Особенности специальной психологической подготовки




 

Борьба с нервно-психическими нарушениями среди высококвалифицированных спортсменов становится более чем актуальной. И тем не менее она почти не ведется. Почему?

Главным образом потому что люди, профессионально занимающиеся спортом, очень слабо разбираются в вопросах нервно-психической нормы, в отклонениях от нее, плохо знают психологию и совсем не знают психогигиену – науку о том как сохранять нервно-психическое здоровье. Слабая компетенция в этих вопросах – следствие неправильно составленных программ, по которым в высших учебных заведениях будущие спортсмены и тренеры изучают все то, что связано с психической деятельностью. То, что преподается и как преподается, имеет очень малое отношение к практике современного спорта.

Отсюда психологическая и психогигиеническая неграмотность, демонстрируемая подавляющим большинством спортсменов. Многие из них считают, что нервно-психические отклонения от нормы, скажем такие, как предстартовая лихорадка, различные страхи, бремя лидерства, повышенная раздражительность и конфликтность и т.п. Но ведь это – глубочайшее заблуждение! Бороться с нервно – психическим неблагополучием, а главное, предупреждать возникновение различных отклонений от нервно-психической нормы – важнейшая задача! Ибо любое из них, как правило, мешает успешным выступлениям на соревнованиях, где с каждым годом победа становится все более и более значимой и весомой во всех отношениях, в частности, в денежных.

Различные неприятности нервно-психического свойства грозят и тренерам, особенно тем, что чрезмерно эмоционально реагируют на неудачные выступления учеников и этим самым травмируют свой мозг, а вместе с ним и весь организм. Тренерам просто жизненно необходимо уметь защищать себя от всевозможных ударов судьбы. А научиться этому не так уж трудно, если овладеть возможностями аутотренинга. На это потребуется не более одной недели.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ. Способность произвольно управлять своими психическими состояниями развивается у спортсменов по мере приобретения соревновательного опыта, роста спортивного мастерства и, что не менее важно, – в результате приобретения психологических знаний по регуляции и саморегуляции состояний. Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов. Если встать перед зеркалом и произнести: «Я улыбаюсь» – и мысленно представить свое лицо улыбающимся, то зеркало покажет, что после этих слов и соответствующего им мысленного представления улыбка непременно появится. Следовательно, мысленный образ улыбки породил движение в мышцах лица.

Подобные примеры, а их можно привести множество, позволяют сделать два ОЧЕНЬ важных вывода. Первый – слова имеют постоянных «спутников» – мысленные образы. Второй слова вместе с их мысленными образами способны оказывать воздействие на наш организм, причем чем ярче образы, тем сильнее они действуют.

Основным методом воздействия на ученика являются слова. Это обращение, рекомендации и советы, указания, замечания, беседы, разборы, моральные в и др.

Совокупное мнение товарищей – эффективный инструмент психологического воздействия, что является своеобразным методом психорегуляции, так же, как и методы внушения.

МЕТОДЫВНУШЕНИЯ. Относятся к области психотерапии и доступны только специалистам-гипнологам. Применение внушения возможно в тяжелых случаях стойких защитных реакций психологического «зажима», безволия и др.

Методы саморегуляции – самый действенный путь упорядочения психики спортсмена, его поведения.

Идеомоторика – это явление перехода представления о движении в формы более или менее реального его выполнения через появление непроизвольных и сознательно вызванных внутренних образов, возбуждающих, в свою очередь, импульсы к движению, его имитации и др.

Идеомоторный акт (ИА) – неотъемлемый компонент учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Изучение данной проблемы показывает, что мысленная тренировка всегда эффективна.

Медитация – сложная и тонкая методика саморегуляции. Для нее характерно полное сосредоточение на избранном объекте, устранение факторов, рассеивающих внимание, как внешних (шум, свет), так и внутренних (нервное и физическое напряжение, Посторонние ощущения и др.), В психической саморегуляции различают два основных направления – сомоубеждение и самовнушение.

Арсенал средств аутовоздействия был бы не полон без включения таких приемов саморегуляции, как физические упражнения и управление дыханием, физические упражнения и мышечные упражнения, даже для спортсменов, занимающихся главным образом двигательной деятельностью, оказываются полезными. Несомненный эффект дает управление состоянием через регуляцию дыхания, через смену ритмов дыхания и др.

Метод секундирования. Развитие самостоятельности, т.е. умения самостоятельно, без посторонней помощи решать все задачи, возникающие в период соревнований. Однако это не исключает необходимости управлять состояниеми поведением спортсмена извне. Используется метод релаксации и успокоения, снижения значимости соревнования, мобилизации, внушения уверенности в себе, своей готовности и высоких возможностях и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: