Актуальность кружковой программы.




Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад №110 «Золушка»

Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

«Тропинка в экономику»

Руководитель: Иванова Т.К. (воспитатель)

Пояснительная записка

Актуальность кружковой программы.

В современных условиях дошкольного образования, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.

Нужно ли детям дошкольного возраста знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых?

Не всем же быть экономистами по профессии! Так полагают многие педагоги и родители, позиция которых мы, безусловно, считаем ошибочной. Поясню свою точку зрения на эту проблему и попытаюсь убедить всех сомневающихся.

В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические. Демонстрируют уровень нравственного развития ребенка - это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют мне сказать о том, что, старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К пяти-шести годам произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребенка становятся осознанными. Понимая свое поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознано и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Между пятью и шестью годами у ребенка формируются определенные понимание и оценка социальных явлений. Ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. В этот период отчетливо проявляется готовность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою. Но и чужую точку зрения. Эти особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам экономики. Эту сферу деятельности человека обычно соотносят с понятием «выгода», которое как раз и обнаруживается в поведении детей пяти – шести лет. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно- не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха» и «неуспеха». Взрослые ежедневно сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена – «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это тот важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещей, осознаваемых ребенком сути ценности и самого факта нечестного обмена. Взаимосвязь экономического образования и нравственного воспитания становятся очевидной.

В процессе нравственно – трудового и экономического воспитания детей начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.

Цель: Формировать у дошкольника умения понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).

Задачи:

1. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

2. Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и

«стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.

3. Признавать авторитетными качествами человека-хозяина, этическую и экономическую значимость. Которую следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.

4. Правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Принципы: учет возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Содержание программы способствует социально – коммуникативному и познавательному развитию детей.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием.

1.«Труд – продукт (товар)».

2.«Деньги, цена (стоимость)».

3. «Реклама: желание и возможности».

4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

 

Труд – основная деятельность человека, источник его существования.

Основные понятия: труд, работа, продукт, премия, продукция, рабочее место.

Профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир;

Орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам.

Педагогические задачи:

- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей нашей группы.

- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

- стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательность.

 

Деньги, цена (стоимость) – предмет купли- продажи, предмет жизненной необходимости.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить, проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия. Пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот.

Педагогические задачи:

- дать представления о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран).

- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны.

- воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.

- дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей.

 

Реклама: желание и возможности – широкое оповещение о свойствах товаров, произведений искусства и услуг в целях привлечения внимания и спроса потребителей.

Основные понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело, участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др).

Педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, ее значении.

- поощрять у детей объективное отношение к рекламе.

- воспитывать разумные потребности.

- учить детей правильно воспринимать рекламу.

 

Полезные навыки и привычки в быту – соблюдение чистоты и порядка, бережно пользоваться игрушками, книгами, экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам.

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный

(рачительный), щедрый, добрый, честный, запасливый.

Педагогические задачи:

- воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром.

- формировать представление о том, что предметный (вещный) мир – это мир рукотворный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: