактика узких заговоров и восстаний, руководимых из-за границы, без тесной связи с массами, вне зависимости от того, имелась ли налицо революционная ситуация. Поэтому организация оказалась не в состоянии довести организованные ею в 1830-1840-х годах восстания до победного конца. Попытки Мадзини и его сторонников поднять народное восстание в Сардинском королевстве и тем самым поднять массы на общеитальянскую революцию, не увенчались успехом. Многие участники этого движения (1833-1834 годов) были казнены и брошены в тюрьмы. Среди заочно приговоренных к смерти был сам Мадзини.Борьба “Молодой Италии” не была бесплодной, она подготовила почву для новой буржуазной революции в Италии. Находясь в эмиграции, Джузеппе Мадзини занялся распространением своих идей среди итальянских пролетариев, призывал буржуазию добровольно улучшить положение рабочего класса. В целом, пропагандистская деятельность “Молодой Италии” пробудила национальное самосознание в среде итальянцев и укрепила идею необходимости объединения страны.

 

Вопрос 45.Создание Второй Речи Посп.1918г. и характер полит. режима. Воссоздание независимого Польского государства было связанно с крушением Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Февральская революция 1917 года в России фактически признала право поляков на образование собственного государства. Одна из частей Польши была оккупирована немецкими войсками, а другая принадлежала Австро-Венгрии. Польский Национальный Комитет, созданный осенью 1917 года, был признан государствами Антанты как официальный представитель всех поляков, несмотря на попытки Германии и Австро-Венгрии не допустить образования Польского государства, остановить этот процесс было невозможно.. 7 ноября 1918 г. в Люблине было образовано Временное народное правительство во главе с И. Дашиньским. Оно объявило о создании Польской народной республики и роспуске Регентского совета в Варшаве, провозгласило основные демократические права и свободы. Во многих городах действовали и стихийно образованные советы рабочих депутатов.Формальным началом истории II Речи Посполитой считается 11 ноября 1918 года, когда польские отряды разоружили немецкий гарнизон в Варшаве, и вернувшийся из немецкого плена революционный лидер Юзеф Пилсудский принял военную власть из рук Регентского совета Королевства Польского. Три дня спустя (14 ноября 1918 года) Пилсудский принял на себя также гражданскую власть, а сам Регентский совет и Временное народное правительство Польской Республики решили наделить Пилсудского полномочиями временного правителя.

18 ноября 1918 года было создано общепольское правительство, но оно просуществовало недолго из-за нежелания правых партий поддерживать многие мероприятия, считавшиеся ими революционными. Новым руководителем страны был назначен Юзеф Пилсудский, пост которого назывался «начальник государства».

Политика Ю.Пилсудского (11.11.1918 – 14.12.1922):

- сформировал правительство во главе с социалистом Энджеем Морачевским;

- установил 8-часовой рабочий день, ввел социальное страхование, минимальные зарплаты;

- добился признания Польши от США, Франции, Великобритании, Италии;

-Польско-украинская война закончилась полным разгромом Западно-Украинской народной республики. В 1919 году началась советско-польская война, которая шла с переменным успехом.По Рижскому мирному договору 1921 года, западная часть украинских и белорусских земель отошла к Польше.

- март 1921 г. – принята Конституция Польской республики; Она носила буржуазно-демократический характер и открыла период парламентской демократии в Польше (1921 – 1926 гг.). Высшим государственным и законодательным органом власти объявлялось Национальное собрание, состоявшее из двух палат (Сейм и Сенат). Исполнительная власть принадлежала президенту и кабинету министров. Конституция вводила всеобщее избирательное право (с 21 года, кроме военных), систему местного самоуправления, провозгласила широкие гражданские права и свободы. Католическая религия выводилась на первое место среди других религий. Национальные меньшинства должны были получить культурно-национальную автономию. После избрания президента был ликвидирован пост Временного начальника государства, и Пилсудский вынужден был уйти в отставку.

1922-1926 гг.- Экономическая и социальная нестабильность, национальные конфликты ослабляли демократический строй. Всё более популярной была идея установления «твёрдой власти». Таким образом, в Польше разразился кризис парламентской системы.

- 12 мая 1926 г. – происходит государственный переворот и устанавливается диктатура Ю. Пилсудского. Режим получил название «санации» т. е. оздоровление. Суть режима «санации»:

- в стране установилась единоличная власть Ю. Пилсудского;

- правительство стало независимым от парламента;

- ограничение деятельности политических партий;

- проводилась жесткая национальная политика;

- ограничение демократических свобод;

- проводились репрессии против опозиции

- централизованное управление экономикой

- присутствовали различные формы собственности;

- государство способствовало развитию предпринимательства, предоставляло государственные субсидии;

- укрепилась национальная волюта – злотый.

Последствия режима «санации»

1. Укрепились позиции правящих сил Польши

2. Была достигнута стабилизация экономики при помощи стран Антанты и США

3. Остался нерешенным аграрный вопрос

По экономике Польши сильно ударил мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Польша во второй раз перестала существовать как независимое государство.Главной причиной падения Польши была агрессия гитлеровской Германии. Однако в трагедии Польши также виновата и недальновидная политика польского правительства: концепция «двух врагов»(Германия и СССР), незащищённость западной границы, постоянные метания и паническая боязнь СССР.

Вопрос 46.США и послевоенное урегулирование. Вильсон и 14 пунктов. Америка, вступившая в 1Мировую войну позже остальных великих держав, су­мела не только сохранить военный и экономический потенциал, но и по­лучить от войны огромные прибыли:они преуспели в мировой торговле, значительно обогатились и превратились в круп­нейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитиче­ские успехи, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегу­лирования, которую американская дипломатия упорно отстаивала в ходе мирных переговоров (Парижская мирная конференция 1919г.,Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.) Четырнадцать пунктов Вильсона — проект мирного договора, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Включал

1. Открытые мирные договоры.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях.

3. Устранение всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций.

4. Установление гарантий разоружения.

5. Свободное, беспристрастное разрешение всех колониальных споров.

6. Освобождение всех российских территорий,оккупированных Германией.

7. Бельгия должна быть освобождена и восстановлена.

8. Возвращение Франции оккупированных Германией территорий.

9. Исправление границ Италии.

10. Народы Австро-Венгрии получают автономию.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть освобождены. Сербии должен быть предоставлен доступ к морю.

12. Турецкие части Османской империи должны получить суверенитет.

13. Должно быть создано независимое Польское государство.

14. Должно быть образовано общее объединение наций(Лига Наций) в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав. Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. Программа вела к установлению гегемонии США в международных делах. В частности, «свобода торговли» должна была открыть мировые рынки для самой сильной в экономическом отношении страны, «свобода морей» была направлена против контроля над мировыми торговыми путями со стороны британского флота. В Лиге Наций Вильсон также рассчитывал получить для США роль третейского судьи.

 

Вопрос 68.Китай в конце 20 – нач. 21века. Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда»: в КНР достигнуты значительные успехи в реформировании централизованной системы, на протяжении всего периода преобразований сохраняются высокие темпы роста экономики (в среднем 10 процентов в год), четко прослеживается тенденция к усилению экономической мощи страны. Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.

Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров. При подготовке реформы Дэн Сяопин отмечал: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование — это социализм? Планирование и рынок — это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае. Новой целью планирования является контроль совокупного спроса и предложения, корректировка географического распределения различных отраслей промышленности, управление финансовыми и материальными ресурсами.

Китайский опыт экономических реформ отличается постепенностью рыночных преобразований. Так, Китай постепенно открывал новые зоны для доступа иностранных инвестиций в страну, была проведена частичная либерализация цен, дабы избежать инфляции и народных волнений. Инфляция в КНР оставалась сравнительно низкой за весь период реформ. Это способствовало стабильности и гарантировало поддержку экономических реформ населением. В последние годы экономика Китая стремительно развивается. После того как была проведена либерализация внутреннего рынка для иностранных инвестиций и предоставлена свобода развитию частного сектора, в стране появились компании, обороты которых достигали миллиарды долларов. В производстве электроники, товаров народного потребления эта страна уже стала мировым лидером. Положительные перемены произошли в китайском автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях. Т.о. в конце ХХ--начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии.

 

 

выдвигал программы глубоких социальных реформ, проведение которых могло бы улучшить положение крестьянства и шире вовлечь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: