Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище




 

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия. Согласно ч. 2 ст. 40 КРФ поощряется жилищное строительство, создаются условия для осуществления права на жилище. Реализация этой конституционной нормы предполагает необходимость разработки и внедрения различных организационно-правовых и финансовых мероприятий, способствующих удовлетворению жилищных потребностей населения.

Так, гражданам, необеспеченным жильем, по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсации (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Особая роль в обеспечении жилищных потребностей принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления, поскольку именно на них возлагается Конституцией обязанность способствовать осуществлению права на жилище. Они, в частности, должны обеспечить возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве и приобретении жилья; предоставление, продажу в установленном земельным законодательством в порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией; возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства и др.

Гражданам могут предоставляться компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. При строительстве или покупке жилья граждане имеют право на получение кредита под залог, в том числе под залог недвижимости, а также под гарантии органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления либо под гарантии организаций, общественных объединений. Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права на жилище.

Общий порядок оказания кредитно-финансовой поддержки населению установлен Положением о жилищных кредитах, утвержденном Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1180 (Сборник законодательства РФ 1994. № 7 Ст. 692). В положении предусмотрено три вида кредитов: земельный кредит (краткосрочный или долгосрочный) на приобретение или обустройство земли под предстоящее жилищное строительство; краткосрочный строительный кредит – для финансирования строительных работ; долгосрочный кредит – на приобретение жилья. Сумма, выдаваемого кредита не должна превышать 70% стоимости приобретаемого или строящегося объекта. Остальные 30% стоимости строительства гражданин оплачивает за счет средств, полученных в виде субсидий и собственных сбережений.

Гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим жилье за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов, предоставляются налоговые льготы. Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими работы, в том числе после увольнения после вооруженных сил, устанавливается оплата труда на срок до двух лет, в порядке, определенном законодательством РФ для безработных, участвующих в общественных работах.

В условиях рыночной системы экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Законом закреплено правило, обеспечивающее поддержку социально незащищенных слоев населения: для них предусматривается возможность получения жилых помещений на условиях договора найма в домах государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату. К таким социально незащищенным категориям законодательство относит, в частности, инвалидов Отечественной войны и приравненных к ним лиц, ветеранов войны, семьи погибших при исполнении государственных обязанностей, семьи с доходами ниже прожиточного минимума.

Предоставление жилых помещений на льготных условиях может осуществляться из государственных, муниципальных, общественных фондов и той части частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане.


Заключение

 

Конституция Российской Федерации 1993 года является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности.

Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Российской Федерации, сложен и многогранен. Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативно-правовых актов меньшей юридической силы, среди которых Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является Жилищный Кодекс Российской Федерации. По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Российской Федерации.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, то есть оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами права являются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Обеспечению права на жилище способствует система определенных мер помощи гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия.


Список использованных источников и литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Издательство: АСТ, Астрель

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) по состоянию на 1 января 2008 года. Издательство: Эксмо

3. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. М.: Эксмо. 2005.

4. Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005.

5. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ (постатейный).Изд. 2-ое, испр. и доп., с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. коллектива и ответ. ред докт. юрид. наук, профессор О.Н. Садиков М., 2002. – 787 с.

6. Постатейный комментарий к Жилищному Кодексу РФ. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2005 года. Под ред. доктора юридических наук Крашенинникова П.В. Статут, 2005.

7. Василевская Л.Ю. Право собственности на жилые помещения в гражданском праве: истоки и нормативное регулирование // Гражданин и право. – 2004. № 1.

8. Кузьмина И.Д, Понятие жилого помещения // Российская юстиция. – 2004. № 9.

9. Некоторые вопросы реализации конституционного права граждан на жилье // Пробл. вопросы личности и государства (историко-правовой аспект). – Оренбург, 1997.

10. Седугин П.И. Жилищное право. – М., Проспект, 2004.

11. Толстой Ю.К. Обмен жилых помещений // Правоведение. 2002. № 4.

12. https://www.consultant.ru/


[1] Ч.2 Ст. 40 Конституции Российской Федерации 1993 года

[2] Жилищное законодательство. Нормативные документы. – М., 2006. С. 408-424.

[3] Василевская Л.Ю. Право собственности на жилые помещения в гражданском праве: истоки и нормативное регулирование // Гражданин и право. – 2004. № 1. С. 19.

[4] Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. – 2000. С. 38

[5] Кузьмина И.Д. Понятие жилого помещения // Российская юстиция. – 2004. № 9. С. 4 – 6.

[6] Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. – М., 1998. С. 456.

[7] Ст. 14 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

[8] Ст. 19 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

[9] Ст. 10 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

[10] Некоторые вопросы реализации конституционного права граждан на жилье // Пробл. вопросы личности и государства (историко-правовой аспект). – Оренбург, 1997.

[11] Постатейный комментарий к Жилищному Кодексу Российской Федерации. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июля 2005 года. Под ред. доктора юридических наук Крашенинникова П.В. Статус. 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: