В диагностике предусмотрены вопросы и задания по каждому из четырех блоков программы. При этом выделены три группы критериев: содержательный и мотивационный. После проверки по каждому блоку проводится подсчет баллов: если в большинстве случаев ребенок получил оценку «3». Это высокий уровень; преобладание оценки «2» говорит о среднем уровне, оценка «1»- о низком. В конце сентября проводится вводная диагностика детей и анкетирование родителей, а в конце апреле итоговая.
Сроки и форма реализации программы
Программа может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).
Кружок рассчитан на семь месяцев (тридцать недель), проводиться один раз в неделю по 25 - 30 минут, во вторую половину дня, в три часа. Используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный критерий:
Адекватно употреблять в играх, общение со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия. Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя. Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия. Знаком с понятием «банк», назначением банка. Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламо-изготовитель, участники рекламной деятельности и др.). Знает и называет разные виды рекламы (печатная, радио-и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др).
Операционально –деятельностный критерий:
Адекватно ведет себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении. Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность. Любит трудиться, делает полезное для себя и радость других. Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемое покупки). Бережно, рационально, экономно использует все, что предоставляет для игр и занятий (бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др). Следует правилам: «Не выбрасывай вещь, если можно продлить ее жизнь. Если вещь тебе не нужна, лучше отдай ее, подари другому человеку». С удовольствием делай подарки другим и испытывай от этого радость.
Мотивационный критерий:
Появляется интерес к экономической деятельности взрослых (знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе, радуется новым покупкам). Объясняет состояние бедности и богатства. Осознает смысл базисных качеств экономики. Переживает в случае порчи, поломки вещей, игрушек. Сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе. С удовольствием помогает взрослым, объясняет необходимость оказания помощи другим людям.
Календарно – тематическое планирование:
Месяц | Тема | Содержание раздела | Средства |
сентябрь | диагностика | беседа | - |
4 неделя | вводная | Анкетирование родителей | анкета |
октябрь | |||
1 неделя | «У каждого человека должно быть интересное дело» | Беседы, рассуждение | иллюстрации |
2 неделя | «Почему все взрослые работают». | Дидактические игры | игры |
3 неделя | «Когда продукт труда превращается в товар» | рассматривание | иллюстрации |
4 неделя | «Ценность и украшение товара – его качество» | Игра, рассматривание | Посуда, книги, игрушки разного качества |
ноябрь | |||
1 неделя | «Менеджер – интересная профессия» | Беседа с представителем профессии | |
2 неделя | «Продолжаем знакомится с профессией менеджер» | Пластилин желтого или белого цвета | лепка |
3 неделя | «Сколько заработал, столько и купил» | Материалы, необходимые для рисования и изготовления аппликации | Рисование аппликация |
4 неделя | Развлечение «Труд – продукт» | рассматривание | Деньги разного достоинства |
декабрь | |||
1 неделя | «Что такое деньги?» | Создание альбома | Настоящие деньги |
2 неделя | «Что такое цена?» | Рассматривание, игры | Фотоаппарат, Конструктор «Лего»,Заводные игрушки, ручка, ластик, альбом. |
3 неделя | «Чем лучше качество, тем дороже вещь» | Изготовление дизайнерской чашки | Чашка с блюдцем обыкновенные и дизайнерские |
4 неделя | «Откуда у людей берутся деньги» | Составление рассказа | Иллюстрации с изображением людей разных профессий |
январь | |||
1 неделя | «Что было, когда не было денег» | Чтение, рассматривания | Иллюстрации, книги |
2 неделя | «Что такое бюджет семьи?» | Составление диаграммы | Картинки с изображением членов семьи |
3 неделя | «Бюджет моей семьи» | Чтение стихотворения | книга |
4 неделя | «Экскурсия в ближайший магазин» | Покупка товара | монеты |
февраль | |||
1 неделя | «Меценаты. Благотворительная деятельность» | Рассказы о меценатах | иллюстрации |
2 неделя | «Деньги разных стран» | Работа по карте мира | Настоящие деньги разных стран |
3 неделя | «Закрепление пройденного» | игра | Товарные чеки |
4 неделя | Развлечение «Деньги разных стран» | игра | глобус |
март | |||
1 неделя | «Зачем нужна реклама» | рассматривание | Рекламные буклеты, листки, книги в которых есть реклама |
2 неделя | «Какой бывает реклама» | Рисование, рассматривание | Фотографии щитовой рекламы и рекламы на транспорте |
3 неделя | «Кем и где делается реклама?» | Чтение сказки | Иллюстрации с изображением рекламного агентства |
4 неделя | «Уличная реклама» | экскурсия | Рекламные щиты |
апрель | |||
1 неделя | «Работа с рекламными буклетами (детского содержания) | Изготовление рекламы | Косметика, игрушки, мебель |
2 неделя | «Если бы у меня было собственное дело…» | Экскурсия в кабинет заведующей | |
3 неделя | «Играем в рекламу» | Изготовление аппликации, рисунка, конструирование | Листы бумаги, карандаши, клей и тд. |
4 неделя | Итоговая диагностика |
Используемая литература:
1.А.Д Шатова «Тропинка в экономику»: программа методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5- 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2015 год.
2.Н.Ф Виноградова, Т.А Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг нас. – М: Просвещение, 1993 год.
3. И.А Сасова, А.Ф Аменд. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. – М.: Просвещение, 1988.